Термины в области физической культуры |
О рациональном применении некоторых терминов в области физической культуры будущими специалистамиАвторы: Н.А. Самыличева, А.С. СамыличевРоль словесных методов в любом педагогическом процессе трудно переоценить, в том числе, и в процессе физического воспитания. И хотя в нём преимущественно применяются специализированные формы и приёмы речевого воздействия (инструктирование, указания, команды и т.п.), ди¬дактический рассказ, также как и в любой учебной дисциплине, занимает особое место в процессе обучения на уроках физической культуры, будь то прохождение новой темы или изучение нового физического упражнения. И одним из требований, предъявляемых к нему, является точность формулировок и трактовок, применяемых понятий. В связи с этим уточнить использование двух, весьма популярных термина: физические качества и физические способности. В специальной литературе прилагательное "физические" подменяют равным по смыслу: "двигательные". Второй соавтор принимал участие в работе Всесоюзного симпозиума "Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе" (М, 1977), одним из вопросов, на котором было задержано внимание присутствующих, было уточнение различий между двумя этими понятиями. Прослушав более 10 докладов, в которых затрагивалась и эта проблема, председательствующий в то время В.С.Фарфель был вынужден в заключительном слове, признать, что достаточно чёткой дифференцировки между этими понятиями выявить не удалось, и что их необходимо воспринимать как тождественные. В настоящее время физическими качествами принято называть гене¬тически унаследованные морфофункциональные качества, благодаря который возможна физическая активность человека (Л.П. Матвеев, 1991). А физическими способностями называют индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996). Термин "воспитание", который предлагают использовать авторы современного учебного пособия (Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2002) является весьма спорным, т.к. подавляющее большинство педагогов и психологов считают оправданным его применение по отношению к личностным качествам человеке (Р.С.Немов, 1994; С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др. ,2000; С.А.Пуйман, 2002 Б.Т.Лихачёв, 2003). Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|