Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Работа с одарёнными детьми





Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми на примере подготовки команды школьников к олимпиадам по спортивному программированию

Автор: Н.А. Гасанова

Впервые в России командные состязания по программированию именно для школьников были организованы в 1993 году. Это была инициатива Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. А первый турнир городов состоялся в 1998 году, где участвовали команды европейской части нашей страны, в которых существуют известные своей многолетней плодотворной работой школы подготовки одарённых в области теоретической информатики и программирования школьников. Тогда по решению министерства образования России ежегодно стала проводиться в конце ноября – начале декабря Международная молодёжная неделя информатики и программирования.

Этапы работы.

При подготовке наших школьников к командным соревнованиям мы начали с того, что изучили и обобщили передовой педагогический опыт по работе с одаренными детьми. Используя итоги методических семинаров для подготовки команд в целом и отдельных участников к соревнованиям, выстроили свою систему, которая включает:

1. Создание системы консультирования отбора школьников с учетом полученной подготовки. Были организованы консультации для школьников 9 классов, обучающихся в математических классах. Для отдельных консультаций были приглашены лучшие студенты педагогического университета, имеющие опыт участия в подобных соревнованиях.
Параллельно проводится подготовка резерва: это нынешние 9-классники и работа на перспективу: в рамках факультативов занимаемся с школьниками 6-7-х классов.

2. Подобраны задачи разного уровня сложности, индивидуально для каждого школьника, с учетом личностных особенностей. С этой целью использовали литературу и материалы сайтов, которые приведены ниже.

Объявление:

3. Участие в таких соревнованиях предполагает разделение членов команд по различным функциям. Одни должны иметь хорошую математическую подготовку, уметь составить алгоритм и объяснить его другим членам команды. Другие должны умело пользоваться имеющимися техническими средствами, системами программирования и отладки. В команде также должен быть участник хорошо знающий физические законы и способный сделать математическую постановку задачи. Сложность подготовки состоит и в том, что необходимо обеспечить взаимозаменяемость членов команды. Для этого проводятся тренинги, развивающие способности школьников к совместной работе ради достижения цели. При проведении каждого тренинга преследовалась конкретная цель:

Отработка взаимозаменяемости членов команды, когда участнику команды, имеющему хорошую математическую подготовку, поручалось кодирование, а кодировщику поручалось математическая постановка.

Введение жесткого лимита времени на решение группы задач, с тем чтобы выработать у команды умение распределять свои силы.
Давалась одна очень сложная задача при отсутствии лимита времени, с тем чтобы выработать командный дух, умение концентрироваться и вырабатывать командой нестандартные решения.

После каждого тренинга всегда проводился разбор, где фиксировались все удачные решения, находки и ошибки.

4. Проведены дистанционные тренинги (Интернет-олимпиады), с правилами проведения которых можно ознакомиться на сайте: neerс.ifmo.ru/school. А методический разбор задач, который после некоторых этапов организаторы выставляют на сайте, помогает найти собственные ошибки и недочеты.

В результате проведенных тренингов у школьников формируются такие качества как:

-    Самостоятельность мышления.
-    Оригинальность
-    Способность обучаться самостоятельно.
-    Уверенность в себе.
-    Готовность решать сложные задачи.

Результативность.

Самым важным результатом является не только итоговое место, занятое в соревнованиях, сколько сам факт подготовки и участия в олимпиадах различного уровня. Участие в олимпиадах повышает мотивацию школьников к дальнейшему образованию. Школьники приобретают опыт общения со сверстниками, опыт научной работы, т.к. после олимпиад организаторы устраивают семинары и круглые столы с разбором задач для участников и тренеров. Учащиеся, демонстрируя свои способности в искусстве программирования, и получая результаты своего интеллектуального труда, повышают свой статус среди сверстников.

Наша школьная команда по информатике и программированию за период 2005 – 2006 год показала следующие результаты:

-    Приняла участие в полуфиналах 2005,2006 гг. Всероссийской командной олимпиады школьников для Восточно-Сибирского региона. В 2006 году заняла второе место в регионе.
-    Приняла участие в финале 2006 года Всероссийской командной олимпиады школьников в городе Барнауле и была сертифицирована ACM «Certificate of Achievement Pilot Junior Contest».

Это наши выпускники. Мы можем надеяться, что ребята выберут интересную специальность и получат путёвку в жизнь после окончания ВУЗа. Надеемся, что они продолжат свои выступления в командных чемпионатах, но только среди студентов. А с целью подготовки наших резервов мы продолжаем участвовать в Интернет – олимпиадах и проводить совместные консультации опытных игроков с подрастающим поколением.

Библиографический список

Алексеев А.В. Олимпиады школьников по информатике. Задачи и решения. Методическое пособие для учителей и учащихся школ. Красноярское книжное издательство. 1995.
Васильев В.Н., Парфёнова В.Г., Станкевич А.С. VII Всероссийская олимпиада школьников по информатике и программированию. Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО. 2006.
Новиков Ф. А. Дискретная математика для программистов. Санкт-Петербург. ПИТЕР. 2001.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >