17.11.2010 |
Автор: Архимандрит Давид (Кораблев)Из истории культурных взаимосвязей Сербии и России Славянские просветители святые Кирилл и Мефодий внесли огромный вклад в становление культуры древней Руси и других славянских народов. И сегодня, когда мы становимся свидетелями трагических событий на Балканах, уместно вспомнить о народе сербском, так же как и Русь, получившем от святых братьев Кирилла и Мефодия письменность и начала христианской культуры. |
Продолжение...
|
|
16.11.2010 |
Автор: Востриков В.Г.Христианская тематика на памятниках нумизматики Общепризнано, что деньги с течением времени помимо функции обмена, которую они изначально выполняли, приобрели идеологическую и политическую функции, прокламируя свои притязания и опираясь на авторитет Божества и Высших сил. Это — мощное средство массовой пропаганды, особенно в то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни газет. В истории поздней Римской империи известны монеты, изображающие христианские символы. При Константине I впервые был отчеканен фоллис с монограммой Христа. Этот выпуск монет означал коренной поворот в идеологической политике императоров, отказавшихся от гонений на христиан и признавших христианство. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: Исанбаев С.Н.Религиозные воззрения учащейся молодежи Республики Марий Эл Ключевое место в любом обществе всегда принадлежало молодым людям. Молодежь — это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в обществе: в экономике и политике, в социальной и духовной сферах. Можно смело сказать, что обеспечение оптимального развития общества во многом зависит от позиций молодежи: именно юноши и девушки определяют завтрашний день и будущее всей России. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: Абызова Э.Б.Русская Православная Церковь в годы первой мировой войны Русская Православная Церковь в тяжелые моменты жизни страны всегда стояла на высоте своего служения. В самом начале первой мировой войны газета “Вятский епархиальный вестник” писала: “Война внесла новое содержание в общественную, семейную и индивидуальную жизнь русского народа и на все стороны этой жизни наложила свою печать. Каждый шаг священника в своем приходе теперь связывается с войной и ее последствиями. Само церковное богослужение восприняло в себе мысли и чувства, затрагиваемые войной”. |
Продолжение...
|
|
12.11.2010 |
Автор: Плетнева А.А. Библия в народной письменности XVIII-XIX века Традиционно предметом библеистики считается изучение истории текста Священного Писания. Однако есть еще один аспект изучения Библии, оказывающийся, как правило, на периферии этой научной дисциплины. Речь идет об изучении бытования библейского текста. Происходит парадоксальная вещь: историки Библии рассматривают этапы редактирования текста и возникновения локальных традиций, а вопрос о том, кто и каким образом читает Священное Писание интересует не библеистов, а проповедников, катехизаторов, авторов популярных пособий и т.д. Если проблема «Библия и современный читатель», по крайней мере, поставлена , то особенности чтения Библии в различные эпохи практически не рассматривались. |
Продолжение...
|
|
10.11.2010 |
Автор: Аюпова Е.И. Греческие грамматические конструкции в славянских переводах «Паренесиса» Ефрема Сирина XIII-XIV в. Специфические конструкции греческого языка, отсутствующие в славянской грамматике, не только всегда представляли для переводчиков некоторую трудность, но и давали им возможность проявить свое языковое чутье, интуицию, фантазию. Именно поэтому при изучении славянских переводов XIII-XIV вв. греческого текста «Паренесиса» Ефрема Сирина мы обратили внимание на особенности передачи таких греческих грамматических феноменов, как Genitivus absolutus (далее – GA) и Accusativus cum infinitivo (далее – AI). |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Комолова Н. П. Православный храм Рождества Христова во Флоренции и его прихожане В 1996 г. мне посчастливилось побывать в Италии. Приехала я туда по приглашению профессора Флорентийского Университета историка Ренато Ризалити. Когда профессор спросил, что в этот раз меня особенно интересует в Италии, я сказала: «русская эмиграция во Флоренции». И вскоре Ризалити познакомил меня с российским исследователем Михаи-лом Григорьевичем Талалаем, живущим во Флоренции и занимавшимся этими сюжетами. Стоит церковь на берегу реки Муньоне, воспетой Бокаччо. Церковь, действительно, прекрасна. |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Свиридов М. А. Взаимоотношения Православия и ислама в Казанском крае в начале XX в.Русский и татарский народы вот уже более четырех веков живут вместе в одном государстве, объединенные географическими и политическими, культурными и экономическими условиями и связями, при этом сохраняя и исповедуя различные религии. В современном постхристианском и вообще, можно сказать, пострелигиозном обществе на веру человека, на веру народа обращается малое внимание. История татарского народа и принятие им ислама. |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Заславский В. Б.Миссионерская деятельность в Туркестанском крае Освещение миссионерской деятельности в Туркестанском крае, очевидно, необходимо предварить краткой исторической справкой. К началу XIX в. на территории Туркестанского края сформировались три новых государства — Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. Каждое из многочисленных племен, населявших эти государства, занимали свою определенную территорию со своими пастбищами и полями, а также укрепленными пунктами, являвшимися одновременно и резиденцией глав племен. Основная масса племен вела кочевой или полукочевой образ жизни. |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Колосова В. О. Взгляды русских философов в эмиграции на судьбу России Философы С. Булгаков, Н. Бердяев, Ф. Степун, историк Г. Федотов явили образец православного сознания русской интеллигенции, оказавшейся в изгнании в 2030х годах. С. Франк, Н. Лосский были солидарны с ними по ряду вопросов. Философа И. Ильина историография относит к правоцентристской ориентации. Но, несмотря на имевшие место разногласия между собой, они были близки во многих оценках событий в России, во взгляде на русскую историю, на призвание России, на ее будущее, на свою роль в нем. |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Энеева Н. Т.Святитель русского зарубежья епископ Ханькоуский Иона (Покровский) 20 октября 1996 г. в СанФранциско, в храме «Всех скорбящих радости» прошло торжественное прославление в лике святых епископа Ханькоукского Ионы (Покровского). Это было четвертое прославление, проведенное Русской Православной Церковью Заграницей в этом соборе: первым здесь был прославлен св. равноапостольный архиепископ Николай Японский (Касаткин); вторым — митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), просветитель Сибири и Аляски; третьим — 2 июля 1994 г. — святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и СанФранцисский, чудотворец, чьи святые мощи покоятся в этом соборе. И, наконец, еще два года спустя здесь же прославлен Ханькоукский епископ Иона (Покровский). |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Карева В. В.Жан Боден — теоретик государства Проблема государства как особой структуры и особой формы существования человечества стара как мир. Историки и теоретики государства появились вместе с его становлением. Во второй половине XVI в., на пороге раннего Нового времени крупнейшим теоретиком государства становится французский юрист, политический деятель, мыслитель Жан Боден. Современник Бодена Мишель Монтень считал его выдающимся писателем, выделяющимся из толпы «писак» своего времени большим здравомыслием и заслуживающим всяческого внимания и уважения . Идеолог французского абсолютизма, один из создателей буржуазной теории права Ж. Боден является ревностным защитником «суверенитета частной собственности». |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Белоногова Ю. И.Отношения иерархов Русской Православной Церкви и государственной власти в начале XX в. Русскую Православную Церковь с 1721 по 1917 гг. официально возглавлял царь. «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». В этом смысле император в акте о наследии престола от 5 апреля 1905 г. именуется главой Церкви . Государь осуществляет управление Церковью посредством Св. Синода. Его состав по количеству и рангу входивших в него людей на протяжении двух веков изменялся. В начале XX в. в состав Св. Синода входили три митрополита: |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Аникеева Е. Н. Саблеровский центр церковного образования в селе Богословском. В живописное село Богословское (ныне это Ясногорский район Тульской области) можно попасть, двигаясь от Москвы на юг по Каширскому направлению и переехав возле дивных Белых Песков через Оку, этот древний рубеж и «берег» Московского княжества (Оку в старину называли также «поясом Пресвятой Богородицы») и преодолев еще 15 верст от города Каширы на запад. Каширский помещик Владимир Карлович Саблер (Десятовский) в конце XIX–начале XX в. владел здесь родовым имением, где провел детство и юность и где им был организован не имеющий аналогов в России центр церковного образования. |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Житенев Т. Е. Вопрос о церковноприходских школах на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. 1917 год стал временем испытания основ русской жизни. В результате февральской революции к власти в России пришли представители левых партий (как центристских, так и радикальных). Со сменой власти не могло не измениться отношение государства к церковноприходским школам, которые получили массовое распространение после 1884 г., в период контрреформ, и воспринимались в либеральной части общества как промонархические и реакционные. Представители этих партий открыто заявляли о своей позиции в вопросе о начальном образовании, согласно которой государственная поддержка всех школ, находящихся в ведении Церкви должна быть упразднена. |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Ромов Р. Б. Духовенство и правые монархисты в III Государственной Думе В издательстве «Атеист» в 1920х–1930х годах одной из любимых исторических тем была тема «Церковь и чёрная сотня». Надо признать, что фактов у сочинителей брошюр было предостаточно. И на тему, скажем, «Церковь и либеральное движение» писать было значительно сложнее. В чём была причина такого единения (относительного, конечно) между Церковью как корпорацией и правомонархическим движением? |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Волхонский М. А. Принцип веротерпимости и национальный вопрос в годы первой русской революции В конце XIX–начале XX в. особенную остроту и важность во внутренней жизни Российской империи приобретает конфессиональный вопрос. В первую очередь это было связано с изменениями внутренней политики самодержавия на национальных окраинах, вызванных развитием национальных движений. Под впечатлением польского восстания 1863 г. в правительственных кругах стали приходить к выводу о необходимости смены политики в отношении окраин: «Ошибки и колебания политики прежних лет, встречные национальные течения политического характера, иногда как в еврейском вопросе опасения взрывов стихийного протеста самого коренного населения, побуждали правительство действовать скоро и решительно». |
Продолжение...
|
|
06.11.2010 |
Автор: Коновалов И. В Виденеева А. Е. К истории отливки Большого Успенского колокола Московского Кремля в 1818 г. В первой четверти XIX в. в Москве на заводе Михаила Гавриловича Богданова был отлит большой колокол, ставший первым и главным в колокольном наборе Ивана Великого. Высокий статус и особая значимость нового благовестника Московского Кремля нашли отражение в его имени — по давней традиции он был назван Большим Успенским и Царьколоколом. В настоящее время это самый тяжелый действующий колокол России. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Токарев А. В. О структуре монастырских вкладных книг XVI–XVIII вв. Вкладные книги монастырей содержат записи поступавших в эти монастыри от разных лиц вкладов земельных, денежных, предметами церковного обихода, вещами, хлебом, скотом и т. д. на «помин души» или ради будущего пострижения в обитель. Эти книги являются весьма ценным источником для изучения церковного землевладения, связей отдельных обителей с различными социальными группами населения, древнерусского искусства, монастырского быта. Кроме того, они могут служить дополнением к актовому материалу. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Лотменцев А. МВоевода Влад Цепеш и дьяк Федор Курицын. "Сказание о Дракуле" по материалам российской историографии Эпоха правления Ивана III может расцениваться как время проб и ошибок в формировании структуры государственнополитического устройства России, а также расцвета летописания, появления оригинальных литературных памятников, таких как «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (cм. об этом, например, сочинения Я. С. Лурье). Вряд ли можно провести границу между частной жизнью Ивана III и его государственной деятельностью. В стране только освободившейся от ордынской зависимости с меняющейся сословной структурой, с рождающимися на глазах институтами управления резко повысился интерес к проблеме самодержавной власти, по крайней мере, этот интерес ощущался среди людей формировавших эти институты. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Косик В. И.Русская Сербия Одной из стран, где русские эмигранты нашли сначала временное пристанище, а потом и постоянное место проживания, свой дом, стала Сербия. Для одних она стала матерью, другие считали себя пасынками. «Ананасы в шампанском» для избранных и тяжелый, зачастую физический, труд для незваных. Цвет интеллигенции, сравнительно легко находящей поле деятельности, и масса боевых офицеров в мирной стране. Молодые мечты и погасшие идеалы. Все это были полярные точки той жизни, в которой некоторые обретали второе дыхание, иные — утрачивали смысл бытия. Одни видели в сербах братьев по крови, религии, оружию. Другие, не встретив должного приема на сербской земле, и видя величественный памятник, воздвигнутый в центре Белграда Франции, а не России, как освободительнице, недвусмысленно обвиняли сербов в неблагодарности. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Протоиерей Валентин АсмусЦерковные полномочия императоров в поздней ВизантииОдним из ярких представителей византийского “цезаропапизма” был император Феодор II Ласкарь (1222–1258, царствовал в 1254–1258). Его короткое царствование весьма значимо в идеологическом отношении. Перед лицом западных варваров — псевдоримлян, захвативших столицу Римской державы — Константинополь, он стал родоначальником православного греческого национализма. Одновременно он был одним из виднейших представителей византийского “гуманизма”, содействуя в большом масштабе античным штудиям и превратив в результате главную свою резиденцию Никею в “новые Афины”. Всем византийским императорам приходилось заниматься церковными делами. Феодор II был одним из немногих императоровбогословов по призванию. Ему принадлежит целая серия богословских трактатов о Боге и Боговоплощении. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Лебедев В. В. Арабский язык как средство религиозной коммуникации в учебном процессе В условиях, когда набирает силу тенденция к специализации за счет искони присущего отечественному образованию универсализма, сугубо важное значение приобретает точное и выверенное целеполагание в изучении каждой учебной дисциплины. Оно позволит не только определить оптимальные и наиболее эффективные пути освоения ее материала, но и обеспечить ей тот минимальный культурный, общеобразовательный и познавательный контекст, без осознания которого наступает дезинтеграция и беспорядочная атомизация самого учебного процесса. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > В конец >>
| Всего 1 - 23 из 93 |
|