11.12.2012 |
Формирование системы принципов государственного финансового контроля на современном этапе А. М. Михаловский Одним из важных условий достижения целей и задач государственного финансового контроля является определение и соблюдение определенных принципов, которые являются основными руководящими положениями, охватывающими контрольную деятельность в целом. Именно поэтому при исследовании государственного финансового контроля, при определении системы финансового контроля большинство авторов (В. В. Бурцев, Ю. М. Воронин, Е. Ю. Грачева, С. О. Есин, Н. П. Ефимова, А. М. Тарасов, В. М. Родионова) так или иначе касаются вопросов принципов государственного финансового контроля. |
Продолжение...
|
|
11.12.2012 |
Применение европейской директивы о приватности в контексте кредитного информирования М. В. Мисько В рамках Европейского союза основным нормативным правовым актом в области сбора и распространения кредитной и иной информации является Директива Совета Европарламента № 94/46/ЕС от 25 октября 1995 г. «О защите граждан в связи с обработкой персональных данных и о свободном передвижении таких данных» («Директива о приватности»). Крайний срок для включения норм Директивы о приватности в национальное законодательство стран Евросоюза был назначен на 24 октября 1998 г. Многие государства – участники ЕС приняли собственные законы, отражающие и развивающие положения Директивы. |
Продолжение...
|
|
11.12.2012 |
Международно-правовое регулирование коммерциализации космической деятельности А. С. Жданок Одной из тенденций развития космического права является приватизация и коммерциализация в области исследования и использования космического пространства. К видам коммерческого использования космоса относятся: |
Продолжение...
|
|
11.12.2012 |
Электронное декларирование: позитивное направление деятельности налоговых органов А. Н. Харчевникова В 2009 г. налоговые органы Республики Беларусь усовершенствовали свою работу, предложив плательщикам возможность представлять налоговые декларации в электронном виде, одновременно упростив свою деятельность. «Электронное декларирование» реализуется посредством внедрения в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Расчет налогов» и регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, а также рядом нормативных правовых актов, принятых Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. |
Продолжение...
|
|
11.12.2012 |
О коллизиях норм, регулирующих отношения по предоставлению гарантий местных исполнительных и распорядительных органов Н. А. Лопуть 1. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Статьей 124 ГК определено, что Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами. От имени государства и административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, или иные органы в случаях, предусмотренных законодательством. Государство и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности. Таким образом, государство и административно-территориальные единицы могут выступать гарантом. |
Продолжение...
|
|
11.12.2012 |
Правовое регулирование и защита коммерческой тайны в предпринимательской деятельности Т. А. Телегина В процессе осуществления коммерческой деятельности накапливается значительное количество разнообразной информации, имеющей существенное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного развития общества такая информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Поэтому сегодня все чаще возникает необходимость защиты коммерческой тайны. |
Продолжение...
|
|
11.12.2012 |
Публично-правовые элементы в регулировании внешнеэкономических сделок К. В. Дробышевская Современной тенденцией развития зарубежных систем права является процесс возрастающего проникновения в сферу действия частного права элементов публично-правового регулирования, обозначаемый термином «публицизация» (Р. Саватье). Данная тенденция присуща и белорусскому праву. Признаками «публицизации» являются: 1) публично-правовой, общеобязательный характер частноправовых норм, ограничивающий самостоятельность и инициативу участников, и влекущий, в случае их неисполнения, установленные законом неблагоприятные последствия; 2) интеграция публичноправовых норм в гражданское законодательство и право; 3) защита публичных интересов; 4) воздействие пуб-личноправовых элементов на общественные отношения только в связи с применением частноправовых норм. Сферами применения элементов публично-правового регулирования выступают оборотоспособность объектов гражданских прав, отношения между экономически неравными субъектами, отношения по обеспечению конкуренции и ограничению монополистической деятельности, обязательственные отношения с участием публичных образований и отношения по осуществлению публичной собственности, а также внешнеэкономические отношения частноправового характера. Несмотря на изменения в правовом регулировании внешнеэкономических отношений, вызванные предстоящим присоединением Республики Беларусь к Всемирной торговой организации, остается актуальной необходимость обеспечения в национальном законодательстве оптимального сочетания публичноправового и частноправового регулирования в целях защиты отечественных производителей, и тем самым, национальной безопасности в экономической сфере. В национальном правовом регулировании внешнеэкономических сделок используются два метода правового регулирования: метод координации (децентрализованное, дис-позитивное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные) и метод субординации (централизованное, императивное регулирование, при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации). Кроме этого, во взаимодействии с вышеуказанными методами при правовом регулировании внешнеэкономических сделок применяются «собственные» методы регулирования международного частного права – прямой (материально-правовой) и коллизионный. Реализация и охрана частных интересов обеспечивается с помощью метода координации, публичных – с помощью метода субординации. Правила сочетания данных методов определяются через специальные принципы правового регулирования данной сферы отношений, закрепленные в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В правовом регулировании внешнеэкономических сделок элементы публично-правового регулирования используются в следующих формах: императивные частноправовые нормы, содержащиеся в актах гражданского законодательства (например, ст. 1116 ГК Беларуси), императивные частноправовые нормы, содержащиеся в актах отраслей публичного права (например, определение исчерпывающих способов прекращения обязательств и порядка осуществления расчетов по ним, установление сроков прекращения обязательств при проведении экспортных и импортных операций, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»), регистрация сделки, «специальная» правоспособность внешнеэкономических агентов (наличие специальных разрешений (лицензий) и/или лицензий, обладание «исключительным правом на осуществление внешней торговли» отдельными видами товаров). Указанный перечень форм применения элементов публично-правового регулирования не является исчерпывающим, поскольку с развитием экономических отношений существует постоянная необходимость создания адекватных приемов правового воздействия на соответствующие отношения. |
|
10.12.2012 |
Применение социального налогового вычета на образование при исчислении подоходного налога Т. В. Самохвалова Налоговый вычет – это суммы, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога. Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено несколько видов налоговых вычетов, один из которых – социальный вычет на образование. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Новации законодательства республики Беларусь в области административных процедур В. В. Горчинская Принятие Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» является закономерным этапом формирования национального законодательства, направленного на создание эффективного механизма реализации гражданами своего права на обращение в государственные органы. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Административная ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений В. В. Коляго В качестве одной из основных задач Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) согласно ч. 2 ст. 1.2 является предупреждение административных правонарушений. При помощи запретов формируются сдерживающие мотивы поведения участников общественных отношений и обеспечивается их действие. В целях формирования гарантий реализации правовых норм, регламентирующих профилактическую деятельность, в настоящее время требуется закрепление в КоАП новых составов правонарушений, а также конкретизация имеющихся норм. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса в государствах – участниках СНГ Т. М. Пехота В настоящее время с учетом динамики роста оборотов игорного бизнеса и повышения спроса населения на развлечения, включая и азартные игры, естественным является усиление роли государства в регулировании общественных отношений, складывающихся в игорной деятельности. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Правовой статус республиканского унитарного предприятия «Авиакомпания гомельавиа» Г. В. Красуцкий Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гомель-авиа» (далее – Предприятие) создано в соответствии с приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.06.2008 г. путем выделения из республиканского авиационного унитарного предприятия «Аэропорт Гомельавиа». Предприятие является правопреемником государственного предприятия «Аэропорт Гомель-авиа» в отношении его кредиторов и должников. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Республике Беларусь и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Некоторые вопросы административной ответственности юридического лица А. М. Толочко В доктрине административно-деликтного права вопрос об административной ответственности юридического лица остается дискуссионным, поскольку некоторые ученые предлагают исключить юридическое лицо из числа субъектов административной ответственности. Несмотря на теоретические обоснования, этот путь является неприемлемым с точки зрения правоприменения, которое развивается в русле расширения института административной ответственности юридического лица. В связи с этим представляется целесообразным предложить более рациональный вариант решения данной проблемы. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Административно-деликтное право как отрасль права Т. И. Клинцевич Административно-деликтное право как понятие в юридической науке фигурирует давно. Наиболее весомый вклад в раскрытие сущности административно-деликтного права, как утверждают многие ученые, внес А. П. Шергин, который со всей определенностью утверждает о наличии самостоятельной совокупности норм, обособленных от административного права, регулирующих отношения юридической ответственности, а не управленческие отношения. Впервые же четкое определение отрасли дал А. Н. Крамник в своей работе «Административно-деликтное право. Общая часть», отметив, что административно-деликтное право в общем виде – это право (совокупность правовых норм) об административных правонарушениях, т. е право, регулирующее общественные отношения, связанные с деликтами (проступками). |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Юридическая природа административных комиссий А. П. Лукьянова Административные комиссии являются юрисдикционными органами межведомственной компетенции в области применения к виновным лицам административных взысканий, их деятельность носит коллегиальный характер. Однако их компетенция в связи с принятием нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) от 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009) несколько сузилась. В настоящее время они вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, прямо оговоренных в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. К таким делам относятся, например: нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП); уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8); нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания (ст. 15.8); уничтожение либо повреждение межевых знаков (ст. 15.13) и другие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП (всего 71 статья). |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Понятие доказывания, виды доказательств в административном процессе Г. А. Побединская Доказывание – это процесс установления обстоятельств, на основе которых в административном производстве может быть принято итоговое решение по делу. В статье 6.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) доказывание определяется как деятельность, состоящая в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении, перечислены в ст. 6.2 ПИКоАП. Обязанность по осуществлению доказывания возложена на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Стало быть, познавательная деятельность должностного лица, ведущего административный процесс, есть доказывание. Понятие «доказывание» не может быть рассмотрено отдельно от понятия «обязанность доказывания». Из формулировки ст. 2.7 видно, что предметом доказывания по делу об административном правонарушении является виновность лица в совершении правонарушения. Вывод о виновности лица должен быть основан на доказанных, а не на предполагаемых фактах, т. е. основании объективно и точно установленных доказательств. Постановление о наложении административного взыскания, основанное на предположениях, не имеет юридической силы. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Об административной ответственности водителей за управление транспортом в состоянии опьянения С. Г. Василевич 1. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 18.16) предусмотрена ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. К сожалению, динамика таких правонарушений свидетельствует о недостаточности принимаемых мер. Так, за январь – август 2008 г. к административной ответственности по ст. 18.16 КоАП привлечено немногим более 28 тыс. человек, а за соответствующий период 2009 г. – 32 тыс. человек. Поэтому полагаем, необходим ряд дополнительных мер, в частности, влияющих на повышение культуры водителей, пониманию ими недопустимости садиться за руль управления в нетрезвом состоянии. Для достижения этих целей надо проводить соответствующие беседы, на примере реальных событий, например с использованием кинофильмов, показывать последствия ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Нарушения конституционного законодательства о средствах массовой информации и ответственность за них в европейских странах М. Н. Сармаков В настоящее время наблюдается стремление к унификации национальных законов о СМИ, что ведет к формированию общеевропейской правовой системы. В Великобритании запрещена пропаганда расовой ненависти, непристойные выражения и порнография, богохульство, неуважение к суду, нарушение частной жизни; недопустимо размещение вредных публикаций для детей и юношества. Клеветнической информацией считается та, «которая вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему». |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
К вопросу о месте судебной практики в системе источников права Беларуси К. С. Деркач Одним из актуальных и дискуссионных вопросов конституционно-правовой науки в Беларуси является место судебной практики и прецедента в системе источников права. Значение данного вопроса предопределяется прежде всего спецификой самого института, а также современными тенденциями взаимовлияния различных правовых систем. Тем не менее на сегодняшний день среди теоретиков права, конституционалистов и представителей других отраслей правовой науки преобладает точка зрения, не позволяющая рассматривать судебный прецедент в качестве самостоятельного источника белорусского права. В частности, одним из мотивов подобной позиции является принадлежность правовой системы Беларуси к романо-германской правовой семье. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Правовое закрепление принципа равенства и принципа равноправия религиозных организаций в законодательстве республики Беларусь А. С. Бакун Существуют две правовые традиции законодательного закрепления взаимодействия государства и религиозных организаций. Американская правовая традиция исходит из принципа равенства религиозных организаций перед законом и между собой. Европейская правовая традиция исходит из дифференциации статуса религиозных организаций, когда при сохранении юридического равенства религиозных организаций перед законом государство выделяет исторически традиционные религиозные организации и оговаривает право на преимущественное сотрудничество с ними (принцип равноправия). В большинстве европейских стран государство сотрудничает с определенными религиозными организациями, исходя из их роли в истории и культуре той или иной страны. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
О направлениях совершенствования нормотворческой деятельности республиканских органов государственного управления республики Беларусь Д. А. Толстелев В современных условиях нормотворческая деятельность в Республике Беларусь осуществляется не только законодательными органами, но и многочисленными субъектами исполнительной ветви власти, среди которых нормотворческую функцию в соответствии со своей компетенцией реализуют и республиканские органы государственного управления. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Французская конституционная реформа 2008 г.: основные направления В. А. Юбко Франция всегда считалась «лабораторией конституций» и прошедшая в июле 2008 г. реформа, инициированная Президентом Франции Н. Саркози, подтвердила это, изменив облик Конституции 1958 г. Почти половина текста Конституции V Французской Республики была дополнена или изложена в новой редакции. Июльская реформа 2008 г. была проведена по трем основным направлениям: 1) усиление роли парламента; 2) усиление контроля над исполнительной властью; 3) обретение гражданами новых прав. Представляется целесообразным проследить основные изменения, исходя из указанных направлений. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Право на жизнь Т. С. Павлович Право на жизнь является главным, фундаментальным правом каждого человека. В статье 24 Конституции Республики Беларусь говорится о том, что каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>
| Всего 70 - 92 из 1123 |
|