Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Процесс физического воспитания





Процесс физического воспитания

Новые технологии в процессе физического воспитания студентов нижегородского государственного университета.

Автор: О.В. Панфилова

За последние годы состояние здоровья и физического развития молодого поколения резко ухудшилось. 

Возникла необходимость коренных изменений в содержании процесса физического воспитания в ВУЗе. Во Всероссийской базисной учебной программе представлены к обязательному выполнению задачи образовательного и прикладного характера, предусматривающие формирование жизненно важных и профессиональных двигательных умений, навыков и освоение системы знаний по самоорганизации здорового стиля жизни.

Анализ работы по физическому воспитанию в соответствии с общепринятыми учебными программами показал, что стандартная программа по физическому воспитанию нередко вступает в противоречие с объективными условиями и особенностями функционирования ВУЗа. Поэтому возникает необходимость создания конкретных программ по физическому воспитанию с учетом профессиональной направленности, климатических условий и состояния здоровья студентов. Рабочая учебная программа соответствует этим требованиям в большей степени, чем базовая, т.к. осуществляется дифференцированный подход к учащимся, учитывается состояние здоровья, уровень физической подготовленности и учитываются физкультурные интересы студентов.

Рабочая программа-это методический документ, куда входит содержание учебного процесса, формируется система знаний, практических умений и навыков. Рабочая учебная программа (р.у.п.) должна осуществляться на основе научно обоснованной технологии  управления учебным процессом с учетом общепринятых методических требований.

Одним из требований к программированию является непрерывность, доступность, разнообразие форм и методов физической культуры, преемственность требований и нормативов (зачетные требования в специальной медицинской группе), их соответствие уровню физических возможностей занимающихся.

Программа должна формировать сознательное отношение студентов к своему физическому состоянию и представлять возможность освоения знаниями, умениями и навыками, самоорганизации здорового образа жизни.

Объявление:

Р.у.п. по физической культуре должна строиться в полном соответствии с основными положениями концепции формирования физически культурной личности, сущность которой определяется следующими положениями:

•    гуманизация процесса физического воспитания ориентация на индивидуальность человека, приобщение к здоровому образу жизни, развитие самостоятельности;
•    гармонизация содержания физического воспитания соразмерность процессов духовного и физического развития человека. В программе должен быть представлен широкий спектр средств развития, как физических качеств, так и нравственных, умственных и трудовых;
•    самореализация и саморазвитие личности в процессе занятий физической культуры, представление каждому студенту свободной реализации своих физических возможностей;
•    непрерывное развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса, творческий поиск и инициатива преподавателей.

Рабочая программа по физической культуре должна включать в себя не менее трех разделов.

1. Объяснительная записка дает общие представления о целевом направлении учебного процесса. Содержит цели и основные задачи, дает общую характеристику организации физического воспитания, отмечает приоритетные направления и особенности построения учебно-воспитательного процесса.

2. Собственно  программный раздел содержит учебный материал на основе теории, методики и практики физической культуры. Содержание формируется на основе концепции физического воспитания и состоит из единства 3-х компонентов: интеллектуального, мировоззренческого и телесного. Подбор теоретического, методического и практического материала связан с привлечением студентов к физическому самосовершенствованию. В учебной программе должно быть предусмотрено распределение учебных часов, постановка задач на каждый год обучения, разработаны контрольные нормативы (основная группа) и зачетные требования (спец. мед. группа).

Необходимо соблюдать преемственность в постановке задач физического воспитания и последовательность в содержании учебного материала по каждому году обучения.

3. Нормативный раздел включает в себя основные требования и критерии, по которым оценивается уровень теоретических знаний, двигательных умений и методических навыков студентов, полученных за год обучения. Зачетные требования по годам обучения могут разрабатываться на методическом совете факультета.

В качестве приложения учебной программы представляют контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного учебного отделения и примерная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения, контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специальных медицинских групп, тематика рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий физической культурой, рекомендуемая литература.

Рабочая учебная программа по физическому воспитанию должна обсуждаться на методическом семинаре преподавателей и с внесенными, методически обоснованными коррективами утверждена на заседании кафедры и методическом совете факультета.

Физическое воспитание в ВУЗе - это инновационный процесс, который может быть осмыслен, если его учебная программа представлена в схеме "цель – средства - результат", составляющая сущность новой технологии в воспитании физической культуры студентов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >