18.02.2011 |
Шведские писатели как составляющая русской литературной традицииАвтор: А. Н. Иванов
В докладе на примере крупнейших шведских писателей рассматривается значение иностранной литературы как ключа к раскрытию иных культур и ведению открытого диалога с ними. Ключевые слова: диалог культур, преподавание литературы, литературные взаимоотражения. Шведский историк, искусствовед и литературовед, член Шведской академии Карл Руперт Нюблум (Carl Rupert Nyblom, 1832–1907) утверждал, что литература представляет собой выражение «особенностей национального характера народа» и видел значение литературы в иллюстрировании «развития цветка национальной жизни». |
Продолжение...
|
|
14.02.2011 |
Переводы Шекспира и диалог культур (к вопросу о концепции преподавания теории и практики перевода в гуманитарных вузах). Автор: Н. В. Захаров
Изучение теории и практики перевода, в частности художественного перевода, актуально для вузовской подготовки переводчиков, редакторов, литературоведов-исследователей, учителей русского языка и литературы, родного, иностранных языков, может стать актуальным и для подготовки историков, культурологов, копирайтеров в сфере рекламы и т. д. (не будем касаться сферы технического, компьютерного перевода). Мы считаем возможным трактовать проблемы теории и практики перевода в ключе проблематики диалога культур. При этом сам подобный диалог рассматриваем не как явление статики культуры, а напротив, как динамическое явление, связанное со сменой поколений, а поэтому трактуемое с учетом данных социологии поколений. |
Продолжение...
|
|
29.01.2011 |
Гуманитарная миссия естествознания Автор: Б. К. Новосадов
Естествознание революционизировало современный мир не только в экономической, но и в общественной и политической жизни народов. Впечатляющие достижения науки о природе нашли применение во всех сферах человеческих интересов: в промышленности, сельском хозяйст ве, в медицине, в культуре, в образовании. Появление термина «полит технологии» также свидетельствует о формализации и технологизации рассуждений, принятых в естественных и прикладных науках. Однако думы и чаяния человека, исследуемые гуманитарной наукой, не поддаются ни голливудской, ни мосфильмовской технологизации; рассужде ния о смысле бытия остаются актуальными и в усовершенствованных интерьерах, в которых человек проводит свою жизнь. Страхи и опасения за свою жизнь и жизнь близких людей не уменьшаются с внедрением технических удобств жизни. Тревога, исходящая от знания, порой по давляет человека сокрушающей силой возможностей влиять на окру жающую среду. |
Продолжение...
|
|
11.01.2011 |
Теоретическое литературоведение и концепция лекционного курса Автор: А. П. Бондарев
В естественных науках фундаментальные положения и основанные на них требования, предъявляемые к усвоению соответствующих дисциплин, без труда могут быть тематизированы, то есть найти «тестовое», балло-рейтинговое выражение. Иная картина складывается в гуманитарных областях, таких как философия, история, культурология, литературоведение и т. п., где как раз самые принципиальные вопросы упрямо взывают к очередным, даруемым трансгредиентной позицией исследователя интерпретациям. |
Продолжение...
|
|
10.01.2011 |
Проект студенческой электронной энциклопедии: вики-энциклопедия «Филология» Автор: С. Г. Биченко
Студенты филологического факультета Московского педагогического государственного педагогического университета решили внести свой вклад в повышение уровня образования по филологическим дисциплинам как у студентов, так и у школьников. Но надо было выбрать такую область методики, в которой мы были бы уже достаточно сильны, а может быть, и в чем-то опережали преподавателей. Такой сферой, несомненно, является интернет, используемый лишь немногими преподавателями, но хорошо освоенный студентами, причем почти всеми. Так возникла идея электронной Вики-энциклопедии «Филология», рассматриваемой нами как научно-образовательный проект. |
Продолжение...
|
|
21.12.2010 |
От литературоцентризма — к медиацентризму Автор: И. В. Кондаков
Переход от литературоцентричной модели гуманитарного образования — к медиацентричной, казалось бы, однозначно детерминирован и новой информационной средой, и современными медиатехнологиями, и навыками учебной аудитории, более приспособленной к тестам и клипам, нежели к креативному мышлению и проблемному подходу. Однако радость приобщения к современным компьютерным средствам обучения оказалась недолгой: довольно быстро выявились и ущербные стороны компьютеризации образования: |
Продолжение...
|
|
05.12.2010 |
Гуманитарные традиции в образовании и Болонский процесс Авторы: И. С. Болотин, Н. В. Оплетина
В последние десятилетия процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Одним их таких процессов является совместная интеграция Европейских стран в общее Европейское образовательное пространство. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции Россия также включилась в этот процесс, подписав Болонскую декларацию. В настоящее время идет активное формирование единого пространства высшего образования в Европе, которое и было инициировано подписанием Болонской конвенции. |
Продолжение...
|
|
29.11.2010 |
Русский язык и высшее образование в России Автор: Ю. Л. Воротников
Что такое язык, как он связан с образованием и зачем вообще язык нужен, если он не является специальностью человека, если человек при помощи языка не зарабатывает деньги. Я не буду сегодня говорить о русском языке в его функции языка мирового, хотя об этом в Год русского языка, объявленный президентом в 2007 году, говорить можно было бы. Я не буду подробно говорить и о русском языке в странах СНГ, хотя об этом тоже можно было бы сказать много интересного и важного в любой аудитории. Тем более что сейчас на нашу конференцию я приехал буквально с конференции, проходящей под эгидой Московского государственного лингвистического университета, которая собрала представителей 10 стран СНГ. |
Продолжение...
|
|
29.11.2010 |
Значение гуманитарного знания в современном образовательном процессеАвтор: Б. Н. Тарасов
Уважаемые коллеги, сейчас Юрий Степанович привел такие цифры о знании русского языка, литературы, истории, свидетельствующие о том, что гуманитарные знания у нас все более и более сокращаются, оно сокращается и в цифровом выражении, часы сокращаются. И реально люди много не знают. А что такое гуманитарные знания? Гуманитарные знания — это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать (о понимании тоже шла речь), что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации. Ф. М. Достоевский в одной из своих записных книжек записал: |
Продолжение...
|
|
18.11.2010 |
Значение образа юродивого в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Позднякова О.И.
Тема данного выступления тесным образом связана с одной из актуальных проблем современного пушкиноведения — с вопросом о религиозности Пушкина и отражения его мировоззрения в художественном творчестве. Этот аспект имеет давнюю историю. В разное время в полемике по этому поводу участвовали биографы Пушкина, церковнослужители, литературоведы и философы. |
Продолжение...
|
|
17.11.2010 |
Объективация религиозности писателя в художественно-словесной структуре Автор: Карпов И.П.
Чехов дебютировал в толстом журнале повестью «Степь». Многие критики, выступившие со статьями о повести, отметили, что произведениям Чехова не хватает «общей идеи», «философии», «протестующего» элемента, определенности в мировоззрении и выборе современного политического направления. |
Продолжение...
|
|
15.11.2010 |
Шигалевщина как лжесоборностьАвтор: Никитина Е.В.
Учение о соборности – это христианское представление об общественном идеале в его законченном виде. На наш взгляд, в романе «Бесы», присутствует мысль о соборности: как на уровне системы образов, так и в общей структуре сюжета. Весь роман построен на антитезах, среди которых главные – антитеза Богочеловечества и Человекобожества и антитеза «соборность – лжесоборность». Вторая из указанных антитез реализуется в противопоставленности «общего дела» революционеров, одновременно, – и христианскому футурологическому идеалу, и мечте Достоевского о «рае на земле», предчувствием которого наделяет писатель своих возрождающихся или близких к возрождению героев. |
Продолжение...
|
|
15.11.2010 |
Образ отца Глеба в романе «Пруд» А.М. Ремизова Автор: Гусева Е.В.
В настоящее время существуют различные мнения о творчестве Алексея Михайловича Ремизова, изобретательного речетворца и блистательного стилиста, которого одни исследователи считают продолжателем традиций Аввакума, Гоголя, Лескова и Достоевского (А.М.Грачева, Е.В.Тырышкина), в то время как другие отмечают двойственность писателя, пишут о его «вседозволенности», «семантическом кощунстве», проявляющимся в авторских неологизмах и стилистических трансформациях (И.А.Ильин, И.П.Карпов, Н.А.Кожевникова, Г.Слобин). Последняя точка зрения представляется мне более обоснованной. |
Продолжение...
|
|
15.11.2010 |
Сотериологический историзм «Слова о законе и благодати» Автор: Махоновец Т.А.
Конец ХХ столетия, с осознанием значения крещения Руси, дал толчок к выполнению ряда работ в области философии, филологии, истории культуры, в которых цели исследовательские не только не отделялись от проблем практического характера, но прямо определялись ими, а результаты выводили на конкретные действия. Обращение здесь к «Слову о законе и благодати» тоже вызвано назревшей необходимостью уточнения его места в университетской программе. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Российская провинция в зарубежном творчестве И.С. Шмелева Автор: Махновец Т.А.
Тема российской провинции, которая может показаться частной, лишь одной из многих в литературе, занимает в творчестве И.С. Шмелева место, обусловленное ее связью с такими образами-категориями, как “жизнь” (“живое”), “родное” — ключевыми и программными в художественной системе зарубежной прозы писателя. На их ключевой и категориальный характер указывает выделение разрядкой, цель которого — обратить особое внимание читателя на слово, имеющее важное значение, глубокий смысл. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Место человека в картине мира в романе А.Белого “Петербург” Автор: Михеева И.Н.
Всегда стремившийся к возвышенным идеалам, Андрей Белый вошел в литературу с теургической идеей жизнестроения. В 1903 году он даже стал идеологом и вдохновителем кружка “аргонавтов”, эсхатологической целью которого было пересоздание мира по возникающей в их сознании идеальной модели. Однако разуверение в собственной миссии звучит уже в конце первого поэтического сборника и в последующем лишь драматизируется. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Зощенко и Гоголь. Судьба сатирика Автор: Жолина Е.В.
Восприятие смеха в русской культурной традиции имеет свои особенности. Первое, что бросается в глаза — русский смех “расположен” не на гедонистической горизонтали (“шути, получай от жизни радость”), он сопрягается с духовной вертикалью, устремлен к “проклятым вопросам” бытия и быта. Сам быт в сатирическом освещении обретает бытийственные черты, показывает, как человека засасывает трясина мелочных забот, заслоняет абсолютно все, и он забывает о высоком, погружаясь в удручающую повседневность. А. Бергсон в своем известном философском размышлении о природе смеха связывает его возникновение с обнаружением механического в живом, подменой жизни автоматизмом, перевесом тела над душой. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Церковнославянский язык — язык духовного откровения и речевого величия Автор: Липатов А.Т.
Сталось так, что весна — это не только пора обновления в природе и ее благоухания, но еще и знаменательная веха в истории Православия; и, согласитесь, разве не пришла весна в душу каждого православного христианина, когда наши великие духовные учители равноапостольные Кирилл и Мефодий даровали славянскому миру родную им азбуку, и зазвучало на славянском наречии великое слово Священного Писания: Въ начале бе Слово и Слово бе къ Богу и Богъ бе Слово (Ин. 1, 1). |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
«Новояз» у М.М. Зощенко как картина мира Автор: Никитина Е.В.
Проблема “язык М. Зощенко” не нова, и данная работа, отнюдь не претендуя на оригинальность постановки вопроса, лишь предлагает взглянуть на проблему под иным углом, с иной точки зрения — удаленной от чисто лингвистических и чисто литературоведческих подходов и методов. В центре нашего внимания — картина мира, которая, на наш взгляд, сформировалась в 20-30-е годы ХХ века и черты которой отражены в языке произведений М.М. Зощенко — писателя, получившего в то время наибольшее признание и популярность. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
История создания романа И.С. Шмелева «Пути Небесные»Автор: Герчикова Н.А.
“Пути Небесные” оказались для И.С. Шмелева опытом “духовного романа”, итогом раздумий автора о смысле жизни, о назначении человека и о чудесах, раскрывающих духовный смысл происходящего и дающих надежду на будущее. Работа над книгой продолжалась более 15 лет (1935-1950), замысел постоянно усложнялся (от очерка до многотомного романа), становясь все более и более значимым для самого автора. |
Продолжение...
|
|
14.11.2010 |
Полнота как ценность в поэтике средневековой русской литературы Автор: Махновец Т.А.
Поэтика древнерусской литературы не может считаться областью, которой не уделялось внимания отечественной и зарубежной наукой: в медиевистике второй половины XX века сложились вполне определенные представления о специфике средневековой литературы, типе ее развития, системе жанров, характере обобщения, необходимых для него художественных средствах. Представления эти дополняются и уточняются в новейших исследованиях. |
Продолжение...
|
|
13.11.2010 |
Свердловская областная межнациональная библиотека - центр информациоггл-культурного взаимодействия народов Урала и стран СНГ Автор: Новопашина Т.Х.
Есть глубокая символика в том, что межнациональная библиотека появилась здесь, в г. Екатеринбурге, на границе 2-х континентов, где скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края. Наша библиотека - своеобразный Ноев ковчег, плывущий сквозь смуту, кризисы, катастрофы, чтобы. сохранить для будущих поколений язык, традиции, обычаи, культуру, историю - «национальные миры» народов населяющих нашу область. Она включает наш регион в диалог культур, устанавливая многосторонние связи со всеми заинтересованными организациями и общественными объединениями. |
Продолжение...
|
|
13.11.2010 |
Отдел литературы на иностранных языках создан в 1934 Автор: Данилова В.А.
Отдел литературы на иностранных языках создан в 1934 году. В 1993 году на базе отдела был создан немецкий читальный зал Института им. Гете, в 1995 году – при поддержке посольства Франции - французский читальный зал, в 2005 году –открыт английский читальный зал, на территории которого до конца прошлого года работала библиотека Британского Совета. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > В конец >>
| Всего 24 - 46 из 108 |
|