Проблемы мотивации физического воспитания в системе высшего инженерного образованияАвтор: Б.А. АкишинБольшую роль в решении задачи формирования социально активной личности играют физическая культура и спорт. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура органично вошла в блок гуманитарных дисциплин.
Очевидно, что в последнее время в среде молодежи утеряны стимулы для занятий физкультурой. Ухудшение материальной базы и старение спортсооружений, переключение внимания молодежи на бизнес, активное внедрение западного телевидения и широкое распространение привлекательной компьютерной техники увели молодежь от массового спорта. С другой стороны широкое развитие получило развитие спорта высшего уровня. Эти два процесса естественно влияют друг на друга. Рекорды и победы любимых команд формируют дополнительные стимулы для занятий физической культурой, а, если чемпионы учатся с тобой рядом, то такие мотивы становятся особо мощными. В этой ситуации важно поддержать стремления к занятиям спортом и предоставить студентам хорошие условия, удобное время и грамотного, внимательного воспитателя-тренера. Виды мотивации к занятиям физической культурой можно объединить в несколько общих групп следующим образом: • познавательный интерес к новым знаниям и умениям; • жизненная потребность к физической активности молодежи; • потребность межличностного общения; • ощущение, что спортивные навыки пригодятся в будущей профессии; • забота о собственном здоровье, средство активного отдыха; • спортивное совершенствование. Естественно, для усиления мотивации к занятиям физкультурой по каждому из направлений необходимо проводить комплекс мероприятий: • внедрение в учебный процесс спортивных аспектов, в том числе и с учетом новых видов спорта; • формирование учебных групп по интересам; • введение стимулирующих тестов; • сочетание практических занятий с учебно-методическими; • свобода выбора места и формы занятий; • музыкальное сопровождение и художественное оформление; • совершенствование преподавательского мастерства • регулярные психологические консультации и др. Как совместить интерес к новым видам спорта с требованиями учебных программ и возможностями спортивных баз вузов? Наиболее естественным, на наш взгляд, является проведение занятий по физической культуре в виде учебно-тренировочных с элементами спортивных соревнований. Такое совмещение учебных и тренировочных занятий требует от преподавателя нового подхода к учебно-тренировочному и методико-практическому разделам учебной программы. За время обучения в вузе главным является формирование социально-значимых мотивов к занятиям физкультурой и спортом - потребность к физической активности, интерес к новым знаниям о своем организме и его возможностях, потребность в межличностном общении и желание смоделировать будущее свое место в системе общественных отношений. Накопленный опыт проведения занятий по физической культуре с учетом интересов студентов показывает, что существует возможность, сохраняя требования государственного стандарта, дать неспециальное физкультурное образование и сформировать физическую культуру в среде технической интеллигенции.
|