04.05.2015 |
Каждый человек, живущий в цивилизованном обществе, хотя бы раз в жизни посещал музей и воочию мог созерцать мировые шедевры в области художественного искусства. Если в детстве нас удивляли большие холсты и изображенные на картине сюжеты, то с возрастом мы все больше начинаем уделять внимание красоте палитры, у нас начинают появляться излюбленные художники и мы уже готовы посещать музей ради того, чтобы в очередной раз взглянуть и вдохновиться любимой картиной. |
Продолжение...
|
|
08.12.2012 |
Ирония как феномен европейской культуры: взаимодействие романтизма и постмодернизма Т. В. Медведок Ирония в качестве философской и эстетической категории обретает центральный статус в философии постмодерна, где постулируется идея невозможности ни оригинальности на творческом уровне, ни первоздан-ности на уровне онтологии. Тщательное рассмотрение данного феномена, репрезентированного в современной модели философствования, обнаруживает немалое сходство с толкованием иронии, предложенным в свое время представителями романтизма. Историко-философский анализ, посвященный сравнительному изучению особенностей иронии в постмодернизме и концепции романтиков, не только проливает свет на понимание иронии как феномена культуры, но и позволяет выявить традицию преемственности ее основоположений в философии. |
Продолжение...
|
|
07.12.2012 |
Научное и антинаучное знание: статус в современной культуре В. С. Кулик Положение современной науки радикально отлично от предшествующих эпох, когда наука рассматривалась лишь как процесс получения нового знания. Начиная с 20 века, феномен науки рассматривается в более широком социальном контексте, наука становится социальной силой техногенной цивилизации. Это вполне оправдывает тот факт, что проблематизация научного дискурса и изменение форм методологической рефлексии в современной культуре актуализирует исследование статуса науки в ее отношении к другим формам знания. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
СМИ как источник по культурологии. Роль прессы в формировании имиджа государства и сохранении стереотипов восприятияАвтор: Соколов В.М. В наше время остро стоит проблема межкультурной коммуникации. Важным для построения продуктивного диалога является вопрос о том, как воспринимают друг друга представители разных культур. Доклад посвящен анализу печатных средств массовой информации как источника для изучения указанных культурологических проблем. Задачей исследования является также анализ роли СМИ в формировании образа государства и сохранении стереотипов восприятия одной культуры глазами другой на примере стереотипов о России, представленных в британской качественной прессе 1990-х гг. (The Times, Financial Times). Выбор СМИ в качестве источника обусловлен, во-первых, тем влиянием, которое они оказывают на общественное мнение, а во-вторых, тем, что печатные публикации сами являются в какой-то степени отражением и мировоззрения, присущей культуре, представителями которой являются их авторы. |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Экологическая грамотность как элемент культуры образованного человекаАвтор: В. В. ПетровЧто такое «экологическое образование»? Это процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Система непрерывного экологического образования объединяет, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», совокупность экологических образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреждений разных организационно-правовых форм, типов и видов, систему управления непрерывным экологическим образованием [1. C. 26]. |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Аксиологический аспект трансформации музыкальных ценностей современной молодёжиАвтор: Д. В. БанниковВ современной науке не подвергается сомнению тот факт, что менталь-ность современной молодежи существенно трансформировалась под влиянием социальных перемен, произошедших в России в 90-е годы. Трансформация как процесс присуща практически всем явлениям окружающей действительности. Трансформация (лат. transformatio – преобразование, превращение) буквально означает «такое преобразование слов или сочетаний слов, когда получается новая конструкция предложения; например, пассивная форма... трансформирована в активную...». Таким образом, трансформация означает изменение старого и появление нового. Каждое новое в определенной степени есть отрицание старого, либо его преобразование. |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Гендерная асимметрия в культуротворчествеАвтор: А. К. ЖапароваГендерная тематика с каждым днем становится все актуальнее. Проблемы пола все больше интересуют гуманитариев. Суть гендерной концепции заключается в том, что в ней опровергается традиционное убеждение, что качества, относимые к собственно мужскому и женскому вырастают из пола автоматически. Гендер в самом широком смысле есть социокультурное бытие пола. Гендерная теория описывает культурные и социальные различия, а также значения этих различий между мужчиной и женщиной. |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Становление изобразительной деятельности в первобытной эпохе как процесс объективации информацииАвтор: М. Г. НечаевЗадачей данной публикации является рассмотрение особенностей восприятия и отражения первобытным человеком предмета и явлений окружающей его действительности в контексте современной интерпретации наскальных изображений. Данные современной науки сходятся в том, что первобытному человеку было свойственно активное отношение к внешней среде, предметам своей трудовой деятельности и практики. Именно активное отношение обуславливает много аспектное восприятие на всех уровнях: |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Актуальность исследования явления американской корпоративной культурыАвтор: Н. В. КокоринаМасштабность происходящих в мировом сообществе трансформаций приводит к изменениям в ценностном измерении. Наблюдается рождение нового социо-культурного качества стилей и форм отношений в сфере бизнеса. Возникает практическая потребность к попытке создать некоторую стабильность в такой гибкой структуре как современная организация. Предполагается, что такая стабильность опирается на систему ценностей, которые способствовали бы развитию духовной культуры бизнеса и общества в целом. Речь идет не только о США, но и России, т.к. наша страна стремится влиться в мировое экономическое сообщество. |
Продолжение...
|
|
28.09.2012 |
Культура и техникаАвтор: А. Е. БезменщиковРазговор посвящен рассмотрению феномена взаимоотношения Культуры и Техники, ещё точнее: фиксации порождаемого ими как феномена. Культура зрима здесь как пред-данное безграничное пограничье (горизонт) человека – она непреодолима, заранее уже знаема и дана как самое и непрерывна для человека; и в отличие от границы, которая есть несхватываемое ничто, Культура – это пребывающее где-то и как-то Нечто, а именно по-граничье. Техника оговаривается как то, что скрыто всяким непроизвольным методом действия, как и всяким произвольным методом (если допустить таковой). Но эти «методы» – только самая внешность, самая поверхность того, что есть и в мире Культуры, и вне всякой Культуры – хитрость techne как самое себя. |
Продолжение...
|
|
16.03.2011 |
Автор: Б. К. Новосадов Культура познания и догмы естественных наукПроцесс познания материального мира, по-видимому, представляется бесконечной и последовательной проверкой закономерностей в природе, объективной по необходимости и непредвзятой по фактам наблюдений. Иначе достижения естественных наук, способствующие разного рода изобретениям и применению в жизни человечества, оставались бы достоянием научных докладов и журналов. Два взаимодополняющих компонента познания — опыт и теория экспериментальных фактов — образуют своеобразный коридор проб и ошибок, ведущий в конце концов к познанию истинного устройства природы. Как и всякая человеческая деятельность, познание природных явлений происходит в общественных группах, научных сообществах. Истина высказывается учеными в виде определенных мнений по конкретному вопросу, будь то обсуждение экспериментального факта или формулирование теории явления. Неполное знание о предмете естественно приводит в ряде случаев к ошибочным суждениям, которые принимаются в научных сообществах за модель того или иного явления природы. |
Продолжение...
|
|
07.03.2011 |
Автор: Э. Б. ЕршоваКультурология и дисциплина по выбору «Инновации и модели мировой художественной культуры» в ГУУПроисходящие в последние годы изменения парадигмы российского образования требует очень вдумчивого анализа всего того, что у нас было в высшем образовании, чего не хватало, и что необходимо было бы сделать или что было бы необходимо ввести в структуру подготовки специалистов самых разных направлений. Встречи со своими российскими выпускниками за рубежом в самых разных странах Европы, в США, там, где они смогли найти себе работу еще с периода распада СССР, позволяют однозначно сказать, что наша система образования была в мире одной из лучших, т. к. давала очень широкий спектр знаний, позволявших нашим специалистам спокойно находить свою нишу в том, внероссийском, мире. |
Продолжение...
|
|
06.03.2011 |
Автор: Л. С. ИменноваПедагогическая составляющая социальной миссии музеяКультурная аккумуляция и культурная трансмиссия являются качественными и сущностными динамическими характеристиками культуры. Наряду с другими институтами, выполнению задачи хранения, воспроизводства и трансляции социокультурного опыта призван служить музей. Из двух главных функций музея функция сохранения социокультурного опыта, в рамках которой происходит формирование феноменов подлинности и мемориальности, носит устойчивый характер; компонента его передачи — изменчива, имеет конкретно-историческое наполнение. Функция трансляции культурного наследия обусловлена социальной миссией музея, при этом на ранних стадиях развития общества предшественниками музея в её реализации были коллекционные собрания. |
Продолжение...
|
|
06.03.2011 |
Автор: Н. Н. КоршуноваКультурологическое образование как механизм трансляции культурных ценностей В современном мире складывается новая модель культуры, в которой усиливаются взаимосвязи между всеми сферами жизни общества, как в глобальном масштабе, так и в раках национальной культуры. Сегодня именно всемирные информационные технологии создают головокружительные возможности в сфере получения информации, а также развития образовательных технологий, которые формируют модель всей грядущей цивилизации. Эти технологии образуют в культуре особое информационное пространство, которое «виртуализирует» личность, что создает для каждого человека и для всей человеческой цивилизации непредсказуемые, прежде всего в духовном этическом плане, последствия. «Информационный хаос» искажает смысл культурных ценностей, подталкивает человечество к бездне. |
Продолжение...
|
|
27.02.2011 |
Автор: О. Д. ГаранинаКультурологическое и профессионально техническое образование: грани взаимодействия. Парадокс социальной реальности, все элементы которой созданы мыслью и руками человека, заключается в том, что смысл, значение, являющиеся внутренней сутью социального явления, могут быть понятны не каждому. Социальное явление имеет смысл (значение) только в отношении к человеку (субъекту), владеющему кодом расшифровки этого смысла. Кто видит в языке лишь совокупность знаков, тот не владеет языком; кто не знает, что гудок автомобиля символизирует опасность, рискует погибнуть под колесами. Субъективность духовного пространства человека выражена в том, что оно формируется и существует лишь в его значении для этого человека, но не в содержании культурных объектов самих по себе, в их объективном существовании. |
Продолжение...
|
|
27.02.2011 |
Автор: С. С. ГасановаАктуальные вопросы культурологии в контексте педагогической теории и практики в условиях поликультурного региона Проблема культурологизации образования считается одной из приоритетных в современной педагогике. В сложные критические периоды жизни общества возрастает потребность в изменении социальной, духовной сфер жизни человека, способного самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, генерировать собственные идеи, быть субъектом культурно-образованного пространства. На пороге XXI века все более «актуальной становится проблема повышения культуры социального мышления и поведения людей» (Пидкасисткий, 2007: 75). Многонациональный состав людей в различных государствах, регионах планеты, интенсификация экономических, политических, культурных отношений народов протекает в поликультурной среде, усиливая связи людей разных культур, национальностей и конфессий. |
Продолжение...
|
|
24.02.2011 |
Автор: М. И. КозьяковаИстория повседневности как онтология культурыВ системе отечественных гуманитарных наук в последние десятилетия происходят процессы интенсивного научного поиска, формирования нового взгляда на общество и историю. Это связано с отказом от жесткой схемы формационного подхода, при котором все многообразие "мира людей" сводилось к общим стадиальным дефинициям. Качественно иная эпистема формируется в настоящее время. (Как известно, своя, особая эпистема, под которой понимается система мышления, алгоритм научного теоретизирования, характерна для каждой исторической эпохи) (Фуко, 2002). * Козьякова Мария Ивановна — доктор философских наук, профессор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. |
Продолжение...
|
|
24.02.2011 |
Автор: Е. В. СальниковаПроблемы отношения к массовой культуре в гуманитарной науке
Одним из самых проблематичных моментов в нашей гуманитарной науке является моделирование образа человека, который несет в себе энергию культуры, инициирует рождение или угасание тех или иных культурных феноменов. Беспрецедентно сложен для понимания и анализа образ индивида в контексте массовой культуры, популярной культуры. В отношении начала начал культуры научный критицизм не уместен и не актуален. Исследователь исходит из признания того, что история человечества начиналась и развивалась именно так, а не иначе, и в ней нет ничего лишнего или недостойного человека. В ней — лишь торжество закономерностей и неизбежностей, даже тогда, когда их конкретику не вполне удается восстановить. Еще проще тем, кто занимается рассмотрением высокого авторского искусства. |
Продолжение...
|
|
24.02.2011 |
Автор: Н. А. ХреновСитуация с учебной литературой в Российских вузах в системе культуры на рубеже XX–XXI веков Подготовка учебников и учебных пособий для высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры — актуальная проблема на всех этапах отечественной истории специального образования. Это естественно, поскольку параллельно учебному процессу развертывается деятельность научно-исследовательских учреждений, развивается фундаментальная и прикладная наука, возникает новая методология, множатся подходы к тем или иным явлениям, а также имеют место непредвиденные и непрогнозируемые процессы в обществе, культуре, цивилизации, требующие новой интерпретации уже знакомого материала. Однако переживаемая сегодня в России переходная ситуация делает подготовку учебников и учебных пособий актуальной и исключительной. |
Продолжение...
|
|
21.02.2011 |
Автор: А. Ю. ШемановКультурологическое знание и проблемы образованияМесто субъективности в современном знании Для современного общества характерна всеобъемлющая зависимость высокотехнологичной индустрии от постоянного совершенствования научного знания. Меняется не только место и значение знания, но и сам его характер, а также положение человека как субъекта познания. Классический научный разум исходил из того, что он познает природу, как она есть сама по себе, независимо от познания и от познающего человека; и в то же самое время классический разум познает природу посредством актов мысленного конструирования своего предмета, следуя принципу «познать — значит сделать». Такая позиция не оборачивалась антиномией до тех пор, пока мысленное конструирование выступало в качестве способности «естественного света» разума, т. е. пока считалось, что совпадение теоретической конструкции мысли и сущности познаваемого предмета возможно в силу своего рода предустановленной гармонии между ними. |
Продолжение...
|
|
21.02.2011 |
Автор: И. В. Зубов Культурология в ВУЗе как маркер развития гуманитарной науки Сегодня мысль о том, что образование и функционирование культуры и ее содержания предполагает наличие объяснительных схем особенностей динамики трансформации всего природного в предметно-объектный мир человечества, и что это является сущностной характеристикой культурологии вообще, в научной литературе подтверждается неоднократно. Однако остается непонятным, каковы конкретные аксиологические, проблемные границы культурологи как науки и культурологии как дисциплины в современном ВУЗе, переживающем стадию обновления идеологических, методологических, стратегических концепций? Имеет ли культурология достаточный интеграционный потенциал, что бы стать одной из опор дальнейшего развития гуманитарного знания? |
Продолжение...
|
|
21.02.2011 |
Автор: О. А. ЖуковаИнновационный ресурс образования: гуманитарная стратегия культуры Четырехчленная формула, заявленная президентом Д. Медведевым, — «институты, инновации, инфраструктура, инвестиции», — раскрывает модернизационный смысл преобразований, происходящих в современной России. Образовательный ресурс в этом процессе видится, по существу, безальтернативным путем развития в целях самосохранения государства и общества. Возникает вопрос: почему образовательная система, вроде бы активно обновляемая, не отвечает современным запросам общества, количество проблем в ней не уменьшается, а качество образования падает, сопровождаемое нарастанием институционального хаоса? Без ответа на этот вопрос невозможно определить ожидаемый результат действий — увидеть «на выходе» плоды реформаторских усилий. |
Продолжение...
|
|
17.02.2011 |
Авторы: О. Г. Грохольская, Ю. Л. Науменко Становление культуры безопасности личности в условиях изменяющейся РоссииАннотация: Рассматривается методология построения дидактической системы современного образовательного учреждения, базирующаяся на практикоориентированной идее жизненной самореализации через формирование основ культуры безопасности личности. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 Следующая > В конец >>
| Всего 1 - 23 из 27 |
|