Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Биомеханика движений человека





Биомеханика движений человека

О разработке алгоритмов с позиций биомеханики движений человека

Авторы: Л.Л. Блинова, И.Е. Блинов

Педагогика физического воспитания должна быть связана с единой теорией функции движения. Первая концепция об эволюции этой функции выдвинута отечественным учёным Бернштейном и развита крупными отечественными физиологами (Лесгафтом П.Ф., Павловым И.П., Анохиным П.К., Судаковым К.В., а также Бродманом и Фогге и др.). Доказано, что нервная регуляция, помимо других функций, обеспечивает и подготовку к движению в зависимости от исходного положения тела в пространстве. Иными словами, она обеспечивает взаимосвязь, сопряжение позы, с одной стороны, и самого целенаправленного движения – с другой.

Такое сопряжение позы и движения Павлов И.П. и др. считали важнейшей рефлекторной функцией двигательных центров. Итак, эта взаимосвязь между адекватным положением тела, конечностей и точным выполнением движения, являясь фундаментальным свойством двигательной системы может быть положена в основу разработки алгоритмов в педагогическом процессе физического воспитания.

На модели подвижной, скоростной игры в баскетбол мы пытались разработать некоторые алгоритмы для преподавания студентам этой игры. Именно эта игра, специально разработанная врачом Нейсмитом, включает в работу большое количество мышц при различных формах движений с применением тонких механизмов равновесия (прыжки, бег, ходьба, подскоки, различные виды ловли мяча, его передачи, ведение и т.д.). При этой игре обеспечивается сокращение крупных мышечных групп, прежде всего нижних конечностей, с большой амплитудой движений в крупных суставах ног и в плечевых суставах. При подскоках – нагрузка падает на сгибание стопы с максимальной амплитудой движения в голеностопных суставах.

Как видно, на модели этой сложной игры можно показать функции аппарата движения, как целостной системы с биомеханикой движения.

В связи с этим, исходное положение тела и целенаправленное движение – вот предлагаемый нами алгоритм для изучения сложного аппарата движения человека.

Объявление:

Например, в разделе классификации видов передач, в зависимости от разных исходных положений, студент должен выбрать более рациональную передачу. Исходные положения:
1) мяч удерживается выше уровня плечевого пояса; 2) мяч удерживается в пределах верхней части туловища при согнутых и опущенных вниз локтях; 3) мяч находится ниже уровня пояса.
При этом предлагаются варианты  возможных передач: передача двумя руками сверху,  одной рукой сверху, двумя руками от груди, одной рукой от плеча,  двумя руками снизу, одной рукой снизу, одной рукой над головой (надо выбрать лучшую передачу при названных и.п.).

Такой алгоритм сам по себе выглядит как обоснованное логическое решение проблемы аппарата движения, облегчает обслуживание теоретических проблем и обучения студентов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >