04.11.2010 |
Автор: Нестеров С. В.Архимандрит Макарий (Глухарёв) и создание в России Миссионерского общества. История создания Миссионерского общества в России, которое было основано первоначально в Петербурге, не только скудно, но и весьма противоречиво освещена в литературе . В немногих публикациях, касающихся этого вопроса, приводится более или менее подробное описание добрых деяний барнаульского купца А. Г. Малькова на этом поприще и вовсе не упоминается главный инициатор и организатор учреждения Миссионерского общества — инспектор С.Петербургской Духовной Академии архимандрит Владимир (Петров), ставший впоследствии начальником Алтайской миссии и выдающимся миссионером. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г.В истории Американской Православной Церкви, ее взаимоотношений с Русской Православной Церковью (РПЦ) значительный интерес представляют исполненные драматизма события 1946 г., связанные с решениями Седьмого Всеамериканского церковного собора. В исследованиях по церковной истории, где данный сюжет затрагивается, он не получил полного и всестороннего освещения. Таким образом, тема далеко не исчерпана. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Либеровский А. П.Православная Церковь в Америке: святые и соборы. Автокефальная Православная Церковь в Америке получила свою автокефалию от МатериРусской Церкви в 1970 г. и как поместная Церковь является хранительницей истоков Православия на СевероАмериканском континенте. Истоки эти связаны с первыми миссионерами, приехавшими на Аляску в 1794 г. из России. В связи с этим наш доклад касается, главным образом, истории автокефальной Православной Церкви в Америке — поистине единственной Поместной Церкви среди всех православных Церквей на СевероАмериканском континенте. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Степанов Н.Ю.Православные основы системы образования в русском зарубежье в 1920-1930г. Русское Зарубежье было уникальным явлением. Оно начало складываться после рево-люции в октябре 1917 г. еще в ходе Гражданской войны. Его можно рассматривать как сво-его рода «Россию вне России», со всеми атрибутами жизни государства, кроме самого госу-дарства, полиции и тюрем. Были первое время даже русская армия и флот в изгнании, органы русской эмигрантской разведки и контрразведки (при Российском Общевоинском Союзе или РОВСе), русские эмигрантские промышленные предприятия, фермы (элемент сельского хо-зяйства), банки, акционерные общества, система образование, наука и культура, театр, балет, печать, издательства и литература. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Энеева Н.Т.Спор о софиологии в русском зарубежье В 1920–1930 гг. в церковных кругах русского зарубежья разгорелась дискуссия вокруг учения протоиерея Сергия Булгакова «О Софии Премудрости Божией». Дискуссия проходила бурно, в ней участвовали крупнейшие силы русской богословской и философской мысли того времени: митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Сергий (Страгородский) (оба до революции возглавляли, соответственно, Московскую и Санкт-Петербургскую Духовные Академии), иеромонах Иоанн (Максимович) (позднее — архиепископ Шанхайский и СанФранцисский) , архиепископ Серафим (Соболев) Богучарский (Болгария), философ и богослов В. Н. Лосский, братья гр. Граббе, писатель Н. Арсеньев, преподаватели Парижского СвятоСергиевского богословского института А. В. Карташев, В. В. Зеньковский, о. Георгий Флоровский и другие. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Бовкало А. А.Литургика в Петрограде после 1918 г. Весной 1919 г. в Петрограде возник и был разработан план создания нового высшего богословского учебного заведения — Петроградского Богословского института. Осенью была образована Комиссия духовноучебных заведений, которая избрала профессоров и преподавателей института. Среди шести профессоров был Б. А. Тураев, которому была предложена кафедра литургики. 2 января 1920 г. члены корпорации были утверждены в своих званиях митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином и вошли в Совет института. Официальное открытие института состоялось в Светлую пятницу 16 апреля 1920 г., а 20 апреля начались лекции. которые продолжались 3 триместра до 1 апреля 1921 г. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Нечаева М.Ю.Дела о самозванцах ХХ в. как источник по истории Русской Православной Церкви По словам известного русского историка В. О. Ключевского, «у нас с легкой руки первого Лжедмитрия самозванство стало хронической болезнью государства». Культурологи давно отметили и религиозный аспект проблемы самозванства, хотя эта проблема и не получила дос-таточного освещения. Однако всегда считалось, что пик самозванства в России пришелся на XVII и XVIII вв., а связь этого феномена с религиозным сознанием была значимой, но далеко не определяющей. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Косик О.В.Судьба иероманаха Серафима (Якубовича) В 1919–1920 гг. в г. Владимире большой популярностью пользовались проповеди, которые звучали каждое воскресенье после литургии в Успенском кафедральном соборе. Многие жители Владимира запомнили эти проповеди на всю жизнь. Читал их «благовестник» (так официально называлась его должность) иеромонах Серафим. Эти проповеди были явлением, составляющим контраст послереволюционной обстановке в городе. В них велась борьба с безбожием, в них опровергались основные положения материализма, ярко, вдохновенно и бесстрашно молодой иеромонах свободно рассуждал о проблемах, волнующих современного образованного человека; |
Продолжение...
|
|
03.11.2010 |
Автор: Петрушко В. И.Деятельность униатского митрополита Андрея Шептицкого по распространению католицизма восточного обряда в россии в прериод между революцией 1905 г. и первой мировой войной Интронизация графа Андрея Шептицкого, ставшего митрополитом грекокатоликов Галиции, состоялась 17 января 1901 г. Показательно, что помимо традиционного для предстоятеля униатской церкви титула — «митрополит Галицкий, архиепископ Львовский, епископ КаменецПодольский» — 35летний митрополит получил от папы Льва XIII наименование «Апостольского администратора Украины», хотя в той части Украины, которая входила в состав Российской империи, в то время не было ни одного униатского прихода . Вероятно, эта титуляция не была случайностью и связывалась с новыми прозелитическими проектами Ватикана в отношении России, в которых графу Шептицкому отводилась не последняя роль. |
Продолжение...
|
|
03.11.2010 |
Автор: Кривошеева Н. АДеятельность священномученика Иллариона (Троицкого) на Священном соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 г. 28 декабря 1999 г. исполнилось 70 лет со дня гибели недавно прославленного в лике святых архиепископа Верейского Илариона (Троицкого). Совмещая в себе дары выдающегося ученого, яркого публициста, златоустого проповедника он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Многочисленные грани личности этого новомученика Российского были проявлением одной идеи и одного чувства — идеи Церкви и чувства церковности. Постоянное ощущение трепетным сердцем глубин Ее бытия запечатлевали личность владыки Илариона как бы всецелой и всепоглощающей «экклезиологичностью». Эта главная и сущностная черта личности святителя наиболее ярко проявилась во время работы Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. |
Продолжение...
|
|
03.11.2010 |
Автор: Священник Георгий ОрехановДневник митрополита Арсения (Стадницкого) - новый источник по русской церковной истории (1905-1916 г.)Митрополит Арсений (Стадницкий) — вне всякого сомнения, один из самых авторитетных архиереев предреволюционного времени. Не случайно, конечно, на Поместном Соборе 1917–1918 гг. он становится одним из кандидатов на Патриаршество. Его жизнь и деятельность в общих чертах известны, поэтому я не буду останавливаться на особенностях биографии митр. Арсения, но тот факт, что он получил степень доктора церковной истории, в разное время был членом Синода, Государственного совета, председателем V отдела Предсоборного Присутствия, занимавшегося проблемами духовной школы, говорит уже сам за себя. |
Продолжение...
|
|
02.11.2010 |
Автор: Емельянов Н. Е.Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском Богословском Институте с 1992 г. В настоящее время число представленных в ней персоналий превысило 15 тысяч, и введенные данные позволяют делать наблюдения общего характера. Сейчас, когда меняется столетие, интересно поделиться наблюдениями относительно начала, середины и конца XX в. |
Продолжение...
|
|
02.11.2010 |
Автор: Кравецкий А. Г.Когда же началась обновленческая смута История — наука традиционная. Первый опыт написания истории той или иной проблемы создает схему, которую некритично воспринимают последующие поколения исследователей. Изначальная неточность становится традицией, на преодоление которой уходят десятилетия. |
Продолжение...
|
|
02.11.2010 |
Автор: Плетнева А. АСоциологический аспект церковной дискуссии первой четверти ХХ в. Настоящий доклад возник в связи с работой над материалами Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., осуществляемой исследовательской группой проф. Гюнтера Шульца. В результате подготовки обзора Деяний Собора нам пришлось столкнуться с рядом серьезных методологических проблем. Анализу некоторых из них посвящена настоящая работа. Опубликованные между 1917 и началом 90х годов работы по истории Русской Церкви обладали рядом общих особенностей. |
Продолжение...
|
|
02.11.2010 |
Автор: Шульц Г.Основные проблемы изучения поместного собора 1917-1918 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви (август 1917–сентябрь 1918 г.) и русская революция 1917 г. обозначили переход к новой эпохе в русской, а может быть, даже в европейской церковной истории. Не только у Русской Православной Церкви, но и у всех Церквей и христианских групп, а также у других мировых религий (например, ислама) возникают теперь возможности для реформ. Революция, победившая самодержавие, а затем и буржуазный строй, открывает для России современную эпоху. |
Продолжение...
|
|
02.11.2010 |
Автор: Дёпманн Х. Д.Духовные импульсы поместного собора Русской Православной Церкви 1988г. Ко времени празднования тысячелетия Крещения Руси явно противоположные тенденции нашли свое выражение в литературе этого периода. С одной стороны, например, М. С. Корзун в предисловии к своей книги объясняет необходимость критической антирелигиозной полемики тем, что «Русская православная церковь активизирует свою работу в связи с приближающимся 1000летием введения христианства на Руси». |
Продолжение...
|
|
01.11.2010 |
Автор: Адриано РоккуччиНекоторые размышления о христианах в концлагерях: опыт коммунизма и нацизма «Рожденный на заре ХХ столетия, концлагерь стал главным позором этого цивилизованного века и одним из самых ужасных бичей, которыми наше время поразило само себя» . Эти слова принадлежат польскому ученому Камински, прошедшему через нацистский концлагерь. Он говорил о «болезни колючей проволоки» как о «чуме ХХ века» . Первые концлагеря построили испанцы на Кубе в конце XIX в., в 1896 г., за ними в начале ХХ в. последовали американские лагеря на Филиппинах и британские в Южной Африке. |
Продолжение...
|
|
01.11.2010 |
Автор: Шкаровский М. ВРусская Православная Церковь и германская политика на Балканах В 1941–1945 гг. К середине 1930х годов Балканы оказались в iоле зрения нацистской внешней политики. Расположенные в этом регионе государства населяли в основном православные народы — болгары, румыны, греки, сербы… Православные национальные Церкви традиционно играли большую роль в жизни балканских стран, и германский МИД в 1936–44 гг. постоянно пытался различными способами включить их в сферу своего влияния. Важное значение имел тот факт, что Болгария и Румыния стали союзниками Германии во II Мировой войне. |
Продолжение...
|
|
01.11.2010 |
Автор: Гаврилин А. В.Положение латинской православной церкви в 20-30х г. ХХ в. В истории Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) в 1920–1930х гг. можно выделить три периода: 1) 1920–1926 гг. Этот период характерен образованием структур управления Церкви, получением ЛПЦ самостоятельности в административных, хозяйственных и образовательных делах, в отношениях с государством. Это и период гонений против ЛПЦ со стороны органов государственной власти. 2) 1926–1936 гг. В этот период нормализуются отношения Церкви с Латвийским государством, стабилизируется духовное, моральное и материальное положение ЛПЦ. |
Продолжение...
|
|
01.11.2010 |
Автор: Протоиерей Николай ДоненкоОбстоятельства смерти митрополита Константина(Дьякова) и протоиерея александра Глаголева За время своего архиерейского служения митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины Константин (Дьяков) арестовывался сравнительно мало, всего два раза. В 1923 г. обвинение не было предъявлено, и его освободили через два месяца, а в 1926 г. он провел в тюрьме две недели и был отпущен без последствий. 26 марта 1934 г. в связи с тем, что столица Украины была перенесена, митрополит Константин перебрался из Харькова в Киев и поселился со своей дочерью Мелитиной Константиновной на улице Толстого, № 39 . Сразу же по приезде он тяжело заболел и несколько месяцев провел в постели. |
Продолжение...
|
|
01.11.2010 |
Автор: Священник Феодор КривоносСвященномученики Минской епархии XX в. Сегодня Белорусская Православная Церковь являет великое торжество, прославляя в лике местночтимых святых 23 новомучеников, в Минской епархии крест своего служения несших и за веру в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в ХХ в. убиенных. Акт прославления этих новомучеников есть лучшее свидетельство того, что Православная Церковь в Белоруссии, несмотря на трудности, пережитые в недавнем прошлом, и проблемы, встающие сегодня, попрежнему исполнена благодати Божией и способна нести людям свет благовестия Христова. |
Продолжение...
|
|
01.11.2010 |
Автор: Протоиерей Владимир ВоробьевНекоторые проблемы богословскоисторической науки и церковной жизни в России накануне 2000летия Рождества Христова2000летний юбилей христианства обязывает Русскую Православную Церковь, так же, как и всю полноту Православия, благодарно, но трезво оценить свою историю, подвести итог прожитых столетий и осмыслить проблемы, которые ставит перед нею сегодняшняя жизнь. |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Кожемякин М. В.Война в Югославии: боевые действия вооруженных сил СРЮ Одиннадцать недель ожесточенной воздушной войны Североатлантического альянса против Союзной республики Югославия в марте — июне 1999 г. уже отошли в область недавнего прошлого, однако в их истории все еще больше белых пятен, чем достоверной информации. Не в последнюю очередь способствуют этому обе противоборствовавшие стороны, стремящиеся всячески скрыть подробности и механизм функционирования во время кампании своих военных институтов, до запредельных размеров завысить эффективность своих действий и максимально занизить свои потери. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > В конец >>
| Всего 24 - 46 из 93 |
|