08.11.2010 |
Автор: Тутолмина С. Н. Византийские и славянские нотированные Триоди древнейшей традиции Проблема соотношения византийской и славянской богослужебных певче¬ских традиций является одной из основополагающих в музыкальной медиеви¬стике и рассматривается многими русскими и зарубежными учеными. Среди отечественных исследователей следует особо отметить Д. Разумовского , И. Воз¬несенского , К. ПападопулоКерамевса , А. Преображенского , Н. Успенского , а также наших современников З. Гусейнову , И. Лозовую , Г. Алексееву , М. Школьник . Среди зарубежных византологов значительный вклад в изучение связей византийской и славянской литургической музыки внесли К. Хёг , Р. Паликарова-Вердейль , М. Велимирович , Д. Стефанович и Н. Шидловский. |
Продолжение...
|
|
08.11.2010 |
Автор: Иеромонах Лазарь (Гнатив)Преподобный Варсонофий Оптинский и музыкальная культура История Церкви Христовой, история монашества преисполнена многочисленными примерами подлинного православного подвижничества, являющего миру и доныне нетленную красоту евангельской истины. Тем не менее, новейшее время знает, пожалуй, немного примеров такого соприкосновения святости с миром, аскетической дисциплины духа с душевными стихиями, какое было явлено «внешним» (1 Тим 3:7) оптинскими старцами. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Священник Дионисий ЛобовТолкования на Апок 13:16–18: Святоотеческое понимание «печати антихриста» и «числа зверя» Священное Писание повествует о конце мира в лаконичной и прикровенной форме. Из книг Ветхого и Нового Заветов мы узнаем о действительности светопреставления; о признаках приближающегося конца; об окончательной победе над сатаной и его царством после Второго и Славного Пришествия, которым ознаменуется конец этого мира и начало «новых неба и земли». Судьбам мира посвящена последняя книга Нового Завета — Откровение св. Иоанна Богослова или Апокалипсис. Эта книга входит в новозаветный канон с самого раннего времени (она упоминается в «Мураториевом каноне», у Тертуллиана, Мефодия Олимпийского, Евсевия Кесарийского и других ранних авторов). |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Антонов К. М.Проблема религиозного обращения в работе С. Л. Франка «Крушение кумиров» Как любой исторический феномен, русскую религиозную философию можно рассматривать с разных точек зрения. Ее можно рассматривать как часть истории философии, как часть истории России, наконец, как часть истории Церкви. Последнее возможно потому, что она стремилась выразить и описать бытие и сознание верующего человека. Точнее сказать — в ее основе лежит опыт человека, обратившегося к вере. Именно через феномен обращения связаны история русской философии и история Русской Церкви. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Василенко Л. И. Софиология Владимира Соловьева, видения Дамы и его стихи Вл. Соловьев был, как известно, не только философом, но и поэтом и визионером. Его софиология непосредственно связана с мистическим опытом тех видений некоей Дамы, которые с ним случались, по меньшей мере, три раза в жизни. Соловьев придавал им весьма большое положительное значение и не сделал их предметом критической оценки. Такую оценку сделали потом другие, и, что примечательно, даже такие столь разные духовные писатели, как о. Георгий Флоровский и о. Александр Мень, пусть каждый выражал это посвоему, но в общем сходились в том, что явления этой Дамы были его личным искушением. |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Михайлов П. Б.Наследие каппадокийцев в древнерусской письменностиВ отечественной науке широко распространено мнение о том, что на ранних этапах русской истории культурный потенциал русского народа находился на весьма низком уровне. Так, выдающийся ученый Е. Е. Голубинский в своей многотомной работе по истории Русской Церкви утверждал, что в домонгольский и даже московский периоды «…просвещением нашим было …при совершенном отсутствии всякого действительного просвещения или научного образования одна простая грамотность, одно простое умение читать». |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Аникеева Е.Н.Полемика свт. Василия Великого с языческими философами и учеными. В писаниях свт. Василия Великого прослеживается не только интерес к языческой мудрости, ее изучение, но также критика ее основ. Одним из главных сочинений, где про-водится полемика с языческими мудрецами, являются экзегетико-гомилетические «Беседы на Шестоднев». Авторство свт. Василия в «Беседах на Шестоднев» никем серьезно не оспаривается. Как отмечает прот. Иоанн Мейендорф, в этих «Беседах» святитель излагает космология, используя «современные ему достижения человеческого познания» . |
Продолжение...
|
|
05.11.2010 |
Автор: Малков П. Ю.Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием Спор об Имени Божием, продолжавшийся среди представителей русского богословия на всем протяжении ХХ столетия, — область столкновения теологических и философских посылок, резких взаимных упреков сторон, анафем и обвинения друг друга во всевозможных ересях. При этом спорящие, как правило, упускают из внимания вопрос, являющийся здесь основным: какой из вариантов учения об Имени Божием в наибольшей степени соответствует церковному учению о спасении человека? Какой из подходов к разрешению этой проблемы дает нам более совершенную надежду на возможность нашего приобщения к плодам спасительной жертвы Христовой и достижению обожения? |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Жданова А. Н.О музыкальноэстетических взглядах свт. Амвросия Медиоланского Отсчет эстетических концепций латинского средневековья начинают, как правило, с теории блаж. Августина, т. е. с V в. Тем не менее, правомерно предположить, что на многие неясные вопросы в эстетике блаж. Августина может пролить свет изучение эстетики свт. Амвросия, епископа Медиолана (г. Милан в Италии). Известно, что Августин считал себя учеником свт. Амвросия. Кроме того, представляется неизбежным, что Амвросий, прославившийся своими нововведениями в музыкальном оформлении богослужения, должен был руководствоваться при этом принципами эстетического характера. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Загребин А.ВВалаам: Островок русского церковного пения Печальна история церковного пения в России за истекшие триста с лишним лет. Являясь ярчайшей чертой, характеризующей лицо Церкви и народа, оно отображало, иллюстрировало те процессы, которые происходили в Российском государстве. Став, фактически, отраслью музыки, церковное пение было подвержено постоянной смене стилей, «фасонов и фасончиков», происходившей в области светского искусства. К сожалению, к церковному пению было утрачено отношение как к Священному Преданию, которое требует тщательного и любовного сохранения. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Духовская Т.Д.Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику Обиход Придворной Певческой капеллы окончательно сфор¬мировался к 1869 г. и получил известность как «Обиход ЛьвоваБахметева». Эта публикация, отражавшая Петербургскую традицию церковного пения, с одной стороны, явилась некоторым результатом предшествующего развития церковной музыки, с другой, оказала весьма заметное влияние на последующую практику богослужебного пения в России. Именно это заставило нас подробнее обратиться к названной теме. Заметим, что в отечественной науке существует более чем вековая традиция обращения к этому вопросу. Он освещался в трудах прот. Д. Разумовского, прот. В. Металлова, А. В. Преображенского, И. А. Гарднера. Из современных исследователей он затрагивался в диссертации Н. Ю. Плотниковой. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Червякова Е. Г.Архаическая система раздельноречного пения в традициях поморского старообрядчества В практике старообрядцев поморского согласия сохранились многие элементы богослужебной системы древнего образца, в том числе традиция раздельноречного пения. В специальной литературе под раздельноречием понимается особая манера пения, в которой сохранена произносительная норма старославянского языка . Сам термин передает характеристику звукового образа архаической системы произношения: в отличие от современного русского языка в ней нет скопления согласных звуков — они равномерно чередуются с гласными. Также данный вид пения называют «хомовым» (от часто употребляющегося окончания аориста 1го лица множественного числа хомо) и «наонным» (то есть содержащим многократные повторы звука [о]). |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Боровова Ж. А.Традиции литургического чтения в общинах поморского беспоповского согласия Рассмотрение традиций литургического чтения старообрядцев чрезвычайно интересно по ряду причин. В практике старообрядческих согласий беспоповского толка сохраняются особенности живого звучания церковнославянского языка, которые образуют систему литургического произношения, имеющую архаическое происхождение . В богослужении старообрядцев сохраняется древнейший пласт певческого искусства — чтение нараспев. Устный способ бытования распевного чтения предполагает наличие архаических интонационномелодических явлений. |
Продолжение...
|
|
04.11.2010 |
Автор: Иеромонах Лазарь (Гнатив)Крюковое письмо и старо или палеовизантийская нотация: к проблеме Писания и Предания Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим… 2 Фес 2:15 При осмыслении истории богослужебного пения на Руси вопрос о соотношении духовнолитургического наследия Византии и древнерусского певческого искусства является одним из ключевых, а попытка его решения порождала и порождает различные теории, часто противоположные друг другу. Одна из них утверждает абсолютный приоритет византийских гимнографических традиций и их полную ассимиляцию на протяжении всего средневековья . Другая основывается на превосходстве древнерусского национального элемента с самого возникновения церковного певческого искусства, на которое решающее воздействие оказала народная песенная культура. |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Рубан Ю. И.Об одной литургиной интерполяции. Даже беглое сопоставление современного греческого и славянского литургийных тек-стов показывает, что «самое крупное изменение текста в моменте эпиклезы представляет собою интерполяция тропаря Третьего Часа. Это литургическое нововведение, в сущности, очень позднего происхождения, разделило литургическую практику надвое. Греческая традиция этого тропаря не содержит, а славянская, введя его из чисто полемических соображений против латинян, сохранила до сегодня» . |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Протоиерей Валентин Молитва о царе в православном богослужении Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом… 1 Тим 2:1–3 …Бога бойтеся, царя чтите. 1 Петр 2:17 |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Третьяков А. В.Женское священство в англиканской церкви В 1948 г. в Москве состоялось Совещание Поместных Православных Церквей, на котором встал вопрос об англиканской иерархии. Резолюция Совещания постановила, что англиканская иерархия может быть признана действительной только в случае восстановления единства веры и исповедания между Православной Церковью и Англиканским сообществом (Anglican Communion). |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Аникеева Е. Н.Основные черты индийских космологий и их антикреационистский характер В силу того, что высшие принципы в индийских религиях — мокша, нирвана или Брахмансубстанция носят не личный, а безличный характер, эти принципы по своей сути оказываются гораздо ближе и родственнее плоти, материи, чувственному миру, чем тварь — к личному Творцу. Это со всей яркостью заметно в религиознофилософских формах индийских космогоний. |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Уколов К. И.К вопросу о возможности построения типологии культур, исходя из религиозного принципа Важно понять место православной культуры среди мировых культур, а вместе с тем и осмыслить художественное произведение, созданное в рамках православной культуры. Сформулируем более точно, что предполагается понимать под культурой. |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Малков П. Ю.Святоотеческое учение о сотворении человека по оброзу Сына Божия. Под чертами образа Божия, дарованного человеку при сотворении Адама, святыми от-цами и учителями Церкви подразумеваются свободная воля, бессмертие души, царственное положение в мире, способность достигать нравственного совершенства, дар творчества, людская разумность, а также некие свойства, подобные чертам внутритроичной Божест-венной жизни. В современной православной литературе именно таким перечислением чаще всего и исчерпывается указание тех богообразных черт, что присущи человеку. |
Продолжение...
|
|
31.10.2010 |
Автор: Лега В. ПО доказательствах бытия Бога Вопрос о возможности доказательства бытия Бога всегда был одним из наиболее важ-ных в религиозной философии. О том, что эта проблема была известна задолго до появле-ния христианства, свидетельствуют различные античные источники — Аристотель, Цице-рон, Секст Эмпирик и др. |
Продолжение...
|
|
28.10.2010 |
Автор: Иви Светлана ВалентиновнаОстромирово Евангелие на уроках истории в школе В школьной программе по истории за 10 класс в разделе «Культура Киевской Руси» определены следующие вопросы для изучения: «Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием », «Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава» |
Продолжение...
|
|
28.10.2010 |
Автор: Старыгина Наталья НиколаевнаХристианская символика в романе Б.А. Садовского «Шестой час» Б.А. Садовской написал роман «Шестой час» в 1921 году, полно выразив свое восприятие русской революции, «точку зрения русского человека, глядящего на страшную революционную реальность сквозь призму православной историософии»1. Идеологическая концепция произведения реализована, прежде всего, в изображении противостояния двух миров: старого и нового, добра и зла, света и тьмы, консерваторов и революционеров. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > В конец >>
| Всего 24 - 46 из 121 |
|