25.09.2010 |
Русская идея в творчестве И.А. ИльинаАвтор: Стариков Юрий Сергеевич
Иван Александрович Ильин (1883-1954), великий российский мыслитель, религиозный философ и публицист прошлого столетия, занимает особое место среди деятелей русского религиозно-философского ренессанса. Он жил и творил в эпоху трагических по-трясений, выпавших на долю нашего государства. Стойко не приняв революцию в России, Ильин всегда оставался верен своим идеям, был убежден в своей духовной правоте. За это в 1922 году большевики выслали его из России, и он не смог вернуться на Родину до конца своих дней. Тем не менее, Ильин, как никто другой, всю жизнь был верен своему долгу, который видел в самоотверженном служении России и делу национального возрождения русского народа. |
Продолжение...
|
|
25.09.2010 |
Заглавие и рефрен акафистов святым: функции, структура, варианты Автор: Людоговский Федор Борисович
Акафисты, столь популярные в настоящее время, могут быть объ-ектом анализа различных гуманитарных и богословских наук. Жанр акафиста представляет несомненный интерес для религиоведения (с этих позиций написана работа: Давыдов 2004); естественным является обращение к данной тематике со стороны литургистов (см., например: Козлов 1992; Козлов 1992а); с позиций литературоведения акафист может быть рассмотрен как жанр массовой литературы (Чуркин 2007). Что же касается лингвистики текста, то для этой филологической дис-циплины акафист представляет собой весьма многообещающий материал. |
Продолжение...
|
|
25.09.2010 |
Пасха в русской словарной традиции Автор: Журавлев Сергей Александрович
Чем глубже и внимательнее наука изучает язык, в частности, через призму его словарного состава и совокупность текстов, тем более естественным и ясным становится понимание того, что к слову нельзя относиться только как к инструменту коммуникации, как к единице семиотического кода. Это обнаруживается хотя бы в том, что даже спустя века языкового существования слова не перестают нас удивлять многоплановостью и подвижностью своих значений. |
Продолжение...
|
|
25.09.2010 |
Древние славянские языки: терминологическая и семантическая дифференциация Автор: Оленева Татьяна Борисовна
Отечественная лингвистика использует ряд терминов для обозна-чения либо одинаковых, либо весьма близких процессов и явлений, связанных с историей славянской письменности. Речь идет о так называемом славянском языке, которым часто подменяются сходные, но не одинаковые дефиниции, а именно: старославянский, церковнославянский, древнерусский языки. Зачастую смешение разных языковых феноменов и терминов, их обозначающих, ведет к неприемлемому толкованию ряда важных исторических явлений. Поэтому необходимость в четкой дифференциации их отчетливо ощущается современным пытливым умом. |
Продолжение...
|
|
25.09.2010 |
Автор: Оленева Татьяна БорисовнаДревние славянские языки: терминологическая и семантическая дифференциация Отечественная лингвистика использует ряд терминов для обозна-чения либо одинаковых, либо весьма близких процессов и явлений, связанных с историей славянской письменности. Речь идет о так назы-ваемом славянском языке, которым часто подменяются сходные, но не одинаковые дефиниции, а именно: старославянский, церковнославян-ский, древнерусский языки. Зачастую смешение разных языковых фе-номенов и терминов, их обозначающих, ведет к неприемлемому тол-кованию ряда важных исторических явлений. Поэтому необходимость в четкой дифференциации их отчетливо ощущается современным пыт-ливым умом. |
Продолжение...
|
|
25.09.2010 |
Прошлое и настоящее в цикле Н.С. Лескова «Праведники» Автор: Михеева Инна Николаевна
«Сопоставление настоящего с прошлым – один из основных мо-тивов в творчестве Н.С. Лескова. Писатель был очень чуток к поступательному ходу русской жизни, к его завоеваниям и потерям», – пишет И.П. Видуэцкая. Н.С. Лесков считал, что утрачивается многое ценное, что было в прошлом страны и что необходимо сохранить. «Своими произведениями о прошлом России писатель стремился воскресить историческую память народа, связующую разные времена и содержащую ценные уроки». |
Продолжение...
|
|
24.09.2010 |
Проблема интерпретации евангельского фрагмента в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»Автор: Михеева Ольга Васильевна
Роман «Идиот» (1868) принято считать «самым загадочным» из произведений Достоевского, ставшим в последнее время своеобразным «центром притяжения» для исследователей. Из многочисленных проблем, исследующих христианскую основу романа, наиболее важной и актуальной представляется в настоящее время проблема духовного воскресения человека. Идея спасения и воскресения пронизывает собою все пространство русской литературы и творчество Достоевского, как православно ориентированного писателя, несомненно, несет в себе все эти «пасхальные» (т.е. направленные на спасение) переживания.
|
Продолжение...
|
|
24.09.2010 |
Автор: Михеева Ольга Васильевна Проблема интерпретации евангельского фрагмента в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Роман «Идиот» (1868) принято считать «самым загадочным» из произведений Достоевского, ставшим в последнее время своеобраз-ным «центром притяжения» для исследователей. Из многочисленных проблем, исследующих христианскую основу романа, наиболее важ-ной и актуальной представляется в настоящее время проблема духов-ного воскресения человека. Идея спасения и воскресения пронизывает собою все пространство русской литературы и творчество Достоевско-го, как православно ориентированного писателя, несомненно, несет в себе все эти «пасхальные» (т.е. направленные на спасение) переживания. |
Продолжение...
|
|
24.09.2010 |
Сотериологический историзм в древнерусской литературе Автор: Махновец Татьяна Александровна
Проблема историзма имеет сегодня характер не только научный, но и общекультурный. Постмодернизм, исчерпавший себя, в научной литературе охарактеризован уже как постисторизм. Но можно ли утверждать, что урон, нанесенный представлением о невозможности нового (постмодернизм – «после нового»), в достаточной степени осознан? Эпоха постмодернизма оставила «культурное пространство, лишенное каких-либо приоритетов»; вместе с другими ценностями упраздненными оказались чувство истории и смысл человеческой жизни. Христианство видит в обновлении задачу каждого человека, не отделимую от задачи истории человечества. |
Продолжение...
|
|
24.09.2010 |
Образ-символ Иисуса Христа в романе Н.С. Лескова «На ножах»Автор: Старыгина Наталья Николаевна
В антинигилистических романах, одним из которых является и роман Н.С. Лескова «На ножах», обязательно присутствует образ Иисуса Христа как символическое выражение христианского этикоэстетического идеала. Для верующего Иисус Христос – совершенный Человек, «новый Адам», «идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек после появления Христа, как идеала Человека во плоти, стало ясно, что Христос – великий и конечный идеал развития всего человечества – представленный нам, по закону нашей истории, во плоти Христос весь вошел в человечество, и человек стремится преобразиться в Я Христа, или в свой идеал».
|
Продолжение...
|
|
04.06.2010 |
Новый подход к изучению древнерусского текста Автор: Молчанова Н. «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, цер ковным и политическим деятелем эпохи Ярослава Мудрого, по праву считается произведением, с которого началась древне русская литература. Уроженец Руси, Иларион был поставлен на киевскую митрополию в 1051 году князем Ярославом вопре ки воле Византии. Слово, по мнению известного текстолога Н.Н. Розова, было произнесено Иларионом 26 марта 1049 года в церкви Благове щения на главных Золотых воротах Киева, после завершения строительства оборонительных сооружений. |
Продолжение...
|
|
04.06.2010 |
Антиномия как принцип миромоделирования в произведениях о праведниках Н.С. Лескова Автор: Михеева И. Христианская картина мира на первый план выдвигает вер тикаль, давая ей, по замечанию священника Павла Флоренско го, «значительное преобладание над прочими координатами». Вертикаль человек — Бог представляет собой не только духов ную жизнь, но и пронизывает все сферы человеческого бытия. «Построенная в «Домострое» изоморфная модель Бог во все ленной, царь в государстве, отец в семье — отражала три степе ни безусловной врученности человека и копировала религиозную систему отношений на других уровнях». |
Продолжение...
|
|
04.06.2010 |
Рассказ С.Г. Чавайна «Девятый мученик» Автор: Михеева О. Творчество С.Г. Чавайна, поистине национального и одно временно интернационального писателя, неразрывно связано с русской литературой и культурой. Известно, что в своем ори гинальном творчестве на родном языке он был продолжателем пушкинсколермонтовских традиций. По мнению известного марийского писателя и краеведа К.К. Васина, «уважение С.Г. Чавайна к русской культуре и литературе было так велико, что он ряд своих произведений написал непосредственно на русском языке». |
Продолжение...
|
|
04.06.2010 |
Тема освобождения в рассказе И.С. Шмелева «Куликово поле»Автор: Махновец Т. В современных изданиях произведений И.С. Шмелева рассказ «Куликово поле» (называемый некоторыми исследовате лями повестью) датируется 1939-1947 годами. В 1939 он был впервые опубликован в газете «Возрождение», а в 1942-1947 годах подвергся многократной переработке, которая привела к значительному обогащению содержания, усилению его про граммного характера. |
Продолжение...
|
|
04.06.2010 |
Мир человека в слове Сергея Дурылина Автор: Молчанов П. Жизнь и литературное творчество Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954) недостаточно полно известны современ ному читателю, лишь литературоведы и профессиональные любители театра знают его как авторитетного исследователя русскоевропейских культурноисторических связей и творче ства русских писателейклассиков и художников. В 1930-40-е годы он опубликовал более 500 работ по филологии и истории русского зарубежного театра, а его монография «Мария Нико лаевна Ермолова» была признана театроведами лучшей био графией актрисы. |
Продолжение...
|
|
03.06.2010 |
Н.В. Гоголь и Православие: трудный поиск пути к Богу Автор: Липатов А. Н.В. Гоголь как выдающийся художник слова — наш об щепризнанный гений, но гений особенный, — скорей, он из когорты «странных гениев». С одной стороны, он страстно об личал людские и социальнообщественные пороки тогдашней России, а с другой — в конце жизни разжег в душе своей такой жертвенный костер, что в его пламени безвозвратно были утра чены многие из его произведений, полных великих прозрений ума…
|
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > В конец >>
| Всего 93 - 108 из 108 |
|