Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Психологическая подготовка фехтовальщика





Психологическая подготовка фехтовальщика

Методы активного обучения в психологической подготовке фехтовальщика

Авторы: А.Г. Новенко А.Г., И.Н. Нурлыгаянов

В последние десятилетия бурно развиваются прикладные отрасли психологии, в том числе и психология спорта. Можно выделить основной круг проблем, разрабатываемых в рамках спортивной психологии. Во-первых, это вопросы повышения эффективности тренировки спортсмена; во-вторых, вопросы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях; в-третьих, вопросы, касающиеся характера межличностных отношений в спортивном коллективе и непосредственно отношений тренера и спортсмена; в-четвертых, это вопросы психологии личности спортсмена (личностный рост, использование адаптивных стратегий поведения).

Данные проблемы в той или другой степени могут разрешаться путем включения в комплексную подготовку спортсменов активного социально-психологического обучения (социально-психологический тренинг). Социально-психологический тренинг   это метод активного обучения и психологического воздействия, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на повышение компетентности в сфере межличностных отношений и расширение сферы самосознания. Нами была предложена программа, направленная на формирование и развитие профессионально важных  качеств в структуре личности фехтовальщика. Данная программа состоит из двух взаимосвязанных и неразделимых блоков.

Первый блок ориентирован на совершенствование коммуникативной компетентности спортсмена и личностное самоопределение. В личностном и профессиональном становлении фехтовальщика нередки психологические затруднения, которые детерминированы межперсональными отношениями и характером профессиональной деятельности. Социально-психологическая компетентность предотвращает деформирование личности и поэтому положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку, регуляцию профессиональной деятельности. Чем выше социально-психологическая неграмотность, тем выше вероятность деформирования личности профессионала со всеми вытекающими последствиями. Данная программа способствует развитию профессиональной  Я - концепция, которая содержит представления личности, организует процесс ее познания и взаимодействия, то есть влияет на социально-психологическую компетентность субъекта.  

Второй блок направлен на формирование и развитие психологической ориентировки, то есть способности воспринимать и понимать замыслы, намерения и психическое состояние противника в данный момент. Одним из компонентов, без которого невозможна тонкая ориентировка в фактической обстановке боя, является наблюдательность. В данной способности неразрывно слиты познавательные, эмоциональные и волевые процессы спортсмена. Психологическая ориентировка спортсмена является предпосылкой успешного и эффективного применения тактических обманываний противника и разоблачения его боевых хитростей. Этот аспект реализуется с помощью нами модифицированной тренинговой программы Сидоренко Е.В.  Тренинг влияния и противостояния влиянию  (2002).

Эффективность психологического тренинга может быть выявлена путем изучения динамики личностных особенностей спортсмена посредством психодиагностического инструментария. При определенных условиях использование активных методов обучения в спортивном коллективе может создавать благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования профессионально важных качеств личности спортсмена-фехтовальщика.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >