Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Оценка готовности студентов-спортсменов





Оценка готовности студентов-спортсменов

Критерий лабильности при оценке готовности студентов-спортсменов высших разрядов

Авторы: А.В. Крупин, Ю.Р.Сапожников, А.В.Клюев, А.П.Сумароков

Одним из факторов успешного выступления в соревнованиях по игровым видам спорта является срочная информация оценки готовности студентов-спортсменов высших разрядов к участию.
В своей работе мы применили психофизиологическую методику исследования, включающую в себя определение лабильности двигательного анализатора:

- методика исследования критической частоты слияния световых мельканий КЧСМ;
- методика усвоения заданных ритмов движений.

Под функциональной подвижностью (лабильностью) Н.Е.Введенский понимал способность нервной ткани проводить наибольшее количество волн возбуждения в единицу времени в точном соответствии с ритмом задаваемого раздражения. Чем уровень выше, тем лучше функциональное состояние нервной ткани и наоборот.

Высокий уровень лабильности обуславливает функциональную устойчивость ткани к раздражениям и лучшие возможности адаптации, а, следовательно, с более высокую работоспособность. Задачей исследования было определение степени готовности к выступлению в соревнованиях студентов-спортсменов, используя методику определения коэффициента лабильности двигательного аппарата.

При срочной информации  применялась особенно показательная методика критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Показатель КЧСМ определяет степень напряженности и утомления высшей нервной деятельности спортсменов.

Показатель КЧСМ позволяет определить степень напряжённости и утомления при умственном и физическом труде. Для определения был использован прибор, сконструированный в НГТИ по аналогии с прибором, разработанным в институте гигиены труда и профзаболеваний АМН, с внесением некоторых модификаций. Вращая ручку плавного изменения частоты мельканий, экспериментатор обращает внимания испытуемого на то, что свет в окошечке мелькает, что мелькания учащается и наступает момент, когда они сольются, и лампочка перестанет мелькать. Испытуемый должен зафиксировать момент слияния. Производится три таких определения с увеличением частоты мельканий и три определения с уменьшением. Среднее арифметическое из этих шести замеров и будет КЧСМ данного испытуемого. Доказано, что с увеличением нагрузки и повышения работоспособности показатель КЧСМ повышается. С развитием утомления показатель КЧСМ снижается, что даёт преподавателю контролировать состояние здоровья и физическую подготовленность.

С целью экспериментальной проверки предположения о возможности определения при помощи данного метода подвижности нервных процессов на одних и тех же испытуемых производилось определение способности к усвоению заданных ритмов движений – ритмометрия.

Студентам предлагалось усвоить три ритма движений:

- быстрый – между световыми сигналами самописец отмечает расстояние 4,5±0,001 мм;
- средний  –  6,9±0,01 мм;
- медленный – 18,5±0,01 мм. В тех случаях, когда отмечалось понижение усвоенных ритмов, было отмечено понижением КЧСМ и наоборот.

Полученные данные статически обработаны и приводятся в докладе.
Указанные срочные методы можно рекомендовать в качестве информативных к использованию в методике обучения на занятиях по физвоспитанию.

 
< Предыдущая   Следующая >