Готовность спортсмена-ориентировщика |
Моделирование интегральной готовности спортсмена-ориентировщикаАвтор: М.А. ШироковаСпортивное ориентирование, как один из видов спортивной деятельности, обладает определенной структурой, присущей любой деятельности и характеризуется как общими, так и специфическими чертами, которые позволяют выделить его как отдельный вид. Под общими чертами важно понимать общепринятую модель любой человеческой деятельности, состоящую из мотивов, целей и задач, средств, методов и, в конечном счете, результатов. Раскрывая каждую ступень этой модели, мы наполняем ее тем специфическим смыслом, той направленностью, которую содержит в себе спортивное ориентирование. Необходимость такого детального рассмотрения этого вида спорта возникла в результате многих исследований посвященных спортсменам-ориентировщикам и в возникновении проблемы их подготовки. Актуальным остается вопрос о выработке у спортсменов стабильного состояния готовности перед стартом. Состояние готовности - это системная оценка спортсмена, характеризующая момент совпадения готовности физической, технической и психологической. Само по себе спортивное ориентирование по своему содержанию - это совокупность физической работы с интенсивной интеллектуальной. В этом одна из характерных особенностей данного вида спорта. Основой соревновательной деятельности является прохождение дистанции по пересеченной местности, которая обусловлена наличием информации, отображенной на карте. Планируя свой путь, определяя минимальное расстояние до контрольного пункта (к.п.) и сохраняя направление с большей точностью, при этом, не снижая скоростных возможностей, спортсмен-ориентировщик нацелен на конечный результат: показать лучшее время. При этом надо учитывать тот напряженный эмоциональный фон, в условиях которого ориентировщик должен сконцентрировать свое внимание на карте, установить свое местонахождение и соотнести свое передвижение по трассе с передвижением других участников. Подобное действие должно сопровождаться колоссальными эмоционально-волевыми усилиями с задействованием основных психических процессов: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, которые в какой-то мере выполняют контрольные функции и отвечают требованиям технической точности исполнения. Одновременно с этим спортсмен должен отвечать требованиям регулирования различных параметров движения: чувственно двигательного контроля. Аналитико-синтезированные мыслительные процессы спортсмен должен совершать в экстремальных и часто меняющихся условиях, при этом, не теряя самообладания и способности, реально оценивать внезапно создавшуюся ситуацию. Подобное состояние готовности невозможно достичь за один день, в течение одних соревнований. Это долгий планомерный процесс, целенаправленная деятельность, которую осуществляет тренер с воспитанником в своеобразном симбиозе. Только тот тренер, который осуществляет в своей работе индивидуальный подход с учетом уровня развития психических процессов воспитанника, возрастных особенностей в связи с развитием его технических и физических умений и навыков способен реализовать возможности ученика и воспитать чемпиона. Для поддержания эффективной соревновательной деятельности важно научиться прогнозировать возможные ошибки при прохождении дистанции с учетом прежних, делая акцент на реальное состояние спортсмена и готовность его к данным соревнованиям. Для этого на каждом этапе подготовки необходимо диагностировать спортсменов, выявлять динамику развития, сравнивая с предыдущим этапом и составлять индивидуальные планы-графики тренировок. Проверка должна осуществляться не только на сформированность технических и физических качеств, но и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, а также на эмоциональную устойчивость, т.е. способность управлять своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|