08.12.2012 |
Жизненный мир в концепции А. Шюца С. В. Половинкина Господствующий долгое время функциональный подход в 50–60-е гг. 20 в. стал терять свой вес. Структурный функционализм критиковался за овеществление социальной системы, пренебрежение изучением творческой, сознательной деятельности человека. Одной из попыток преодолеть отчуждение от человека с его главными смысложизненными проблемами стала феноменологическая социология во главе с ее основателем австро-американским философом и социологом Альфредом Шюцем. |
Продолжение...
|
|
08.12.2012 |
«Лингвистический поворот» в религиозной философии XX века: постановка проблемы О. В. Мащитько Целью этой работы является исследование парадигмальных новаций, характерные для религиозной философии ХХ века, в контексте современного философского поиска. Изменения, происходящие в философии при переходе от классического к неклассическому периоду обозначают понятием «лингвистический поворот». К его основным чертам относят критику понятия субъекта, исследование смысла и значения, стремление рассматривать язык как предельное онтологическое основание мышления и деятельности, рассмотрение историчности оснований языка, описание его политических и социальных функций [4, c. 418–419]. |
Продолжение...
|
|
07.12.2012 |
Основные подходы к интерпретации феномена сочувствия в западноевропейской этической традиции XIX века Е. В. Калуга Современная ситуация требует нового осмысления многих нравственных ценностей для того, чтобы выработать ориентиры выхода из кризиса духовного развития общества, который мы сейчас переживаем. Для анализа в данной работе был выделен феномен сочувствия, с целью определить основные подходы к его интерпретации. Причем понимать мы его будем не только как сострадание, но и как совместное переживание радости, т. е. процесс, в котором происходит понимание чувств и мыслей другого человека, оказание моральной поддержки его устремлениям. Значение феномена сочувствия как одной из основных форм нравственного поведения для раскрытия глубинного смысла бытия и самоопределения человека как такового признавали и особенно подчеркивали философы XIX века. В западноевропейской этической традиции этого времени можно выделить три основных подхода к его интерпретации: генетический, метафизический, феноменологический. Генетические теории получили свое название по аналогии, как обосновывающие факт передачи эмоциональных и нравственных переживаний, в том числе и способность сочувствовать, по наследству, от поколения к поколению, а также утверждающие репродуктивное происхождение сострадания и сорадости. Перенос переживаний как традиции приводит к тому, что человек ощущает мстительность, злобу, любовь, сострадание потому, что это делает его окружение, его предки, считает эти эмоции своими чувствами и не подозревает о природе их происхождения. Таким образом, в семье могут передаваться привязанность или антипатия, сочувствие или сорадость определенным событиям в жизни другого человека, причем потомками они будут восприниматься как реальные переживания, а не как воспоминание. Теории репродукции факт проявления сочувствия связывают с тем, что восприятие выражения чужого страдания или радости и обстоятельств, в которых они проявляются, вызывают схожие пережитые нами ранее чувства. Например, Г. Спенсер утверждает: «Ясно, что человек, который не решается причинить страдание потому только, что в его сознании возникает яркое представление об этом страдании, сдерживается не чувством какого-нибудь долга или какой-нибудь определенной доктрины о полезности, но мучительной ассоциацией, установившейся в нем» [1, с. 346]. Данный генетический подход толкования феномена сочувствия не замечает факта существования чистого сочувствия как такового. При этом его приверженцы ограничивают проявление сострадания и сорадости теми переживаниями, которые мы сами уже испытывали ранее. Но ведь величие и ценность человека состоит в том, что вместе с кругом чувств, которыми он обладает, он может также изначально понимать и чужие, даже если их никогда не переживал. Известным представителем метафизической теории сочувствия является Шопенгауэр. Им достаточно подробно разбирается механизм проявления сострадания, суть которого состоит в том, что человек способен совершить нечто во благо «другого», точно также как, если бы мотивом ему служило свое собственное благополучие. Чувство сострадания пред-185 полагает способность переживать чужое горе как свое собственное, что связано с отождествлением субъекта и объекта сострадания, устранением границы между «я» и «другим». Объяснить явление сострадания в структуре философского мировоззрения Шопенгауэра возможно лишь с позиции его метафизики. Тот прописанный им в этике факт, что нравственные проявления человеческой индивидуальности даны a priori, а воля определяет их существование, позволяет в равной степени назвать ее метафизикой сострадания. Метафизика сострадания Шопенгауэра основывается на том утверждении, что, только сострадая, «один индивидуум узнает в другом непосредственно себя самого, свою собственную истинную сущность» [2, с. 343]. Осознав, что множественность принадлежит миру явлений, а воля, как «вещь в себе», едина и неделима, человек может понять свое единство с миром, и путь к этому лежит через сострадание. Человек, полностью охваченный чувством сострадания, прозревает суть того, что покрывало Майи, созданное эгоизмом и злобой, скрывает за собой подлинный мир, мир единой воли, в котором содержится подлинная сущность человека. При этом, правда, возникает вопрос: почему наряду с феноменом сострадания Шопенгауэр не рассматривал феномен сопереживания радости, тем самым лишая его права существования как действительно нравственного? Получается, что человек способен сопереживать чужому страданию, но чужая радость не вызывает в нем ответной реакции. Более того, философ отмечал, что «вид счастья и наслаждения чисто как таковых очень легко может возбудить нашу зависть, задаток для которой лежит в каждом человеке» [2, с. 277]. Вероятно, Шопенгауэр наделяет само страдание положительным нравственным статусом, в силу того, что только оно способно вызывать в человеке эмоции, достойные морального одобрения, тогда как радость есть феномен отрицательный, порождающий дурные мысли. Такая позиция отражает пессимистическую интенцию, свойственную всему мировоззрению философа и не позволяющую ему рассматривать проблему сочувствия в более полном объеме. Глубинные слои смысла феномена сочувствия раскрывает феноменологический подход, примененный М. Шелером. Он делает очевидным то, что так называемое «мое» сострадание и «его» страдание являются феноменологически двумя различными фактами. Это значит, что в настоящем чистом сострадании и сопереживании радости отсутствует собственно состояние страдания или радости. Он отмечает, что всякое сочувствие должно содержать в себе интенцию чувства страдания или радости в переживаниях «другого» и выделяет несколько феноменов, которые в повседневной жизни зачастую смешиваются с подлинными переживаниями. С целью определения нравственно-ценностного феномена сочувствия он предлагает к рассмотрению четыре вида поведения, которые обычно с ним ассоциируются: «непосредственное со-чувствование», «сочувствие к чему-то», «голое заражение чувством», «подлинное проникновение». Наиболее ценным для этики является «сочувствие к чему-то», когда человек выступает как сторонний наблюдатель по отношению к объекту, на который направлены его чувства. Сочувствие возникает здесь как ответ на переживания другого человека при ясном осознании отличия от них собственных чувств, оно показывает, что его носитель не может безразлично противостоять страданиям «другого» или его радостям. Оно появляется на свет не без помощи некого нравственного регулятива, требующего принять непосредственное участие в его душевных порывах. Поэтому можно утверждать, что такого рода переживание несет в себе определенную этическую ценность, являясь нравственным поведением. Остальные же виды поведения – «непосредственное со-чувствование», «голое заражение чувством», «подлинное проникновение» не обладают особой этической ценностью, так как протекают как правило неосознанно, не содержат в себе отличия своего чувства от чувства «другого». Первое на передний план выдвигает само чувство, которое люди переживают друг с другом, и в нем, скорее, особую ценность будет иметь чувство, объединившее людей в едином порыве. Во втором «нет ни чувственной интенции к радости или страданию Другого, ни какого-либо участия в его переживании. Скорее это характерно для заражения, которое …вообще не предполагает знания о чужом чувстве» [3, с. 9]. Третье порождается путем неосознанной идентификацией чужого «я» с «я» собственным, следовательно, не содержит в себе отличия в переживаниях субъектов. Наш акт чувствования должен дистанцироваться от объекта этого сопереживания. Философ считает, что многие исследования приходят к ошибочным заключениям, так как подразумевают в феномене по меньшей мере частичную идентификацию с личностью «другого». Он определяет сорадость и сострадание как процессы, в которых «переживания другого существа кажутся непосредственно понятными, в которых мы участвуем», «каждый вид сострадания или сорадости предполагает какое-то знание о факте чужого переживания», и «мы охватываем в сочувствии свойство чужого чувства – без того, чтобы в нас это вызывало одинаково реальное чувство» [3, с. 5]. Этическая ценность такого рода поведения носит позитивный характер, в отличие от остальных, подобных ему лишь внешне. В современных условиях дисгармонии человеческих взаимоотношений, роста отчуждения между людьми, вызванного созданием многочисленных опосредованных средств общения проблема сочувствия начинает приобретать все большую актуальность, поэтому выявление истинного содержания этого феномена, определение основных исторически сложившихся подходов к его интерпретации должно стать первоочередным шагом на пути решения проблем морали и нравственности. Литература 1. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ.; Под ред. Н. А. Рубакина. Мн.: Современный литератор, 1998. 1408 с. 2. Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости. Мн., 1999. С. 157–350. 3. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie. Frankfurt/Main: G. Schulte-Bulmke, 1948. 287 S. |
|
18.11.2012 |
Духовность в современном мире: аспекты рассмотренияАвтор: Шабанова Н.С.Специфика развития современного российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано. Если исходить из пирамиды потребностей А. Маслоу, то картина вырисовывается удручающая, если не сказать больше - плачевная, в погоне за материальным успехом и красивой жизнью люди позабыли о нечто большем, о духовности, которая, как видно из наличествующей ситуации, занимает не верхнюю ступень в иерархии А. Маслоу, а «подвальное помещение» в реальной человеческой жизни. |
Продолжение...
|
|
18.11.2012 |
Философский аспект геронтологии как науки о развитии человека в период старостиАвтор: Ольховая И.В.Если обратиться к истории философии, можно обнаружить, что старость и связанные с нею смысложизненные проблемы активно обсуждались на протяжении многих веков от античности до современности. Древние философы (Платон, Демокрит, Сенека) рассматривали старость в ее противоречиях: с одной стороны, как период приготовления человека к смерти, как воплощение духовного роста и самосовершенствования, философскую и житейскую мудрость, позволяющую старикам быть ответственными за социально-политическое и нравственное состояние государства: «Мудрость есть совершеннейшее благо человеческого духа… Философия указывает туда, куда пришла мудрость… А мудрость некоторые определяют как «знание всего божеского и человеческого». Философия – в пути, мудрость – в его конце» [5, 174]. |
Продолжение...
|
|
18.11.2012 |
Актуальные вопросы исследования романтизма как социокультурного теченияАвтор: Мамедова А.С.Как универсальное социокультурное течение, возникшее на определенной ступени общественного развития и сформировавшееся в тесной связи с философской, научной, социальной, политической, эстетической, этической и другими формами художественно-образного, рационального и иррационального освоения мира, романтизм занимает особое место в истории общественной и философской мысли. |
Продолжение...
|
|
18.11.2012 |
Кризис рациональности и внерациональные виды познанияАвтор: Заикин А.А.Кризис техногенной цивилизации имеет одной из главных своих причин проблему рациональности. Именно вера в мощь человеческого разума и его способность подчинить себе природу и поставить ее в ситуацию «спонсора» технологического прогресса ради увеличения капитала и усиления власти способствовали становлению современного общества и его кризису. По замечанию В.С. Швырева, «… ее [рациональность] следует рассматривать как одну из форм мироотношения человека, одну из форм сознания, которая не подавляет другие формы сознания. |
Продолжение...
|
|
18.11.2012 |
Насилие и ненасилие в философии и социальной этикеАвтор: Афонин М.Н.Тему статьи мне хотелось бы ограничить вопросом о соотношении понятий насилия и ненасилия, анализом того, выражают ли эти понятия альтернативные или последовательно меняющие друг друга способы действия. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Переосмысление экзистенциализма в современных условияхАвтор: Эттих А.Г. В последнее время, в «высоких кругах», в прессе, на телевидении и просто в кругу семьи все чаще остро стал обсуждаться вопрос увеличения и разрастания во всём мире глобальных проблем, таких как экологические, демографические, проблемы войны и терроризма, источников энергии. Если задуматься и взглянуть на них более глубоко, то можно обнаружить, что порождение всех этих проблем происходит от одного центрального вопроса – нравственного состояния общества. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Проблема любви и отношения к ней в объективе научного познанияАвтор: Шиляева Т.А. На протяжении столетий любовь - предмет острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании. Первые научные трактаты о любви написаны еще в Древней Греции, тогда любовь подразделяли на: самовлюбленность, семейную любовь, дружбу, любовь к человечеству, к конкретным объектам и абстрактным сущностям. Античные мыслители уделяли большое внимание изучению искусства любви, стараясь понять смысл жизни, ее «двигатель», смешение игривой любовной силы и мощи всех мировых стихий. Тема любви получила продолжение в трудах З.Фрейда, расширившего смысл теории Платона до эротического или сексуального влияния на жизнь человека. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Трансформация человеческого труда в условиях постиндустриального общества: преобладание надутилитарных и постматериальных ценностейАвтор: Ушаков С.Л. Доминирующей в современном обществоведении парадигмой развития общества является концепция постиндустриального общества. Терминологическое же обозначение наступающей постиндустриальной эпохи было заимствовано футурологами 1970-х гг. (в частности, Д. Беллом)F274F из работ идеологов либерального социализма и тред-юнионизма первой половины XX в. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Социальная философия в ситуации глобализацииАвтор: Талипов Р.А. Самарский философ В.А. Конев убежден, что социальная философия должна быть понята как «осмысление (и разработка) возможных онтологий человеческого мира».F270F На наш взгляд, социальная философия формируется как воля к смыслу, воля к рефлексии наличной социокультурной ситуации, воля делающая возможной ответственную работу человека претворению себя в сущем, по выстраиванию социально - антропологических проектов. социокультурных ценностей. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Формирование толерантной личности в образовательном пространствеАвтор: Литвиненко А. Задумываясь над тем, каким должно быть современное образование, следует, наверное, сказать о том, каким ему невозможно более оставаться. Образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». По существу, это - рецидивы механистического мышления, которое, давно исчерпав себя в научном познании, сохранилось из-за ряда социокультурных обстоятельств в образовании. Иначе говоря, образованию и философии образования XXI в. все еще не хватает «человеческого лица». |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Нарастание проблемы глобализацииАвтор: Кадырова Э.Р. Глобальный (от латинского – globus) - шар, сфера. Этим термином обычно обозначают то, что может повлиять на развитие всего человечества, цивилизации. А всегда ли во все времена были такие проблемы или они появились совсем недавно и становились все более актуальными вместе с индустриальным развитием общества? В древнем мире, средневековье или начале двадцатого века вряд ли можно было встретить такое понятие как глобальная проблема человечества. В те времена глобальной проблемой могла считаться какая то ситуация, влияющая на существование отдельного поселения, города, региона или страны. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Глобализация как форма социально-антропологической практикиАвтор: Закирова Е.Р. Глобализация как явление несомненный факт жизни каждого принадлежащего сегодня к человеческому роду. Другой вопрос, что процесс глобализации в различных областях человеческого бытия представлен неодинаково, в различных, далеко не тождественных формах. Более того, в полной мере осмыслить глобализацию как развертывающийся в пространстве – времени современного мира процесс мешает общий для существования социальной реальности момент, а именно, то, общественные отношения, как правило, не зримы, физически не ощущаются. Иными словами, чтобы вникнуть в суть тенденций развития современности необходимо обратиться к ценностям переживаемой нами эпохи, заняться интерпретацией ее жизненного мира. |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Технократический подход и перспектива развития человечестваАвтор: Гарипова И.Х. С давних времен люди считали себя не частью природы, а её хозяином, властелином. Непозволительно расточительными действиями люди нанесли большой вред и ущерб природе. Вследствие этого возникли глобальные проблемы, которые могут уничтожить не только природу и его обитателей, но и само человечество. К ним относятся: глобальное потепление (возникшее из-за парникового эффекта и вовлекающее за собой таяние ледников, подъем уровня моря, повышение среднегодовой температуры и т.д.); загрязнение вод (вследствие этого возникла такая проблема, как уменьшение количества пресной воды); |
Продолжение...
|
|
11.11.2012 |
Выживание человечества в изменяющихся условияхАвтор: Андреева С.А. Человек существует на поверхности земного шара не одно тысячелетие. За это время он эволюционировал. При этом плоды его труда также изменялись во времени: от простой палки и обтёсанного камня до создания гигантских объектов, приносящих разрушение окружающей человека среде. Первобытный человек существовал в естественных условиях природы, гармонично вписываясь в среду. |
Продолжение...
|
|
16.10.2012 |
«Слово-образ» в русской народной сказкеАвтор: Ионова Е.А.Современные специалисты и практики по психологии, социологии, психиатрии, криминалистики отмечают резкий рост в поведении детей дошкольного и школьного возраста жестокости, садизма, немотивированной агрессивности и злости, равнодушия к страданиям и боли другого человека. Одними из основных источников формирования подобного мировоззрения и мироощущения являются: массовое увлечение компьютерными играми (виртуальной реальностью), неконтролируемый просмотр детьми американских и японских (аниме, манга) мультфильмов, «обучающих» жестокости, насилию, эмоциональной несдержанности. |
Продолжение...
|
|
11.10.2012 |
Спасет ли красота мир? По поводу агрессии Грузии в Южной Осетии и АбхазииАвтор: Ю. В. ПетровНакануне и в первые годы «перестройки» разного рода темные личности — расслабленные, юродивые, галлюцинаторы, авантюристы — со всех трибун и во всех средствах информации усиленно кричали, что необходимо срочно «войти в «цивилизованный» европейский мир», что «Запад нас спасет и накормит», что «так жить нельзя», имея в виду, что в стране было бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на труд и на отдых, самая низкая преступность в мире, не существовало бедных и т. д. |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Проблема конца истории в контесте современной культурыАвтор: С. Л. ФилимоновПроблема конца истории, по-видимому, возникает в связи с анализом определенного культурного процесса по преобразованию природы общества человеком. В частности, отражением этого процесса является развитие жанра утопий и антиутопий в ХХ – начале XXI вв. У людей возникает страх перед претворением утопий в жизнь. Например, Бердяев сформулировал проблему утопий по-своему: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде, а ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе, как избежать их осуществления». |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Минимальная герменевтикаАвтор: М. Ю. Немцев1. В ХХ е. название этого искусства интерпретации и толкования текстов оказалось прочно связано с философской традицией, продолжавшей традиции немецкого идеализма. Во многом благодаря Гансу-Георгу Гадамеру, за этой традицией закрепилось название «философская герменевтика». Кроме Гадамера, к её основным представителям относят П. Рикёра, Э. Бетти, Э. Ко-рета, Ф. Димера, Э. Д. Хирша, Ж. Грондена, а в США – Г. Палмера и Дж. Ка-путо; Р. Рорти также заявлял о приверженности герменевтическому подходу. |
Продолжение...
|
|
29.09.2012 |
Концептуальные подходы к определению онтологического статуса феномена безопасностиАвтор: А. А. ГриценкоОбострившиеся проблемы, связанные с обеспечением безопасности в современном обществе и активно разрабатываемая в последние годы общая теория безопасности актуализируют целый ряд философских вопросов. Среди них выделяется проблема онтологического статуса феномена безопасности (ФБ): что такое безопасность? Без решения этой теоретической проблемы невозможно построить целостную систему знаний о ФБ. |
Продолжение...
|
|
28.09.2012 |
Причины нарастания крайне правых тенденций в современной РоссииАвтор: В. Б. ВолодинНачало двадцать первого века в России отмечено усилением активности ультраправых политических группировок, которое наблюдается на фоне общего политического сдвига вправо, происходящего в стране. Это особенно бросается в глаза после непродолжительного периода демократического подъёма, приходящегося на конец 80-х и начало 90-х годов прошлого столетия. Почему это происходит? |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >>
| Всего 1 - 23 из 59 |
|