Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Учебный процесс по физической культуре





Учебный процесс по физической культуре

Здоровьесберегающие компоненты учебного процесса по физической культуре

Авторы: С.Б. Бондарь, В.А. Смирнова, Н.Ю. Глухова, В.А. Селихова

Стратегия развития государственного физкультурного образования и физического воспитания молодежи, укрепление его здоровья по своим объективным критериям глобальных изменений социально-экономической ситуации в стране вывело систему обучения в совершенно иной режим функционирования и дальнейшего развития.

В частности, по данным Центра санитарного просвещения г. Ульяновска, 85% лиц призывного возраста по состоянию здоровья не пригодны для прохождения воинской службы. Это объективно свидетельствует, что допризывная система физического воспитания и образования по своим философским, методологическим, психолого-педагогическим, содержательным компонентам деятельности является деструктивной, а не созидательной.

Мы полагаем, что в основе этих глубоких, жизненно важных изменений дееспособности будущего поколения страны лежит следующее:

– генетически и фенотипически обусловленное исчерпание функциональных возможностей и истощение эволюционно значимых адаптационных систем и механизмов защиты целостного организма. Об этом свидетельствует откровенно слабый уровень здоровья будущего поколения нашей страны – молодежи (Ф.З. Меерсон и соавт., 1988 и др.);

– нарушение роли самоорганизации функциональных систем как универсальных образований, обусловленных жизненно важной потребностью организма – поддержанием оптимального конечного результата поведенческого уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность (К.В. Судаков, 1999 и др.).
Физическая культура, как часть общекультурного достояния человечества, преломляясь в личности, создает объективные возможности для совершенствования ее биологической природы. Однако если у личности отсутствует позитивное мировоззрение, духовность, процессы созидания и добра, то, по законам эволюции, первым начинает разрушаться физическое тело (С.Н. Лазарев, 2003; Е.Н. Вселенский, 2004 и др.).

Объявление:

Проведенное социологическое и педагогическое исследование мотивации для оздоровительных занятий физической культурой у 217 студентов первого курса специальных медицинских групп Ульяновского государственного университета (всего 85 юношей и 132 девушки) объективно показало следующее: 72,4% опрошенных лиц хотят улучшить свои физические и двигательно-координационные качества; 89,5% – улучшить состояние своего здоровья, избавиться от болезней и физических недостатков; 43,5% – повысить уровень функциональных возможностей организма; 52,1% – улучшить показатели умственной работоспособности; 36,9% – овладеть определенными научно-теоретическими и научно-методическими знаниями, умениями и навыками в области физической культуры, спорта и оздоровительных технологий; 32,6% – расширить общий уровень культуры, мировоззрения, духовности и только 21,7% – изменить свой образ жизни, стиль поведения, больше внимания уделять своему здоровью.

Можно полагать, что в учебном процессе по физическому воспитанию еще недостаточное внимание уделяется проблемам диалектически детерминированного изучения и развития внутренних, скрытых средств и форм научно обоснованной и целенаправленной мышечной деятельности подрастающего поколения, особенно тех юношей и девушек, которых характеризует слаборазвитый мировоззренческий статус личности, уровень духовности. Это является объективным и еще малоизученным компонентом педагогического процесса по физической культуре, препятствующим созданию реальных условий для кардинального, существенного улучшения и дальнейшего совершенствования комплексных показателей состояния здоровья большой группы студентов и выпускников вузов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >