Электронный учебник по веб-дизайну |
Принципы построения электронного учебника по веб-дизайнуАвтор: Ю. М. Носков, С. П. ПлехановУчебник предназначен для обучения одной из современных и «модных» профессий – веб-дизайнера. Содержание учебника с различной степенью подробности охватывает наиболее актуальные разделы, значение которых необходимо дизайнеру, занимающемуся подготовкой и сопровождением проектов во «Всемирной паутине». Источниками тем являются как печатные, так и интернетиздания. Предлагаемый курс рассчитан на начинающего веб-дизайнера, который умеет работать на компьютере в среде Windows, имеет представление о сети Интернет и хочет приобрести знания и навыки в области разработки, оформления и поддержки вебстраниц. Изучаются основы языка HTML, работа со статическими и динамическими изображениями, а также динамические эффекты в вебстраницах. Уделяется внимание стандартным средствам Dynamic HTML (Javascript), технологиям, основанным на апплетах (Java), а также программе Macromedia Flash, ставшей одним из самых распространенных и доступных средств создания динамических интерактивных страниц для публикации в Интернете. 1. Начальный уровень подготовки обучаемых различается весьма значительно. После освоения материала раздела обучаемый подвергается тестированию на основе интеллектуальной тестирующей программы, описываемой ниже. {Кадр схемы 1} Объявление: Какие парные теги находятся в начале и в конце ТЕЛА html-документа Текст каждого из перечисленных вопросов связан с кнопкой, при нажатии на которую обучаемый получает краткое объяснение соответствующего термина, например, при выборе первого вопроса приводится следующее объяснение: {Кадр схемы 2} По данной гиперссылке ему предъявляется образец оформления документа. Выполненные задания проверяются преподавателем, после чего обучаемый допускается к изучению следующего раздела. Итоговое тестирование по материалам достаточно крупного раздела курса осуществляется с помощью интеллектуальной компьютерной тестирующей программы, краткое описание которой приводится ниже. Неотъемлемой составляющей практически любого современного электронного учебника является компьютерная тестирующая программа (КТП). Такая программа может функционировать как самостоятельно, так и в составе более сложной обучающей системы. Анализ современных КТП, проведенный авторами, показал, что структуру их взаимодействия с обучаемым в общем виде можно представить в соответствии со схемой, изображенной на рисунке. Рассмотрим каждый из этапов, приведенных на схеме. Тестовая последовательность может состоять из одного или нескольких тестов. • последовательности демонстрации вопросов (случайной или определенной файлом, содержащим вопросы); У существующих КТП есть некоторые недостатки. 1. КТП выполняет все шаги, предписанные сценарием, вне зависимости от конкретной ситуации (в частности, на завершающей стадии, когда получаемые ответы уже практически не влияют на оценку, КТП тем не менее продолжает задавать вопросы тестируемому), Авторами доклада предложена и реализована принципиально новая стратегия тестирования, основанная на методах искусственного интеллекта. Отличие от традиционного подхода состоит в содержании блоков 3, 4 и 5 разработанной интеллектуальной компьютерной тестирующей программы (ИКТП). ИКТП является компьютерной моделью педагогаэкзаменатора. Основой программы является база знаний, в которой содержатся, в частности, сведения об обучаемых. Сценарий тестирования, используемый ИКТП, является гибким, а стратегия работы программы постоянно адаптируется к сложившейся ситуации. Основой такого сценария является последовательность целей, которые необходимо достичь в процессе тестирования, причем в описании этой последовательности применяются условия (условные операторы). Как только цель достигнута, ИКТП переходит к выполнению следующего пункта сценария, причем этот пункт выбирается с учетом сложившейся ситуации. При составлении тестов для ИКТП педагогу необходимо определить и описать, как влияет выполнение каждого тестового задания на достижение соответствующей цели, определенной сценарием, и как должна вести себя программа после достижения этой цели. Например, при проведении тестирования по программе Macromedia Flash одна из целей может быть сформулирована так: определить уровень знаний тестируемого по теме: «Глобальные и локальные переменные». В зависимости от цели тестирования в сценарии предусматривается шкала оценок, содержащая N баллов, где N ? 2. Так, при N = 2 система имеет дело с бинарной шкалой (зачетнезачет), при N = 4 шкала оценок традиционная (Отлично, Хорошо, Удовлетворительно, Неудовлетворительно). Стратегия логического вывода. Для достижения поставленной в сценарии цели система выдвигает N гипотез, например, при N = 2 гипотезы будут такими: • испытуемый получает зачет; Априорная вероятность для каждой гипотезы устанавливается одним из следующих способов: • в соответствии с прямым указанием, находящимся в сценарии; Из всех вопросов, имеющих отношение к данной теме, ИКТП будет в первую очередь выбирать те, которые позволят наиболее быстро получить результат. Иначе говоря, выбор последовательности вопросов выполняется в соответствии со стратегией, известной в теории искусственного интеллекта как «Логический вывод, управляемый знаниями». При достижении системой достаточной уверенности в одной из гипотез цель считается достигнутой. В блоке анализа и демонстрации результатов также используются методы искусственного интеллекта. Основная задача, решаемая на данном этапе, состоит в том, чтобы объяснить пользователю допущенные ошибки и дать рекомендации по изучению учебного материала. База знаний, используемая в данном блоке, содержит набор, на основе которых и решается данная задача. ИКТП в настоящее время проходит экспериментальную проверку в составе учебнометодического комплекса дисциплины «Основы мультимедиа». В частности, разработана и внедрена система тестов для контроля знаний слушателей по дисциплине «веб-дизайн». В программе предусмотрено ведение базы данных с целью учета и анализа результатов и последующей оценки параметров теста: информативности, трудности, дискриминативности, валидности и достоверности. Учебник создан с использованием языка HTML. Основное содержание представляет собой Флешфильм, разработанный с использованием программы Macromedia Flash. Нужный уровень интерактивности обеспечивается с помощью программ, разработанных на встроенном языке Action Script. Для обеспечения компактности учебника в сочетании с необходимым уровнем гибкости используется несколько стандартных кадров, информационное содержание которых варьируется с помощью загрузки текстовых и графических фрагментов с сервера. Такое построение дает возможность преподавателю – автору курса изменять содержание глав и разделов без повторного программирования. Предусматривается использование описываемого электронного учебника в режиме стационарного и дистанционного обучения. Интеллектуальная компьютерная тестирующая программа требует от преподавателя тщательной и продуманной подготовки системы тестов и позволяет быстро и эффективно оценить уровень усвоения материала курса. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|