Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Мотивация физического воспитания





Мотивация физического воспитания

Проблемы мотивации физического воспитания в системе высшего инженерного образования

Автор: Б.А. Акишин

Большую роль в решении задачи формирования социально активной личности играют физическая культура и спорт. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура органично вошла в блок гуманитарных дисциплин.

Очевидно, что в последнее время в среде молодежи утеряны стимулы для занятий физкультурой. Ухудшение материальной базы и старение спортсооружений, переключение внимания молодежи на бизнес, активное внедрение западного телевидения и широкое распространение привлекательной компьютерной техники увели молодежь от массового спорта. С другой стороны широкое развитие получило развитие спорта высшего уровня.

Эти два процесса естественно влияют друг на друга. Рекорды и победы любимых команд формируют дополнительные стимулы для занятий физической культурой, а, если чемпионы учатся с тобой рядом, то такие мотивы становятся особо мощными. В этой ситуации важно поддержать стремления к занятиям спортом и предоставить студентам хорошие условия, удобное время и грамотного,  внимательного воспитателя-тренера.

Виды мотивации к занятиям физической культурой можно объединить в несколько общих групп следующим образом:

•    познавательный интерес к новым знаниям и умениям;
•    жизненная потребность к физической активности молодежи;
•    потребность межличностного общения;
•    ощущение, что спортивные навыки пригодятся в будущей профессии;
•    забота о собственном здоровье, средство активного отдыха;
•    спортивное совершенствование.

Естественно, для усиления мотивации к занятиям физкультурой по каждому из направлений необходимо проводить комплекс мероприятий:

•    внедрение в учебный процесс спортивных аспектов, в том числе и с учетом новых видов спорта;
•    формирование учебных групп по интересам;
•    введение стимулирующих тестов;
•    сочетание практических занятий с учебно-методическими;
•    свобода выбора места и формы занятий;
•    музыкальное сопровождение и художественное оформление;
•    совершенствование преподавательского мастерства
•    регулярные психологические консультации и др.

Как совместить интерес к новым видам спорта с требованиями учебных программ и возможностями спортивных баз вузов? Наиболее естественным, на наш взгляд, является проведение занятий по физической культуре в виде учебно-тренировочных с элементами спортивных соревнований. Такое совмещение учебных и тренировочных занятий требует от преподавателя нового подхода к учебно-тренировочному и методико-практическому разделам учебной программы.

За время обучения в вузе главным является формирование социально-значимых мотивов к занятиям физкультурой и спортом -  потребность к физической активности, интерес к новым знаниям о своем организме и его возможностях, потребность в межличностном общении и желание смоделировать будущее свое место в системе общественных отношений.
Накопленный опыт проведения занятий по физической культуре с учетом интересов студентов показывает, что существует возможность,  сохраняя требования государственного стандарта, дать неспециальное физкультурное образование и сформировать физическую культуру в среде технической интеллигенции.

 
< Предыдущая   Следующая >