Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Особенности мотивационной сферы





Особенности мотивационной сферы

Особенности мотивационной сферы представителей вузовского спорта

Автор: Ю.С. Жемчуг

Спорт является важным фактором формирования личности современных студентов. К анализу спортивной деятельности приемлемы категории, характеризующие структуру любого вида деятельности – мотивация (потребности, мотивы, цели), условия, результативность и т.д. А.Ц. Пуни впервые и описал динамику развития мотивов спортивной деятельности, связывая их с различными этапами занятия спортом. Включая в них переживание спортивного успеха и стремление к его расширению и закреплению (6).

В.И. Тропников (1989) Исследуя структуру и динамику мотивов, показал, что содержания и условия спортивной деятельности, а также формы взаимодействия спортивной группы является важнейшим фактором формирования мотивационной сферы личности спортсмена.

Мотивационная сфера является мощной базой реализации возможностей спортсмена. Это особенно важно в наши дни, когда наблюдается большой скачок роста спортивных результатов в студенческом и в профессиональном спорте. Образование мотива у спортсмена имеет отличительные черты от мотива любой другой деятельности.

Необходимость постоянно мотивировать себя к спортивной деятельности, на определенный результат располагает к развитию и закреплению не только отдельных мотивов, но и развитию мотивации в целом. К тому же, если еще спортсменом не достигнуты высокие цели, к которым он стремиться, общий уровень мотивации продолжает расти. Это отмечает  Б.А. Вяткин (1978), что спортсмены низших разрядов имеют более высокий уровень мотивации, чем многоопытные, имеющие за своими плечами высокие достижения и спортивную квалификацию высокого уровня.

Спорт есть целенаправленная, сознательная деятельность человека, исторической задачей которой является проверка в условиях противоборства качества воспроизводства человеческого фактора как продукта определенной социально экономической общественной формации. Лишь определив место спорта в современном обществе, можно решить проблему формирования мотивации достижения высшего результата (3).

Объявление:

Определяя специфические свойства, воздействующие на психику спортсмена, А.Л. Попов отмечает, что спорт требует от спортсмена не только и не столько адаптации психических возможностей, сколько их  перестройки. Это необходимо, чтобы полностью реализовывать психические, физические, технические и тактические возможности (4). Достижение успеха в любом виде социальной деятельности, а тем более победа в спортивном соревновании невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели (5).

Проведя в спорте даже незначительное время, человек сохраняет высокие мотивы достижения как в спортивной, так в других видах деятельности. Потребности у спортсмена остаются те же, но начинает ощущаться нехватка средств их реализации. Это может привести к нежелательным последствиям, когда человек начинает удовлетворять свои потребности с помощью антиобщественных средств, таких как курение, алкоголь и др.

В Нижнем Новгороде на протяжении уже 8 лет существует федерация мини-футбола, в открытом чемпионате участвуют более 80 любительских команд, составленных преимущественно из студентов Нижегородских вузов. Мотивация выступлений спортсменов в таких чемпионатах очень высока. Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой.

Литература

1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности – М.: Физкультура и спорт, 1978. – с. 39-42.
1.    Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал – 1995. -№2. с. 27-41.
2.    Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности – М.: ФиС, 1984.- с. 23-28.
3.    Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2000. – с. 152.
4.    Портных Ю.И. Воспитательное влияние побед и поражений в спорте // Вестник БПА. Вып. 42.- 2001. – с. 37-44.
5.    Пуни А.Ц. Проблемы личности в психологии спорта. – М., 1980. – с. 3-10.
6.    Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – Л., 1989.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >