Российский спорт |
«Детская болезнь левизны» в Российском спорте и что нам делать, чтобы одновременно удовлетворить биологические потребности нации и ее необоснованные амбиции (на примере единоборств)Авторы: Ю.А. Шулика, Д.А. ЛевченкоСогласно практике деятельности человека в области профессиональной подготовки, физического развития, сохранения здоровья (4), и теоретических положений по вопросам теории функциональных систем, "рефлекса цели", опережающего отражения действительности (1,2), занятия физической культурой: - развивают двигательные и вегетативные возможности организма; Многообразные упражнения физической культуры позволяют людям с различными генетическими задатками реализовывать свое стремление к развитию и поддержанию функциональных возможностей путем упражнений различными специализированными действиями, значительно отличающимися по составу, своеобразию функциональных нагрузок и мере интеллектуальности (12). Наибольшую требовательность к функциям вегетативного порядка (сила быстрота и выносливость) предъявляют виды деятельности связанные с мотивацией "на преодоление". В спортивных играх и единоборствах значительную часть нагрузки берет на себя механизм сенсомоторных коррекций (5), снижая этим нагрузки на вегетативные функции. Чем выше качество владения техникой специализированных движений и тактикой ее использования, тем меньше требуется перенапряжения физических усилий. Объявление: Именно поэтому девизом восточных боевых искусств и единоборств являются "мягкость" и "уступчивость", с чем непроизвольно, но постоянно, борются наши тренеры, реализуя в своей практике содержание (но не методику) восточных единоборств. Спорт, как составная часть физической культуры, кроме средства развития функциональных возможностей, является средством направления избыточной адаптационной энергии и биологически обоснованной агрессивности в безопасное для общества русло за счет: - утоления инстинктов: самовыражения, самоутверждения и агрессии; Кроме того, спорт, является средством объективной оценки уровня функциональной подготовленности, качества системы спортивной, производственной и служебной подготовки (10). - в экологическую яму, с ее химическим отравлением воды, пищи, воздуха, обилием электромагнитных излучений; В своем стремлении повысить рекорды в скорости, дальности, силе и качестве оценки координации движений общество "рубит сук", на котором оно сидит. Так, например, в спортивной и художественной гимнастике, в акробатике, в погоне за спортивными достижениями на государственном уровне национальные Федерации, выставляя на соревнования детей, практически отрезали путь к выступлению в соревнованиях взрослым, чем нанесли значительный урон общему делу оздоровления нации. В настоящее время видами гимнастики могут заниматься только весьма одаренные дети в возрасте от 6 до 16 лет. Остальным детям дорога в гимнастику закрыта. Особенно потерпели от бездумия самих гимнастов женщины. Как может соревноваться взрослая женщина с 13-14 летней девочкой, имея все морфологические качества взрослой женщины? Поэтому спортивная, а сейчас уже и художественная гимнастика закрывает двери перед женщинами. Если ранее в ВУЗах наиболее популярной для девушек и женщин была художественная гимнастика, то сейчас для них дорога в эти виды спорта закрыта. Имели место малоуспешные попытки женщин вырваться из этой ситуации за счет введения женской гимнастики. Однако через короткий промежуток времени соревновательный ажиотаж вновь отсеял основную массу желающих заниматься ею. В настоящее время тенденция к более ранней специализации в спорте убивает и спорт, и физическую культуру, являющуюся базисом спорта и достижений в нем. Дети, попав под пресс тренерских амбиций, которых в свою очередь подгоняли директора ДЮСШ, вместо получения образовательного двигательного компонента подвергались массированным физическим и психическим нагрузкам. Времена государственного давления вроде бы прошли, а тренерские и национальные амбиции не только остались, но и непомерно возросли. Рассмотрим самую главную для нашей страны проблему биологического выживания, в аспекте изучения вопроса о физическом воспитании и о методологии спорта, как средства этого воспитания в свете социально экономической составляющей. Ведь в Древней Греции – родоначальнице Олимпийских игр спортом занималось не производительное население. Во времена возрождения Олимпийских игр спортом также занимались не производители, а собственники, или хотя бы, вполне обеспеченные люди. В Советском Союзе подготовка спортсменов высокого класса под всевозможными покрывалами финансово обеспечивалась государством. Эту методику обмана общественного мнения переняли и страны социалистического лагеря с высокой концентрацией материальных средств. Социализм в нашей стране приказал долго жить, но дух соперничества двух социально-экономических систем остался до сих пор. В США не знают, куда потратить бюджетные деньги, а у нас не знают где их найти? Как, например, можно серьезно претендовать на высокое место в Олимпийских играх по футболу, если у нас им невозможно заниматься круглогодично? Как можно претендовать на высокие места по дзюдо, если в нашей стране им занимается намного меньше людей, чем во многих других странах, не говоря о Японии? Высокие результаты в Большом спорте базируются на высокой массовости, свидетельствующей о высоком социально-экономическом потенциале страны, о здоровье нации. Последнее означает, что государство обеспечивает населению возможность заниматься физической культурой и спортом путем целевого финансирования, или путем такой оплаты труда, при которой население само может финансировать собственные занятия физической культурой. Как известно, ни того, ни другого у нас пока нет. К тому же, не могут у нас в стране спокойно и достойно человека заниматься собственным оздоровлением. Не успел сказать В. Фетисов о необходимости серьезно заняться в стране физической культурой, работники спорта и репортеры в средствах массовой информации заплясали ритуальные танцы по поводу спортивных достижений. Но для того, чтобы иметь высокие спортивные результаты, особенно в таких сложно-координационных, ситуационных и психострессорных видах спорта, как единоборства, или спортивные игры, необходимо на начальном этапе преимущественно заниматься технико-тактической подготовкой, а не ориентироваться на функционально одаренных, но плохо обученных спортсменов – «детей природы» и истязать их круглогодичными тренировочными и соревновательными нагрузками. Страна тогда будет стабильно иметь Чемпионов по определенному виду спорта, когда он будет массовым, и обучение будет вестись по научно обоснованным программам многолетней технико-тактической подготовки, особенно в единоборствах и спортивных играх (8, 9). Тем не менее, необоснованной "национальной" спеси добавлять нам не надо. К сожалению, тенденция погони за высокими спортивными результатами уже на ранних этапах подготовки имеет место не только среди тренеров, но и среди родителей. Особенно преуспевают в этом гордые за своих детей отцы. Не раз приходится наблюдать сцены, когда себялюбивый родитель отчитывает, вплоть до пощечин, своего ребенка за проигрыш на соревнованиях по ударным единоборствам в то время, как тот только - что встал после нокаута. Известен, например, случай, когда родитель - тренер заставил своего сына выступать в соревнованиях по вольной борьбе с фурункулезом, в результате чего нарушение капсулы фурункула вызвало общий сепсис и смерть. Требовательный папа после этого не дожил до 50 лет, оплакивая могилу сына. Вот к чему приводят необдуманные, себялюбивая гордыня и спесь. У знаменитого хирурга и биопсихолога Н.М. Амосова есть очень меткое для этого случая высказывание: "Сколько вреда человечеству принесли убежденные, но ограниченные люди!" (3). К сожалению, в нашей стране, в связи с многочисленными бурями, пронесшимися над нею, и унесшими жизни лучших в биологическом и гражданском смысле людей, слишком много уверенных в своей правоте, малограмотных людей, претендующих на роль учителей. Именно они, будучи наиболее общественно активными, через спортивное движение претворяют в жизнь политические лозунги в ущерб здоровью населения России. Каковы же перспективы дальнейшего функционирования физической культуры и спорта в нашей стране? В настоящее время, по данным опроса учителей и школьников, значительную часть свободного времени детей и подростков отнимают средства массовой информации и компьютеры. Те из детей, кого нельзя было опросить, занимаются хулиганством, курением, пьянством, токсикоманией