Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Закон о физической культуре и спорте

Значение закона о физической культуре и спорте Российской Федерации

Авторы: В.Г. Кузьмин, Ю.А. Лебедев

Этот федеральный закон подписан Президентов Российской Федерации и вступил в силу 30 марта 2008 г. Прежний закон (принятый в 1999 г.) имел заметное положительное влияние в период перехода нашей экономики к рыночным условиям, но прошедшие годы потребовали внести в него определенные коррективы.

Часто недопонимание специалистов друг друга возникают из-за различия в толковании тех или иных терминов. Поэтому закон уточнил 30 физкультурно-спортивных понятий, таких как  вид программы, вид спорта, спортивная дисциплина, военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, общероссийская спортивная федерация и другие. Так, например, спортсмены высокого класса по вступившему в силу закону – это спортсмены, имеющие спортивное звание (мастер спорта, мастер спорта международного класса, в шахматах или шашках гроссмейстер) и выступающие на спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов.

В законе определены важнейшие принципы развития физической культуры и спорта. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее. Так закон требует обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту. Но это преимущество наши граждане не используют. Иначе они бы не тратили на табак и алкоголь в 12 раз больше, чем на занятия физкультурой и спортом. Закон запрещает любые проявления дискриминации и насилия в области физической культуры и спорта. К сожалению, на футбольных матчах в Раменском, Самаре, Санкт-Петербурге среди зрителей были зафиксированы проявления расизма к чернокожим спортсменам.

Важное значение придается обеспечению безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также зрителей физкультурных и спортивных соревнований. Имеется немало печальных примеров трагических исходов на таких мероприятиях разного уровня.

Каждый десятый житель России – инвалид. Не случайно закон требует особого внимания в развитии физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. В законе также подчеркивается важность развития всех видов и составных частей спорта. Спортсмены всегда остро реагируют на неуважительное отношение со стороны функционеров к своему виду спорта.

В законе названы субъекты физической культуры и спорта: физкультурно-спортивные организации, образовательные учреждения, оборонные спортивно-технические организации, научные организации, олимпийский комитет России, паралимпийский комитет России, сурдлимпийский комитет России, специальная олимпиада России, органы исполнительной власти, осуществляющие руководство в области физической культуры и спорта, а также развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, профессиональные союзы в области физической культуры и спорта, граждане, занимающиеся физической культурой и спортом.

Специальная олимпиада и сурдлимпийский комитет – это новые субъекты физической культуры в России. Специальная олимпиада проводится для спортсменов с нарушенным интеллектом. Возникло это движение в 1968 г. в Чикаго. Инициатор этих соревнований родственница президента Джона Кеннеди – Юнис Кеннеди-Шрайвер. Среди субъектов физической культуры – профессиональные союзы. После ликвидации спортивных объектов в конце 80-х годов, спорт в профсоюзах сошел практически на нет. Поэтому возрождение всем нам памятных «Спартака», «Труда», «Буревестника» и других объектов – значительно поможет российскому спортивному движению.

Велика роль науки в достижении спортивных результатов среди субъектов физической культуры и спорта – научные организации занимают особое место. Китайцы, доминирующие в настольном теннисе, уступали в свое время венграм, шведам и югославам за счет сюрпризов, подготовленных в научных лабораториях. Это особые системы  закрутки, специальные клеи, применяемые при изготовлении ракетки, ставившие непобедимых китайских теннисистов в трудное положение.

В законе подчеркивается, что по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской только одна общественная организация. Это крайне важно, т.к. в начале 90-х годов в результате неразберихи во многих видах спорта появилось несколько федераций, каждая из которых проводила «самый правильный», по их мнению, чемпионата страны. Такие ситуации, кроме явного вреда для спорта, ничего не приносили.

Общероссийской федерации даны широкие права: осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей, организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, осуществлять подготовку сборных команд Российской Федерации и другие.

В тоже время в соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти активно участвует во всех сторонах спортивной и физкультурной жизни страны. Недавно при возникшем споре между федерацией хоккея России и вновь созданной континентальной хоккейной лигой  (КХЛ) о статусе турнира мнение федерального агентства по физической культуре и спорту стало решающим.

В законе также подчеркивается, что общероссийские и региональные федерации создаются на основе выбранной или организационно-правовой формы. Это нужно для обеспечения экономической самостоятельности федераций, которые наряду с развитием своего вида спорта должны зарабатывать средства для осуществления своей деятельности. С этой же целью законом определено, что организаторам спортивного или физкультурного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования спортивного мероприятия и его символики. Также предусмотрено проведение видео записи соревнований только с разрешения организаторов мероприятий.

Законом определено наличие у спортсменов документа единого образца (паспорта), которые должны вводиться с 1 января 2009 г. Расходы по введению паспортов будут проведены за счет федерального бюджета. Спортивная паспортизация, безусловно, поможет упорядочить многие вопросы, касающиеся спортсменов, т.к. в паспортах будут отражаться различные сведения (принадлежность к физкультурно-спортивной организации, спортивная квалификация, отметка о прохождении медицинских осмотров, результаты соревнований, фамилия тренера и другие).
Законом предусмотрено использование спортивных сооружений только для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий, то есть использовать их необходимо только по назначению. Кроме того, закон отмечает, что спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат.

В настоящее время проводится работа по приведению в соответствие с законом всех ранее принятых документов, касающихся физической культуры и спорта.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >