Ценностных ориентаций в области физической культуры |
Изучение особенностей ценностных ориентаций в области физической культуры у студентов железнодорожного ВУЗаАвтор: И.А. Васельцова, О.Н. Михайлова, С.А. ПетровФизическая культура выступает как интегральное качество личности, условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, обобщённый показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. В этом аспекте актуальными являются исследования мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов. На изучение особенностей ценностных ориентаций, выявление места физической культуры в иерархии этих ценностей, наличие целевых установок к развитию психофизических качеств необходимых в профессиональной деятельности было направленно социально-педагогическое исследование, проведенное на кафедре физического воспитания Самарской академии путей сообщения. Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами 1и 2 курсов, выборочную совокупность составили 120 человек, выборка случайная, однородная, что может свидетельствовать о ее репрезентативности. В качестве основного метода получения информации использовали анкетирование. Изучали отношения студентов к физкультурно-спортивной, оздоровительной и профессионально-прикладной деятельности, удовлетворенность учением, субъективную готовности к самодеятельности в различных областях физической культуры, уровень физкультурной грамотности, наиболее значимые цели занятий, уровень конкретных умений и навыков. Опросный лист состоит из пяти блоков, каждый из которых содержит от 5 до 10 вопросов. Проанализировав показатели мотивационно-ценностного компонента, мы выяснили, что студенты, охарактеризовавшие свое отношение к физической культуре как положительное, относятся к группе с высоким и средним уровнем двигательной активности; на повышение интереса в значительной мере влияет возможность выбора вида спорта, что может стать основой личностно-ориентированного подхода к планированию и организации занятий на разных курсах и факультетах и позволит повысить интерес и активизировать двигательную активность. Среди наиболее значимых целей: оздоровительные, барьерные и самосовершенствования. Вместе с тем явно проявляется противоречие: осознание «здоровья» как абсолютной жизненной ценности и слабый уровень знаний, практических действий, волевых усилий направленных на поддержание здорового стиля жизни. Цели направленные на приобретение знаний, умений, практических навыков необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности а также использование возможностей физической культуры, как средства поддержания работоспособности не получили должной оценки у студентов. Обращает на себя внимание и тот факт, что больше трети опрошенных на первом и втором курсах практически не имеют сформированных представлений и знаний по ключевым вопросам физической культуры, что во многом определяет пассивное отношение студентов к самоорганизации здорового образа жизни, не способствует реальному включению в физкультурно-спортивную, профессионально-прикладную и оздоровительную деятельность. Оценивая материалы в целом, можно отметить, что если условия учебно-воспитательного процесса будут удовлетворять потребности студентов в физкультурно-спортивной деятельности во всех её формах с учетом факторов стимулирующих повышение интереса к данным видам деятельности, увеличен уровень образовательной и профессиональной направленности учебной дисциплины, определены системообразующие элементы курса, взаимосвязи, то возможны положительные сдвиги в ценностных ориентациях, установках личности, повышающих ее познавательную и двигательную активность в сфере физической культуры, направленность на личностное и профессиональное совершенствование. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|