и наркоманией. Потребность в движении у детей резко сократилась. Уже не так просто их увлечь каким-либо видом спорта. Однако многое зависит от материальной обеспеченности мест для занятий физическими упражнениями. В этом аспекте боевые искусства, в силу их социальной значимости в широком возрастном диапазоне, и в связи с отсутствием сложного инвентаря для занятий ими, продолжают оставаться привлекательными и могут оказаться наиболее массовым видом физических упражнений в общей системе физической культуры. При правильно поставленной работе, под патронажем государственных организаций эти виды физкультурно-спортивной деятельности могут оказаться спасительными для выхода из социального и биологического кризиса, захлестнувшего нашу страну после скороспелых политических и экономических "реформ" Горбачева, Гайдара, Черномырдина и др., приведших, в частности, к исчезновению со школьных площадок гимнастического и игрового оборудования, к исчезновению дворовых физкультурных клубов. Еще до Великой Отечественной войны К.Е. Ворошилов говорил о том, что по большому счету рекордсмены нам не особенно нужны. Нам важно, чтобы физической культурой и спортом занимался весь народ и все время. Нам важно, чтобы в общеобразовательных школах не столько требовали сдачи, непонятно кем установленных физических нормативов для детей с различными текущими функциональными возможностями, сколько обучали элементарным, необходимым в жизни движениям. Значительную угрозу для детей и юношей представляет тенденция наших тренеров бесконтрольно эксплуатировать вегетативные функции (11). "Применение в тренировочном процессе спортсменов избыточных по мощности и изнурительности объемов физических нагрузок, действие последних на неподготовленный организм, лишение его возможности восстанавливать растраченные силы – все это неблагоприятно отражается на состоянии спортсмена, вызывает нерациональные адаптивные изменения органов и систем, ведет к состоянию перетренированности и так называемой спортивной болезни. Возникают как локальные повреждения усиленно нагружаемых органов и их структур, так и генерализованное ухудшение состояния здоровья в связи с угнетением органов иммунитета (лимфоидная ткань вилочковой железы, лимфатических узлов, миндалин и т.п.), не обеспечивающих в полном объеме охрану здоровья человека" (11). "Результатами насильственной политики воспитания и обучения в периоде детства ( 6, 7) могут явиться: преждевременное изнашивание органов иммунной защиты, ведущее к "омолаживанию" ряда заболеваний; активизации роста усиленно нагружаемых органов при задержке роста и развития сопредельных, приводящая к явлениям дисгармоничной акселерации развития организма" (11). Мы привели ряд высказываний по поводу эксплуатации функциональных резервов организма детей, а в таких ситуационно-координационных видах, как единоборства и спортивные игры, в контрольных требованиях практически игнорируется фактор владения техникой и тактикой ее использования, где они необходимы в первую очередь. Мы не любим учиться у других. Даже в видах спорта, пришедших к нам с Дальнего Востока, мы не замечаем самого главного. Так, например, в России значительное развитие получили виды восточных боевых искусств и единоборств. Однако, в силу нашего менталитета помноженного на большевистский максимализм, вся идея восточных боевых искусств до основания выхолащивается. Восточная приставка "До" (метод, путь) со щадящими режимами многолетней технико-тактической и психологической подготовки российскими тренерами не принимается во внимание. Все подчинено лозунгу "быстрее дать спортивный результат!", независимо от того, государственная это школа или платная секция. Если в методике восточных единоборств имеет место оценка деятельности в виде приема технических нормативов и присвоения квалификационных "поясов" и "данов" в разряде черного пояса, без необходимости участвовать в соревнованиях с противоборствующим режимом, то в России доминирует тенденция присвоения спортивных разрядов, независимо от качества владения технико-тактическим арсеналом. Восточная система в России соблюдается формально. Основное же внимание уделяется соревнованиям в режиме противоборства, независимо от возраста и степени соматического развития. Кроме того, не редки тренеры, берущиеся "с места в карьер" натаскивать только что прибывших, детей по специальным качествам. Например, один тренер по таэквондо в г. Краснодаре бьет детей бамбуковой палкой по ногам для того, чтобы они выше подпрыгивали. Причем число тестовых прыжков достигает сотен раз! По последним данным, в России среди школьников только 15 % детей и подростков являются формально здоровыми. Основной причиной такому положению является экологическая обстановка в нашей стране. При таком плачевном положении, наша система взглядов на здоровье и жизнь детей и подростков, пришедших в секции учиться и тренироваться, приводит к тому, что эти оставшиеся здоровые дети превращаются в больных. Так, недавно в г. Краснодаре во время соревнований по рукопашному бою были допущены дети, и один из них был нокаутирован так, что его трясли судороги. Естественно, что этот ребенок остался на всю жизнь калекой. Многим людям было непонятно, как мог Краевой врачебно-физкультурный диспансер допустить детей к таким соревнованиям? Оказалось, что таких контролирующих организаций уже нет!? Такое же опасное положение и в каратэ-до кёкусин, в котором на соревнования выставляются дети 8-летнего возраста! Причем, оправданием к этому служит их годичная подготовка?! Думается, если мы называем вид спорта, то этому наименованию должна соответствовать и его методика. Основным отличительным признаком всех восточных видов единоборств является методика щадящих режимов технико-так-тической, физической и психологической подготовки со строго соблюдаемыми принципами квалификационной оценки степени усвоения пройденного учебного материала путем проведения соревнований в демонстрационном режиме. Выставление на соревнования в режиме жесткого противоборства возможно, как правило, только после получения черного пояса, что предварительно обеспечивает прочное усвоение базовых технических действий в достаточно зрелом возрасте. И если корейский или японский тренеры могут подсказать своему ученику, какой прием надо делать, то наш тренер, как правило, призывает своего ученика просто выложиться. На наш взгляд, для выхода из этого плачевного методологического состояния в области Российских единоборств необходимо, прежде всего: 1. Ориентироваться на базовую технико-тактическую подготовку без противоборства, с педагогическим контролем и квалификационной оценкой деятельности в демонстрационном режиме с присвоением технических категорий в соответствии с данным условием. Кроме вышеназванных пожеланий, по линии Федераций единоборств необходимо приложить максимум усилий для: - скорейшего создания программ многолетней технико-тактической подготовки по видам восточных единоборств, с превалированием в них именно технико-тактического компонента, с четкими контрольными нормативами технико-тактической подготовленности; По линии Федерального агентства по ФК, спорту и туризму необходимо: По линии правоохранительных органов необходимо установить патронаж всех секций боевых искусств и единоборств на предмет их правовой благонадежности. Только в этом случае при своей социальной привлекательности единоборства, которые для детей будут практически боевыми искусствами в том смысле, как это понимают на Востоке, и станут самым массовым видом физической культуры в России, выполняя основную задачу физической культуры как общественной категории. Думается, что родителям следует обратить внимание именно на этот путь физического развития и воспитания своих детей, поскольку сама методология и система данного вида единоборств ставит тренера в определенные рамки, не позволяющие ему действовать революционными и вредными для других методами. Все, что было сказано критического в данной статье о состоянии дел в единоборствах и мероприятиях по их упорядочению и развитию полностью относится и к другим видам физической культуры и спорта. Так, например, даже в области физической культуры, как праздник представляются мероприятия спорткомитетов по организации весенних легкоатлетических кроссов, как чисто физкультурного мероприятия. Непонятно, какова его цель? Подвести итог зимнего оздоровительного бега? Ведь после этого кросса бедные неподготовленные в ходе зимы участники, захлебываются в кашле, слезах, жалуются на боль в печени и т.д. Зато рады организаторы! |
< Предыдущая | Следующая > |
---|