10.12.2012 |
Проблемные аспекты реализации гражданами республики Беларусь права законодательной инициативы Е. Э. Крупенина Реализация гражданами Республики Беларусь права законодательной инициативы сопряжена с рядом юридических и фактических сложностей. В частности, она предполагает внесение в Парламент уже готового законопроекта. Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» (далее – Закон), проект закона до его внесения должен на стадии регистрации инициативной группы иметь обязательное заключение Министерства юстиции Республики Беларусь. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Реформы ЕС в связи с принятием лиссабонского договора М. В. Конон Лиссабонский договор, подписанный 13 декабря 2007 г., является новой попыткой реформ после провала ратификации Конституции ЕС. Данный Договор подлежал ратификации во всех государствах – членах ЕС в соответствии с их внутригосударственными процедурами. В случае успеха ратификации предполагалось, что Договор вступит в силу с 1 января 2010 г. Однако благополучный для ЕС исход референдума в Ирландии и подписание президентом Чехии акта о ратификации Договора позволили ему вступить в силу с 1 декабря 2009 г. Таким образом, осуществлен переход ЕС к новому этапу развития, реформы которого направлены на изменение системы, структуры и полномочий институтов ЕС, статуса ЕС, упрощение законодательного процесса в институтах ЕС. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Палата представителей национального собрания Беларуси: конституционно-правовой аспект А. В. Гирейко Согласно Конституции Республики Беларусь (ч. 1 ст. 90) Парламентом является Национальное собрание – представительный и законодательный орган республики. Национальное собрание состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе абсолютного (во втором туре относительного) большинства голосов на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов. |
Продолжение...
|
|
10.12.2012 |
Электронное голосование на выборах И. А. Дурнова Статья 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. устанавливает, что воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Административно-территориальные единицы, избирательные округа как специфические субъекты конституционно-правовых отношений С. А. Цюга В юридической литературе высказаны различные мнения о конституционно-правовой правосубъектности административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы являются носителями определенных прав и обязанностей. Они имеют, в частности, права и обязанности по отношению к другим административно-территориальным единицам, а также по отношению к тому субъекту, территориальной частью которого они являются. Это дает основание для отнесения административно-территориальных единиц к числу субъектов конституционно-правовых отношений. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Тенденции правоприменения в борьбе с нелегальной миграцией в Латвии В. Ю. Бредикис Еще перед вступлением Латвийской Республики в Европейский союз эксперты многих иностранных институций прогнозировали Латвии повышение уровня экономики, а вместе с тем увеличение риска нелегальной миграции. Правоохранительным учреждениям Латвии необходимо считаться с систематическим приростом потока миграции, так как Латвия постепенно становится не только транзитным государством миграции, но и государством, являющимся целью миграции. Внедрение в законодательство нашего государства нормативных актов Европейского союза неоспоримо влияет на этот процесс, что не позволяет и, вероятнее всего, не будет позволять Латвии реализовать столь жесткую миграционную политику как раньше. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Расширение полномочий конституционного суда республики Беларусь в свете нового законодательства И. Д. Харитончик Конституционный Суд является одним из важнейших государственных институтов в Республике Беларусь. Это единственный орган судебной власти, компетенция которого закреплена непосредственно в Конституции Республики Беларусь (ст. 116). |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Роль практики европейского суда по правам человека в правовой системе Украины С. В. Иващук В последнее время особое внимание юридической общественности обращено в сторону защиты прав человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод представляет собой «инструмент защиты прав человека. Основная цель Конвенции – закрепление международных норм, которые обязаны соблюдать государства – члены Совета Европы в своих отношениях с лицами, которые пребывают в границах юрисдикции этих государств. Рассматривая идею «прав человека» неотъемлемо от самого человека, Конвенция устанавливает правопорядок, высшей ценностью которого является сам человек. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
О необходимости приведения норм законодательства Украины о референдумах в соответствие с нормами конституции Украины И. В. Польщиков Обновление общественных отношений принято связывать с проведением системной конституционной реформы. Следовательно, не обойтись без внесения изменений в Конституцию или принятия ее новой редакции с соблюдением конституционных процедур, народным голосованием на всеукраинском референдуме, что придало бы ей наивысшую легитимность. Сложность проведения всеукраинского конституционного референдума определяется несовершенством законодательства о референдумах. В Решении Конституционного Суда Украины от 16 апреля 2008 г. обращается внимание Верховной Рады Украины, Президента на необходимость инициирования и приведения существующего законодательства о референдумах в соответствие с нормами действующей Конституции. Основу законодательства на эту тему составляет Закон Украины «О все-украинских и местных референдумах» от 3 июля 1991 г. (далее – Закон) в части, что не противоречит Конституции. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Коллизии правовых норм и законное их разрешение А. В. Николаева Успешное существование правового государства требует в том числе минимизации недостатков законодательства, к которым относятся коллизии и пробелы. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон) понимает под коллизией нормативных правовых актов противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения. Считается, что это утверждение не совсем обоснованно, так как понятия «противоречие» и «несоответствие» не идентичны. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Транснациональные корпорации и государство А. А. Рощупкин Современный этап развития цивилизации характеризуется глобали-зационными процессами и усилением экономической интеграции. Эти процессы в значительной степени обусловлены развитием и деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Проблема взаимодействия ТНК и государства приобретает чрезвычайную актуальность в силу влияния ТНК на сферы, регулирование которых входит в компетенцию государства. Обозначенная проблема имеет два основных аспекта, как отношения между материнской структурой ТНК и правительством ее родины и как отношения между ТНК (ее аффилированными компаниями) и правительством принимающей страны. Отношения между государствами и ТНК могут противоречиво оцениваться как конфликтные, кооперационные или нейтральные. Часто такие отношения могут однозначно характеризоваться либо только негативно, либо позитивно. Однако следует отметить заинтересованность ТНК, в большинстве случаев, в политической, экономической и социальной устойчивости принимающих стран. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Информационная функция права П. Ф. Долгова В юриспруденции под термином «функции права» принято понимать направления воздействия права на общественные отношения, возникающие в социуме. Традиционно выделяют две основополагающие функции права – регулятивную и охранительную. Однако наряду с ними существует множество дополнительных функций, связанных между собой и рассматриваемых в их тесном взаимодействии. К ним можно отнести воспитательную, гуманистическую, экономическую, политическую, коммуникативную, идеологическую и др. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Экономический аспект условий делинквентного поведения М. В. Колодко В настоящее время изучение делинквентного поведения имеет актуальное научно-прикладное значение, поскольку оно позволяет предельно конкретизировать и детализировать знания о детерминантах противоправного поведения субъекта в целях их эффективной превенции. Под делинквентным поведением в науке понимается асоциальное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках, квалифицируемых правом как наносящих вред отдельным гражданам и обществу в целом. Условиями делинквентного поведения являются факты реальной действительности, наличие которых может способствовать возникновению у лица намерения совершить делинквентный поступок. Такие условия могут быть очень разнообразны и иметь различную социальную природу, в том числе экономическую, включая, например: низкий материальный уровень жизни, безработицу, недостатки финансовой системы, инфляцию. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Юридическая ответственность юридических лиц М. В. Янгуразов Юридическая ответственность выступает мерой правового принуждения за правонарушения, предусмотренной санкцией нарушенной нормы и применяемой компетентным субъектом в надлежащем процессуальном порядке. В теории рассматриваются проблемы гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности юридических лиц. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Правовая культура А. Н. Фиронов Термин «культура» воспринят многими науками, в том числе и юриспруденцией, отличаясь при этом полисемичностью. Юридический оттенок многим социальным явлениям придает прилагательное «правовая(ое)», нацеливающее на иной подход к рассмотрению их сущности, нежели в других науках. Правовая культура, рассматриваемая как часть общей культуры, представляет собой сложное социальное явление, в котором аккумулированы конкретно-исторические и национально-психологические особенности правовой жизни общества. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Право и принуждение П. В. Сухов Уточнение принудительных оснований права позволяет должным образом определить место принуждения в современном обществе и выявить его связь с правом. Отметим неустранимость принуждения как феномена социальной жизни и значимость его роли в формировании правовых, государственных и общественных институтов, от которых зависит уровень демократичности, социальной справедливости, гражданской свободы и формального равенства в обществе. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
К вопросу о правовых аспектах выбора критериев классификации социальных проектов П. И. Левко Эффективность решения стоящих перед Республикой Беларусь проблем и вызовов может быть существенно повышена на основе рационального управления социальными процессами, в том числе посредством правового регулирования. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Некоторые аспекты сравнительной характеристики функций белорусского государства на различных этапах исторического развития В. Т. Малец Сравнительный анализ функций социалистического и современного белорусского государства позволяет сделать вывод о том, что реализуемая система внешних и внутренних функций последовательно проявлялись благодаря учету целей и задач, решаемых любым государством. Первоначально целью советского государства было построение социализма, обеспечение завоеваний революции, вследствие этого внутренние задачи осуществились путем национализации, индустриализации, коллективизации и иными способами. Функции государства диктатуры пролетариата определялись стоящими перед ними задачами защиты революции – приоритет функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Юридическая процедура как средство оптимизации правоприменительной деятельности М. С. Смольянов Применение права как одна из форм его реализации одновременно является и формой его жизни. Качественное применение права способствует достижению стоящих перед ним социальных целей. В рамках конкретных индивидуальных правовых предписаний осуществляется доведение до конца процесса претворения в жизнь прав и обязанностей. Таким образом, применение права является властной деятельностью компетентного органа, имеющей управленческий характер и осуществляемой в соответствии с нормами юридической процедуры. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Преступления и наказания в мусульманском праве А. А. Новикова Понятия преступления и наказания в мусульманском праве имеют свою специфику и особенности, что отличает их от нашего понимания уголовного права. В настоящее время исследователи выделяют две группы источников мусульманского права. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую – нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) авторитетных правоведов – факихов и кияс (кийас) – суждение по аналогии. Характерной особенностью мусульманского уголовного законодательства является его связь с религией. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Вещное право в древнем Риме Е. В. Белевич Вещное право – один из основных видов имущественного права, с помощью которого регулировались отношения между людьми в Древнем Риме по поводу вещей: формы принадлежности вещей отдельным лицам или группам лиц и способы установления общезначимого господства над вещами. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Правовое положение женщины в семье в странах древнего востока Е. Д. Рудаковская Важнейшими источниками права древнейших государств Востока, регламентирующими брачно-семейные отношения, являлись обычаи, законы Хаммурапи (Вавилон), Ману и Вишну-смрити (Индия), законы Древнего Египта. Последние, к сожалению, не сохранились до нашего времени и мы знаем о них лишь по отдельным сохранившимся фрагментам. Характерно, что право в то время было тесно связано с религией, религиозной моралью. |
Продолжение...
|
|
09.12.2012 |
Репрессии 20–30-х гг. хх ст. в Беларуси Е. О. Котельник Придя к власти в СССР, Сталин стремился сконцентрировать в своих руках власть во всех областях государственной и общественной жизни народа. Начались политические репрессии против значительной части народа. Для воплощения в жизнь этой политики нужно было реорганизовать правоохранительные органы. В период 20–30-х гг. ХХ в. сложился и набрал мощь репрессивный аппарат. Четкое функционирование всей системы обеспечивали карательные органы. В 1934 г. образовался НКВД, осуществляющий контроль над всеми сферами жизни советского общества, и ОГПУ, руководящее органами милиции союзных республик. |
Продолжение...
|
|
| << В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>
| Всего 93 - 115 из 1123 |
|