Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Термины в области физической культуры





Термины в области физической культуры

О рациональном применении некоторых терминов в области физической культуры будущими специалистами

Авторы: Н.А. Самыличева, А.С. Самыличев

Роль словесных методов в любом педагогическом процессе трудно переоценить,  в том числе, и в процессе физического воспитания. И хотя в нём преимущественно применяются специализированные формы и приёмы речевого воздействия (инструктирование, указания, команды и т.п.), ди¬дактический рассказ, также как и в любой учебной   дисциплине, занимает особое место в процессе обучения на уроках физической культуры,  будь то прохождение новой темы или изучение нового физического    упражнения. И одним из требований,  предъявляемых к нему,  является точность формулировок и трактовок, применяемых понятий. В связи с этим уточнить использование двух, весьма популярных термина: физические качества и физические способности.

В специальной литературе прилагательное "физические" подменяют   равным по смыслу: "двигательные".

Второй соавтор  принимал участие в работе Всесоюзного симпозиума "Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе" (М, 1977), одним из вопросов, на котором было задержано внимание присутствующих, было уточнение различий между двумя этими понятиями. Прослушав более 10 докладов,  в которых затрагивалась и эта проблема, председательствующий в то время В.С.Фарфель был вынужден в заключительном слове,  признать,  что    достаточно чёткой дифференцировки между этими понятиями выявить не удалось, и что их необходимо воспринимать как тождественные.

В настоящее время физическими качествами принято называть гене¬тически унаследованные морфофункциональные качества,  благодаря который возможна физическая активность человека (Л.П. Матвеев, 1991).  А физическими способностями называют индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996).
При    этом о динамике изменений их показателей целесообразно упо¬треблять термин "развитие",  предполагая естественные изменения того или иного физического качества, и термин "управление развитием",  когда имеет место ход их изменений,  в процессе многократных выполнений физических упражнений в процессе учебно-тренировочного процесса.

Термин "воспитание", который предлагают использовать авторы современного учебного пособия (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2002) является весьма спорным, т.к. подавляющее большинство педагогов и психологов считают оправданным его применение по отношению к личностным качествам человеке (Р.С.Немов, 1994; С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др. ,2000; С.А.Пуйман, 2002 Б.Т.Лихачёв, 2003).

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >