Кафедра физического воспитания |
Качество работы кафедры физического воспитания вузаАвтор: В.И. ГригорьевВ новых социально-культурных условиях актуализируется проблема повышения качества работы кафедр физического воспитания, определяются пути управления качеством, разрабатываются индикаторы его оценки. Внутрикафедральная составляющая системы оценки качества работы до сих пор остается наименее разработанной. Она во многом дублирует критерии государственного контроля, которая учитывает лишь формальные показатели учебно-воспитательной работы - по количеству проведенных спортивно-массовых мероприятий. Ориентируясь, главным образом на аккредитационные параметры и нормативы, кафедра физического воспитания осуществляет по ним внутренний контроль качества, «подтягивая» те показатели, которые не соответствуют формальным требованиям. Однако сегодня этого уже не достаточно - необходимо разработать концепцию качества, нацеленную на диагностику ее содержания с учетом потребностей студенческой молодежи, общества в целом и государства. Качество физической культуры - сбалансированное соответствие широкого спектра характеристик учебно-воспитательного процесса и его инфраструктуры модельным параметрам. Физкультурное образование становится в этом «образовательном поле» стратегической областью, а его качество – национальным достоянием. Модель «качества» характеризуется разными параметрами - удовлетворенностью студентов содержанием учебных занятий, динамикой их физического развития и подготовленности, уровнем методического обеспечения учебного процесса; оснащенностью залов спортивным оборудованием и их доступностью; защищенностью интересов студентов в отношении занятий; развитостью спортивной инфраструктуры и т.д. Таким образом, качество физической культуры - интегральная характеристика многовекторной деятельности кафедры, связанной с образовательной деятельностью, достижением высоких физических кондиций, формированием потребностей студентов в здоровом стиле жизни. Повышение качества учебно-воспитательного процесса связано с оптимизацией подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, владеющих современными здоровье сберегающими технологиями. Первым шагом в разработке стандартов качества является обоснование пролонгированных целей, планирование мероприятий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счет внедрения прогрессивных здоровье сберегающих технологий. Единые для вузов нормативы качества позволят сопоставлять и оценивать содержание работы в отраслевых вузах с учетом сложившихся культурных традиций, имеющейся материальной базы. На сегодняшний день определился ряд проблем. Далекими от решения остаются вопросы, раскрывающие предметную область физической культуры в вузе (ее состав, структуру и границы); компоненты теоретического и эмпирического уровней преподавания. Остро стоит проблема информатизации учебно-воспитательного процесса, связанные с низкими темпами внедрения современных информационных технологий. Не разработаны нормативы бюджетного и внебюджетного финансирования работы кафедры, адресного выделения средств на развитие физической культуры. Их решение позволит перенести центр тяжести с процедур внешнего контроля качества учебно-воспитательного процесса, в сторону внутренней самооценки. Системный формат осмысления проблемы качества позволяет более полно задействовать потенциал кафедры физического воспитания. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|