01.01.2011 |
На сей раз, что-то (не буду уточнять, что именно), побудило меня порассуждать о любви. Многие путают понятия любви и влюбленности, считая их в теории почти равнозначными, и сейчас я, несмотря на явную переоценку своих возможностей, попытаюсь развеять эти общепринятые представления об этих двух немаловажных понятиях. Итак, что же такое любовь? |
Продолжение...
|
|
17.11.2010 |
Автор: Васина С.М.Просветительская деятельность приходского духовенства Царевококшайского уезда в первой половине XIX в Одной из главных составляющих истории Церкви в Марийском крае является история приходского духовенства. Вопросы культурной и просветительской миссии приходского духовенства были в определенной мере затронуты в трудах А.Т. Трефиловой, В.А. Абрамова, П.А. Апакаева, однако специального исследования по данному вопросу нет. В данной публикации сделана попытка осветить проблему просветительской деятельности приходского духовенства и его роль в развитии школьного образования в отдельно взятом Царевококшайском уезде в контексте указов Синода и Казанской духовной консистории в 1-й половине XIX в. |
Продолжение...
|
|
17.11.2010 |
Автор: Востриков В.Г.Сопротивление богоборчеству в 20-30-е годы XX века в Марийской автономной области Вопрос о том, сопротивлялись ли люди официальному богоборчеству и гонениям на Церковь, происходившим в нашей стране в 20-30-е годы прошлого века, далеко не праздный и не относится лишь к области научного интереса. Он позволяет поднять проблему моральной ответственности людей, живших в то лихое, трагическое время, за все происшедшее. Вопреки расхожим представлениям о тех временах, реальные факты на примере Марийской автономной области говорят что сопротивление богоборчеству существовало. |
Продолжение...
|
|
17.11.2010 |
Авторы: Мешков Н.И. Мешкова О.Н.К проблеме духовности В последнее время возрос интерес к проблеме духовности, к различным ее аспектам. И это не случайно, ибо та духовная жажда, которая имеется у каждого человека неусыпна. Еще известный русский психиатр С.С. Корсаков отмечал, что у любого психически здорового человека имеется религиозное или духовное чувство. Не смогла заглушить подлинную духовность коммунистическая идеологическая машина, использовавшая для этого все имеющиеся в ее арсенале средства. |
Продолжение...
|
|
16.11.2010 |
Автор: Кузнецов Э.Н.Присоединение луговых мари к России История Марийского народа неотделима от истории России. Еще раз в этом можно убедиться в год великого юбилея – 450-летия падения Казани и присоединения марийцев к России. С тех пор прошло четыре с половиной века. Марийцы сохранили свой язык, луговые марийцы в большинстве остались язычниками, но при этом заимствовали лучшее у соседних народов – русских, татар, чувашей. Наша задача – проанализировать предпосылки и обстоятельства присоединения луговых марийцев к Русскому государству, уточнить сроки этого события, выявить соотношение мирного и насильственного путей включения марийского народа в состав России. |
Продолжение...
|
|
16.11.2010 |
Автор: Майкова Л.Е.К вопросу о деятельности Переводческой Комиссии, учрежденной при Братстве св. Гурия в г. КазаниПереводческая Комиссия Православного Миссионерского Общества начала свою деятельность во второй половине XIX века (1869) и находилась в ведении Братства Св. Гурия, образованного в 1867 году в г. Казани. 25 июля 1903 года Обер-Прокурором К. Победоносцевым были одобрены “Правила” Переводческой Комиссии. С этого момента Комиссия стала работать в непосредственном подчинении Совета Миссионерского Общества и обязана была исполнять все его распоряжения и поручения, касающиеся перевода и издания книг на инородческих языках и наречиях. “Правила” состояли из 33 параграфов и нескольких примечаний. |
Продолжение...
|
|
16.11.2010 |
Автор: Ерошкин Ю.В.Духовная и экономическая подсистемы российского общества и их взаимосвязь: традиция или модернизация“Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” (Еккл. 1, 3). Этот вопрос вместе с премудрым Соломоном задавали и задают себе многие. В чем смысл труда? Для чего и во имя чего трудится человек? Что такое труд — наказание или призвание, цель или средство? И если средство, то в чем состоит цель? У каждой эпохи, каждого философского или религиозного учения есть свои ответы на эти вопросы. По-своему отвечает на них и Православие1 . |
Продолжение...
|
|
16.11.2010 |
Автор: Абызова Э.Б.Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский, и академик Д.С.Лихачев: встречи в Соловецком лагере (1928-1931 годы) В публикациях, посвященных 95-летию со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева1, нам встретилось упоминание о том, что в его кабинете на видном месте всегда был портрет епископа Глазовского Виктора (Островидова), которого он очень почитал. Портрет сразу привлекал внимание посетителей, и интересующимся Дмитрий Сергеевич рассказывал, что епископ Виктор очень помогал ему в Соловецком концлагере, буквально спас от смерти. |
Продолжение...
|
|
15.11.2010 |
Автор: Бажин В.В.Из истории Рождество-Богородицкой церкви с. Семеновка Ныне исполнилось 230 лет со дня постройки и освящения православного храма в селе Семеновка – церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Тысячи людей здесь крестились, венчались, отпевали своих родных и близких. Здесь они искали и находили утешение. Божий храм, основанный более двух веков назад, и сегодня продолжает радовать и лечить людские души. Рождество-Богородицкая церковь села Семеновка была построена прихожанами в 1773 г. и освящена 18 марта. Здание поначалу было деревянным1. В 1795 г. в церкви служили: священник Афанасий Матвеев, дьякон Иван Степанов, дьячок Петр Леонтьев и пономарь Андрей Степанов2. |
Продолжение...
|
|
15.11.2010 |
Автор: Востриков В.Г.От запрета колокольных звонов к разрушению храмовРазрушение православных храмов в 30-е годы прошлого века в нашей стране означало не просто разрушение культовых сооружений, но, в первую очередь, подразумевало разрушение веры людей. Особое место в этом процессе занимает 1932 год. Он знаменателен тем, что тогда экономика Советского Союза переживала черезвычайное напряжение, обусловленное форсированной индустриализацией и массовой коллективизацией крестьянских хозяйств. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов не мог не отразиться на состоянии внешнеторгового баланса СССР. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: Людоговский Ф.Б.Современные церковнославянские акафисты: зависимость содержания от структуры Акафист — наиболее популярный и продуктивный в настоящее время гимнографический жанр. На данный момент известно около 480 акафистов1, из них свыше 430 — святым, около 110 — Богородице, 35 — Господу Богу и 5 — ангелам2 . Акафист, как правило, представляет собой гимнографическое произведение хвалебно-благодарственного содержания, обращенное к Богу, Богородице, ангелам или святым. Прославление лица, к которому обращен акафист, сочетается с повествованием о событиях праздника, изложением жития святого, описанием обстоятельств обретения чудотворной иконы и т.д. Акафист обладает жесткой структурой. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: священник Алексий МихайловКатегория веры 1. Необходимость веры в жизни человека. Вера и знания Не будет преувеличением сказать, что вера является одним из тех “краеугольных камней”, которые составляют фундамент человеческого бытия. В самом деле, мало кто рискнет сказать о себе: “я познал все в этом мире”, а скорее вместе с греческим мудрецом Сократом скажет: “я знаю, что ничего не знаю!” Человек настолько мал во вселенной, что всей его краткой и мимолетной жизни хватает только на то, чтобы познать самое необходимое. И многое он принимает на веру, доверяясь чужому опыту. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: Ерошин Ю.В.Обитель на Малой Юнге Христианское просвещение народов, как о том свидетельствует история, нередко начиналось с основания в той или иной местности монастырей, которые в дальнейшем становились просветительскими центрами. Не было исключением и Поволжье. Первый архиепископ образованной в 1555 году Казанской епархии Гурий основал в городе Казани Зилантов монастырь; его сподвижники, архимандриты Варсонофий и Герман, также немало потрудились на этом поприще: отец Варсонофий способствовал созданию Спасо-Преображенского Казанского, а отец Герман — Казанского Иоанно-Предтеченского и Свияжского Свято-Успенского монастырей. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: Сануков К.Н.Вятский епархиальный миссионер П.П. Глезденев и его просветительская деятельность В конце XIX века многие передовые люди Российской империи выступили за преодоление культурной отсталости своих народов. Новый подъем переживало просветительское движение в Марийском крае, оно было связано с миссионерской деятельностью Православной Церкви. Все первые просветители малочисленных народов были воспитаны в среде русского христианства. К сожалению, до настоящего времени биографии многих из этих людей, их жизнедеятельность остаются “белым пятном” в истории нашей республики. Историческая правда еще не сказана, в частности о жизненном пути, который прошел выдающийся марийский просветитель, Вятский епархиальный миссионер Павел Петрович Глезденев. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Автор: Махновец Д.А.Святой праведный воин Феодор 24 февраля 2005 г. исполнилось 260 лет со дня рождения адмирала Федора Федоровича Ушакова, прославленного Православной Церковью в лике святых праведных. Это лишь внешний повод обращения к основным вехам жизненного пути и важнейшим чертам облика славного сына России. Более основательной причиной внимательного прочтения трудов современников адмирала Ушакова, позднейших исследований и документальных материалов может быть названо упрощение и искажение образа праведного воина в традициях советской историографии по шаблонам социалистического реализма. Была даже сделана попытка подкорректировать внешние данные адмирала, уж очень не подходили мягкие черты лица праведного воина и его ясный взгляд под социалистические представления о героической внешности. Художник-антрополог М.М. |
Продолжение...
|
|
12.11.2010 |
Автор: Нугманова Г.Ш. Формы и функции библейских цитат в творчестве Б. Гребенщикова Фигура Б. Гребенщикова является одной из центральных в русской рок-культуре, его творчество многими воспринимается как некое откровение, наполненное глубоким духовным содержанием. Подобный эффект достигается в том числе и обилием религиозного интертекста, источниками которого в разное время являлись буддизм, индуизм, суфизм, даосизм, шаманизм, христианство и др. Самым «постоянным» является интерес Гребенщикова к христианству, что не может не обратить на себя внимание исследователей. |
Продолжение...
|
|
10.11.2010 |
Автор: Журавлев Д.П. К вопросу о символике растительного орнамента Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы.Существующий ансамбль Ивановского монастыря выстроен по проекту М.Д. Быковского в 1860-1879 и представляет особый интерес не только как замечательный памятник зодчества, но и благодаря системе орнаментальной росписи, представляющей собой самостоятельное произведение искусства. М.Д. Быковский привнес в интерьер храма присущий его творчеству стилизованный орнамент, который в данном интерьере не только соответствует общему стилю здания, но и несет символическую нагрузку. |
Продолжение...
|
|
10.11.2010 |
Автор: Медведева И.К. «Богоматерь Корсунская» из Ново-Тихвинского монастыря г.Екатеринбурга. Икона Богоматери «Корсунская» поступила на кафедру реставрации икон ПСТГУ из Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга в 2004 г. Икона была доставлена в Москву на кафедру реставрации факультета церковных художеств ПСТГУ сестрами монастыря. Она была в киоте, в сорочке и ризе, поверх которой крепился венчик. Киот, вероятно, выполнен в XIX в. Углы киота скруглены. Он облицован темным ореховым шпоном. Дверца со старым стеклом закреплена на двух латунных петлях. Вставная рама вызолочена по полименту. |
Продолжение...
|
|
09.11.2010 |
Автор: Головкова Д.С. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина» из Ферапонтова монастыря: исследования и реставрация. Данное сообщение посвящено реставрации одного из замечательных памятников русской иконописи XVI в. - иконе «Богоматерь Неопалимая Купина», принадлежащей Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику. Икона происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Большинство ученых относит время ее создания к сер. XVI в. Таким образом, исследуемый памятник является одним из ключевых произведений для изучения иконографии «Неопалимой Купины». Несмотря на то, что реставрация иконы еще не завершена, она уже несколько раз была опубликована, в том числе и автором настоящей статьи. |
Продолжение...
|
|
09.11.2010 |
Автор: Клокова Г.С. Научная и исследовательская работа на кафедре реставрации икон Кафедра реставрации икон на факультете Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета существует с 1993 г. Помимо большой работы по реставрации икон и картин для церквей, монастырей и музеев Российской Федерации на кафедре постоянно ведётся и научная работа по разработке методик реставрации, исследованию и атрибуции произведений церковного искусства синодального периода. |
Продолжение...
|
|
09.11.2010 |
Автор: Матвеева Ю. А. Музыкальное воспитание в Православной гимназии: опыт межпредметных тематических связей В наше время коренных перемен заново перестраивается и система школьного образования, в том числе гуманитарноэстетический цикл. Куда направлены эти преобразования и к чему они приведут, вопросы для нас, конечно, необычайно важные. Ведь, по словам прот. В. Зеньковского, «в духовном созревании огромное, а иногда и совершенное значение принадлежит эстетической сфере» . Остро на сегодняшний день стоит проблема музыкального воспитания в школе. Ситуация здесь весьма неоднозначна.С одной стороны, в наследие нам досталась программа Д. Кабалевского. |
Продолжение...
|
|
09.11.2010 |
Автор: Богомолова М. В.Новые данные о певческой книге ДемественникОзнакомление с литературой, посвященной демественному роспеву, выявляет, что один из ключевых вопросов, связанных с указанным стилем пения, а именно — время появления книги, имеющей в рукописях самоназвание Демественник, определяется авторами различно. Так И. А. Гарднер считал, что демественные рукописи появляются в третьей четверти XVI в. , и давал им следующую характеристику: «В эпоху расцвета демественного пения (т. е. с конца XVI и до середины XVII века) появляются некоторые, не очень систематические в отношении материала, сборники одноголосного и неодноголосного демественного пения, как в виде партитур, так и в виде сборников для одного из голосов многоголосного демественного пения, так называемые «демественники». |
Продолжение...
|
|
09.11.2010 |
Автор: Елисеева Е. Ю. Задостойники путевого распева в списках конца XVI–конца XVII в. История песнопений Русской Православной Церкви до настоящего времени не изучена. К числу неисследованных текстов относится группа песнопений, посвященных Богородице и получивших в Уставе и в нотированных рукописях название «задостойники» . Тексты большинства задостойников изначально входили в Ирмологий в качестве ирмосов девятых песней праздничных канонов, известных в русской рукописной традиции с XII в. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > В конец >>
| Всего 1 - 23 из 121 |
|