Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Использование возможностей современных ПК





Использование возможностей современных ПК

Некоторые аспекты подготовки учителя к применению вероятностно-статистического аппарата в ППИ и Э с использованием возможностей современных ПК

Авторы: В.А. Сакулин, Ю.В. Сакулина

Основная часть профессиональной подготовки будущих учителей в педвузе всегда ограничивается его общедидактической и специально-методической подготовкой, состоящей в целенаправленном обучении студентов эффективным способам трансляции учебного материала. Однако этот подход ориентирован на репродуктивное восприятие знаний, а современный уровень требований к учителю предполагает его высокий уровень компетентности в оценке результативности, как в целом образовательных технологий, так и отдельных форм и методов педагогического воздействия на школьников. К сожалению, можно констатировать, что общая осведомленность учителя сводится лишь к нахождению средних показателей академической успеваемости и процента от числа, т.е. эта осведомленность близка к нулю.

Ясно, что любой выпускник педвуза должен достичь определенной компетентности в использовании методов статистического анализа, обработки результатов психолого-педагогических исследований (анкетирование, срезы знаний, тестирование и т.д.).

Так как данная проблема рассматривается в целом, а не для какой-то отдельной специальности, то исходными позициями исследования были:

1)    учет математических знаний, на базе которых должно осуществляться ознакомление с возможностями вероятностно-статистических методов;
2)    учет уровня компьютерной грамотности;
3)    планируемые уровни образованности по использованию статистических методов с привлечением возможности современных ПК.
По первой позиции предполагается выделение двух групп будущих учителей:
а) студенты математического и физического факультетов с серьезным математическим заделом (математика в специальном блоке);
б) студенты факультетов, на которых внедрена математика в общекультурном блоке.

По второй позиции будущие учителя могут быть отнесены к двум группам:

Объявление:

–    в первой, информатика, а стало быть, информационные технологии, включены в предметный блок;
–    во второй, информатика является составляющей частью общекультурного блока.

И, наконец, по третьей позиции предлагается рассматривать следующие уровни образованности: общая культурная грамотность, функциональная грамотность, профессиональная компетентность, методологическая компетентность.

Перечисленные характеристики позволяют представить проблему системно, если перейти на геометрическую интерпретацию этой проблемы, то решение ее предполагает наличие 16-ти фазовых состояний.

Фазовые состояния: (1, 1, 1), (1, 1, 2), (1, 1, 3), (1, 1, 4), (1, 2, 1), (1, 2, 2), (1, 2, 3), (1, 2, 4), (2, 1, 1), (2, 1, 2), (2, 1, 3), (2, 1, 4), (2, 2, 1), (2, 2, 2), (2, 2, 3), (2, 2, 4).
Для нас наиболее важными и принципиальными являются характеристики уровней осведомленности будущих учителей в статистических методах обработки результатов психолого-педагогических исследований с использованием возможности современных ПК.

Представим эти характеристики в виде таблицы.

Общая культурная осведомленность (грамотность)

Иметь общее представление о необходимости корректного построения выборки, общих подходах к расчету объема выборки, вариантах нормирования тестов (ориентированных на статистические нормы), наглядные представления нормирования, условия и процедуру проведения тестов, знания простейших статистических формул, умение использовать готовые статистические пакеты на ПК.

Функциональная грамотность

Наряду с фондом знаний и умений на уровне общекультурной осведомленности добавляются: осознание выполнения более сложных, сравнительных статистических характеристик, умение создавать тесты, прогнозировать ожидаемые результаты.

Профессиональная компетентность

Уметь составлять ППС для использования вероятностно-статистических методов в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах. Уметь проводить сравнительный анализ различных статистических методов, а также программно-методического сопровождения данных методов.

Методологическая компетентность

Владеть общеметодологическими подходами составления программ, сопоставлять зарубежные и отечественные информационные технологии использования статистических методов, осознавать возможность различных вариантов.

 


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >