Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право





Принципы государственного финансового
11.12.2012

Формирование системы принципов государственного финансового контроля на современном этапе

А. М. Михаловский

Одним из важных условий достижения целей и задач государствен­ного финансового контроля является определение и соблюдение опреде­ленных принципов, которые являются основными руководящими поло­жениями, охватывающими контрольную деятельность в целом. Именно поэтому при исследовании государственного финансового контроля, при определении системы финансового контроля большинство авторов (В. В. Бурцев, Ю. М. Воронин, Е. Ю. Грачева, С. О. Есин, Н. П. Ефимова, А. М. Тарасов, В. М. Родионова) так или иначе касаются вопросов прин­ципов государственного финансового контроля.

Продолжение...
 
Директивы о приватности
11.12.2012

Применение европейской директивы о приватности в контексте кредитного информирования

М. В. Мисько

В рамках Европейского союза основным нормативным правовым ак­том в области сбора и распространения кредитной и иной информации является Директива Совета Европарламента № 94/46/ЕС от 25 октября 1995 г. «О защите граждан в связи с обработкой персональных данных и о свободном передвижении таких данных» («Директива о приватности»). Крайний срок для включения норм Директивы о приватности в нацио­нальное законодательство стран Евросоюза был назначен на 24 октября 1998 г. Многие государства – участники ЕС приняли собственные зако­ны, отражающие и развивающие положения Директивы.

Продолжение...
 
Коммерциализация космической деятельности
11.12.2012

Международно-правовое регулирование коммерциализации космической деятельности

А. С. Жданок

Одной из тенденций развития космического права является привати­зация и коммерциализация в области исследования и использования кос­мического пространства.

К видам коммерческого использования космоса относятся:

Продолжение...
 
Электронное декларирование
11.12.2012

Электронное декларирование: позитивное направление деятельности налоговых органов

А. Н. Харчевникова

В 2009 г. налоговые органы Республики Беларусь усовершенствова­ли свою работу, предложив плательщикам возможность представлять налоговые декларации в электронном виде, одновременно упростив свою деятельность. «Электронное декларирование» реализуется посредством внедрения в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Расчет налогов» и регулируется Налоговым кодек­сом Республики Беларусь, а также рядом нормативных правовых актов, принятых Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Продолжение...
 
Коллизии норм, регулирующих отношения
11.12.2012

О коллизиях норм, регулирующих отношения по предоставлению гарантий местных исполнительных и распорядительных органов

Н. А. Лопуть

1. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Республики Бела­русь (далее – ГК) участниками регулируемых гражданским законода­тельством отношений являются граждане, юридические лица, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Статьей 124 ГК определено, что Республика Беларусь, административно-территориаль­ные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским зако­нодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физи­ческими и юридическими лицами. От имени государства и администра­тивно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обя­занности, выступать в суде государственные органы в рамках их компе­тенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, или иные органы в случаях, предусмотренных законодательством. Государст­во и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности. Таким образом, государство и адми­нистративно-территориальные единицы могут выступать гарантом.

Продолжение...
 
Защита коммерческой тайны
11.12.2012

Правовое регулирование и защита коммерческой тайны в предпринимательской деятельности

Т. А. Телегина

В процессе осуществления коммерческой деятельности накаплива­ется значительное количество разнообразной информации, имеющей су­щественное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного развития общества такая информация приоб­ретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Поэтому сегодня все чаще возникает необходимость защиты коммерческой тайны.

Продолжение...
 
Регулирование внешнеэкономических сделок
11.12.2012

Публично-правовые элементы в регулировании внешнеэкономических сделок

К. В. Дробышевская

Современной тенденцией развития зарубежных систем права являет­ся процесс возрастающего проникновения в сферу действия частного права элементов публично-правового регулирования, обозначаемый тер­мином «публицизация» (Р. Саватье). Данная тенденция присуща и бело­русскому праву. Признаками «публицизации» являются: 1) публично-правовой, общеобязательный характер частноправовых норм, ограничи­вающий самостоятельность и инициативу участников, и влекущий, в слу­чае их неисполнения, установленные законом неблагоприятные послед­ствия; 2) интеграция публичноправовых норм в гражданское законода­тельство и право; 3) защита публичных интересов; 4) воздействие пуб-личноправовых элементов на общественные отношения только в связи с применением частноправовых норм. Сферами применения элементов публично-правового регулирования выступают оборотоспособность объ­ектов гражданских прав, отношения между экономически неравными субъектами, отношения по обеспечению конкуренции и ограничению монополистической деятельности, обязательственные отношения с уча­стием публичных образований и отношения по осуществлению публич­ной собственности, а также внешнеэкономические отношения частнопра­вового характера.

Несмотря на изменения в правовом регулировании внешнеэкономи­ческих отношений, вызванные предстоящим присоединением Республи­ки Беларусь к Всемирной торговой организации, остается актуальной необходимость обеспечения в национальном законодательстве оптималь­ного сочетания публичноправового и частноправового регулирования в целях защиты отечественных производителей, и тем самым, националь­ной безопасности в экономической сфере. В национальном правовом ре­гулировании внешнеэкономических сделок используются два метода правового регулирования: метод координации (децентрализованное, дис-позитивное регулирование, при котором участники общественных отно­шений выступают как равноправные) и метод субординации (централи­зованное, императивное регулирование, при котором правовое положе­ние субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отноше­ния субординации). Кроме этого, во взаимодействии с вышеуказанными методами при правовом регулировании внешнеэкономических сделок применяются «собственные» методы регулирования международного частного права – прямой (материально-правовой) и коллизионный. Реа­лизация и охрана частных интересов обеспечивается с помощью метода координации, публичных – с помощью метода субординации. Правила сочетания данных методов определяются через специальные принципы правового регулирования данной сферы отношений, закрепленные в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок элементы публично-правового регулирования используются в следующих формах: императивные частноправовые нормы, содержащиеся в актах граждан­ского законодательства (например, ст. 1116 ГК Беларуси), императивные частноправовые нормы, содержащиеся в актах отраслей публичного пра­ва (например, определение исчерпывающих способов прекращения обя­зательств и порядка осуществления расчетов по ним, установление сро­ков прекращения обязательств при проведении экспортных и импортных операций, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторго­вых операций»), регистрация сделки, «специальная» правоспособность внешнеэкономических агентов (наличие специальных разрешений (лицен­зий) и/или лицензий, обладание «исключительным правом на осущест­вление внешней торговли» отдельными видами товаров). Указанный пе­речень форм применения элементов публично-правового регулирования не является исчерпывающим, поскольку с развитием экономических отношений существует постоянная необходимость создания адекватных приемов правового воздействия на соответствующие отношения.

 
Применение социального налогового вычета
10.12.2012

Применение социального налогового вычета на образование при исчислении подоходного налога

Т. В. Самохвалова

Налоговый вычет – это суммы, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога. Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено несколько видов налоговых вычетов, один из которых – социальный вычет на образование.

Продолжение...
 
Новации в области административных процедур
10.12.2012

Новации законодательства республики Беларусь в области административных процедур

В. В. Горчинская

Принятие Закона Республики Беларусь «Об основах административ­ных процедур» является закономерным этапом формирования нацио­нального законодательства, направленного на создание эффективного механизма реализации гражданами своего права на обращение в государ­ственные органы.

Продолжение...
 
Ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений
10.12.2012

Административная ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений

В. В. Коляго

В качестве одной из основных задач Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) согласно ч. 2 ст. 1.2 является предупреждение административных правонарушений. При помощи запретов формируются сдерживающие мотивы поведения участников общественных отношений и обеспечивается их действие. В целях формирования гарантий реализации правовых норм, регламенти­рующих профилактическую деятельность, в настоящее время требуется закрепление в КоАП новых составов правонарушений, а также конкрети­зация имеющихся норм.

Продолжение...
 
Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса
10.12.2012

Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса в государствах участниках СНГ

Т. М. Пехота

В настоящее время с учетом динамики роста оборотов игорного биз­неса и повышения спроса населения на развлечения, включая и азартные игры, естественным является усиление роли государства в регулировании общественных отношений, складывающихся в игорной деятельности.

Продолжение...
 
Авиакомпания гомельавиа
10.12.2012

Правовой статус республиканского унитарного предприятия «Авиакомпания гомельавиа»

Г. В. Красуцкий

Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гомель-авиа» (далее – Предприятие) создано в соответствии с приказом Мини­стерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.06.2008 г. путем выделения из республиканского авиационного уни­тарного предприятия «Аэропорт Гомельавиа». Предприятие является правопреемником государственного предприятия «Аэропорт Гомель-авиа» в отношении его кредиторов и должников. Имущество предпри­ятия принадлежит на праве собственности Республике Беларусь и закреп­ляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Продолжение...
 
Некоторые вопросы административной ответственности
10.12.2012

Некоторые вопросы административной ответственности юридического лица

А. М. Толочко

В доктрине административно-деликтного права вопрос об админист­ративной ответственности юридического лица остается дискуссионным, поскольку некоторые ученые предлагают исключить юридическое лицо из числа субъектов административной ответственности. Несмотря на теоретические обоснования, этот путь является неприемлемым с точки зрения правоприменения, которое развивается в русле расширения ин­ститута административной ответственности юридического лица. В связи с этим представляется целесообразным предложить более рациональный вариант решения данной проблемы.

Продолжение...
 
Административно-деликтное право
10.12.2012

Административно-деликтное право как отрасль права

Т. И. Клинцевич

Административно-деликтное право как понятие в юридической нау­ке фигурирует давно. Наиболее весомый вклад в раскрытие сущности административно-деликтного права, как утверждают многие ученые, внес А. П. Шергин, который со всей определенностью утверждает о наличии самостоятельной совокупности норм, обособленных от административ­ного права, регулирующих отношения юридической ответственности, а не управленческие отношения. Впервые же четкое определение отрасли дал А. Н. Крамник в своей работе «Административно-деликтное право. Общая часть», отметив, что административно-деликтное право в общем виде – это право (совокупность правовых норм) об административных правонарушениях, т. е право, регулирующее общественные отношения, связанные с деликтами (проступками).

Продолжение...
 
Административные комиссии
10.12.2012

Юридическая природа административных комиссий

А. П. Лукьянова

Административные комиссии являются юрисдикционными органами межведомственной компетенции в области применения к виновным ли­цам административных взысканий, их деятельность носит коллегиальный характер. Однако их компетенция в связи с принятием нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) от 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009) несколько сузилась. В настоящее время они вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, прямо оговоренных в Процессуаль­но-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. К таким делам относятся, например: нарушение зако­нодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП); уничто­жение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйствен­ных культур или насаждений (ст. 10.8); нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания (ст. 15.8); уничтожение либо по­вреждение межевых знаков (ст. 15.13) и другие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП (всего 71 статья).

Продолжение...
 
Виды доказательств в административном процессе
10.12.2012

Понятие доказывания, виды доказательств в административном процессе

Г. А. Побединская

Доказывание – это процесс установления обстоятельств, на основе которых в административном производстве может быть принято итоговое решение по делу. В статье 6.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) доказывание определяется как деятельность, состоящая в соби­рании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоя­тельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедли­вого разрешения дела об административном правонарушении. Обстоя­тельства, подлежащие доказыванию по делу об административном пра­вонарушении, перечислены в ст. 6.2 ПИКоАП. Обязанность по осущест­влению доказывания возложена на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Стало быть, познавательная деятельность должностного лица, ведущего административный процесс, есть доказы­вание. Понятие «доказывание» не может быть рассмотрено отдельно от понятия «обязанность доказывания». Из формулировки ст. 2.7 видно, что предметом доказывания по делу об административном правонарушении является виновность лица в совершении правонарушения. Вывод о ви­новности лица должен быть основан на доказанных, а не на предполагае­мых фактах, т. е. основании объективно и точно установленных доказа­тельств. Постановление о наложении административного взыскания, ос­нованное на предположениях, не имеет юридической силы.

Продолжение...
 
Административная ответственность водителей
10.12.2012

Об административной ответственности водителей за управление транспортом в состоянии опьянения

С. Г. Василевич

1. В Кодексе Республики Беларусь об административных правона­рушениях (ст. 18.16) предусмотрена ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. К сожалению, динамика таких правонарушений свидетельствует о недоста­точности принимаемых мер. Так, за январь – август 2008 г. к администра­тивной ответственности по ст. 18.16 КоАП привлечено немногим более 28 тыс. человек, а за соответствующий период 2009 г. – 32 тыс. человек. Поэтому полагаем, необходим ряд дополнительных мер, в частности, влияющих на повышение культуры водителей, пониманию ими недопус­тимости садиться за руль управления в нетрезвом состоянии. Для дости­жения этих целей надо проводить соответствующие беседы, на примере реальных событий, например с использованием кинофильмов, показы­вать последствия ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии.

Продолжение...
 
Нарушения законодательства о средствах массовой информации
10.12.2012

Нарушения конституционного законодательства о средствах массовой информации и ответственность за них в европейских странах

М. Н. Сармаков

В настоящее время наблюдается стремление к унификации нацио­нальных законов о СМИ, что ведет к формированию общеевропейской правовой системы. В Великобритании запрещена пропаганда расовой ненависти, непристойные выражения и порнография, богохульство, не­уважение к суду, нарушение частной жизни; недопустимо размещение вредных публикаций для детей и юношества. Клеветнической информа­цией считается та, «которая вызывает насмешку над потерпевшим, не­уважение или ненависть к нему».

Продолжение...
 
Место судебной практики
10.12.2012

К вопросу о месте судебной практики в системе источников права Беларуси

К. С. Деркач

Одним из актуальных и дискуссионных вопросов конституционно-правовой науки в Беларуси является место судебной практики и преце­дента в системе источников права. Значение данного вопроса предопре­деляется прежде всего спецификой самого института, а также современ­ными тенденциями взаимовлияния различных правовых систем. Тем не менее на сегодняшний день среди теоретиков права, конституционали­стов и представителей других отраслей правовой науки преобладает точ­ка зрения, не позволяющая рассматривать судебный прецедент в качестве самостоятельного источника белорусского права. В частности, одним из мотивов подобной позиции является принадлежность правовой системы Беларуси к романо-германской правовой семье.

Продолжение...
 
Равноправие религиозных организаций
10.12.2012

Правовое закрепление принципа равенства и принципа равноправия религиозных организаций в законодательстве республики Беларусь

А. С. Бакун

Существуют две правовые традиции законодательного закрепления взаимодействия государства и религиозных организаций. Американская правовая традиция исходит из принципа равенства религиозных органи­заций перед законом и между собой. Европейская правовая традиция ис­ходит из дифференциации статуса религиозных организаций, когда при сохранении юридического равенства религиозных организаций перед законом государство выделяет исторически традиционные религиозные организации и оговаривает право на преимущественное сотрудничество с ними (принцип равноправия). В большинстве европейских стран госу­дарство сотрудничает с определенными религиозными организациями, исходя из их роли в истории и культуре той или иной страны.

Продолжение...
 
Совершенствование нормотворческой деятельности
10.12.2012

О направлениях совершенствования нормотворческой деятельности республиканских органов государственного управления республики Беларусь

Д. А. Толстелев

В современных условиях нормотворческая деятельность в Республи­ке Беларусь осуществляется не только законодательными органами, но и многочисленными субъектами исполнительной ветви власти, среди кото­рых нормотворческую функцию в соответствии со своей компетенцией реализуют и республиканские органы государственного управления.

Продолжение...
 
Французская конституционная реформа
10.12.2012

Французская конституционная реформа 2008 г.: основные направления

В. А. Юбко

Франция всегда считалась «лабораторией конституций» и прошед­шая в июле 2008 г. реформа, инициированная Президентом Франции Н. Саркози, подтвердила это, изменив облик Конституции 1958 г. Почти половина текста Конституции V Французской Республики была дополне­на или изложена в новой редакции. Июльская реформа 2008 г. была про­ведена по трем основным направлениям: 1) усиление роли парламента; 2) усиление контроля над исполнительной властью; 3) обретение гражда­нами новых прав. Представляется целесообразным проследить основные изменения, исходя из указанных направлений.

Продолжение...
 
Право на жизнь
10.12.2012

Право на жизнь

Т. С. Павлович

Право на жизнь является главным, фундаментальным правом каждо­го человека. В статье 24 Конституции Республики Беларусь говорится о том, что каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключитель­ная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно при­говору суда.

Продолжение...
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 70 - 92 из 1123