
Конькобежный спорт |
Математизация наук и компьютерные технологии в оптимизации педагогических методов в конькобежном спортеАвторы: Л.Б. Лобанова, Ю.А. БарышниковС середины XX века активно развернулись исследования в различных предметных областях, связанные с математическими методами обработки экспериментов, математическим мышлением в анализе явлений, абстрагированием и плодотворными обобщениями. Тенденция математизации наук с применением компьютерных технологий обработки результатов эксперимента, развивавшаяся в физике, астрономии, экономике, отчасти в химии, последние десятилетия не только углубилась, но и расширился ареал её применения. Ныне математизация как метод исследования и обучения проникла в области совсем нетрадиционные, например, в лингвистику, педагогику, физическое воспитание и спорт, историю [1]. В результате вырабатываются рациональные методы исследования и их специфические особенности в этих дисциплинах, определяются алгоритмы решения профессиональных задач в этих нетрадиционных областях, происходит оптимизация методов исследования и обучения. С 70-х годов XX - го века Ю. А. Барышников в Коломенском государственном педагогическом институте продолжил свою работу тренера-педагога, начатую в Коломенской спортивной школе по конькобежному спорту «Комета» и в сборной студенческой команде СССР. Им сформированы эталонные таблицы наблюдений за результатами спортсменов-конькобежцев и получен статистический материал для приложения математических методов к обработке эксперимента. Получены экспериментальные данные по подготовительному тренингу. По результатам обработки их производился отбор юных конькобежцев в команду спортсменов при различных условиях и уровнях биологического созревания. Использование факторного анализа результатов позволило эффективно управлять тренерско-педагогической деятельностью; вырабатывать оптимальную систему тренировок, строить прогнозы технического мастерства юных спортсменов и их кондиционной подготовленности в любой момент тестирования. Применение законов физики и математики привели Ю. А. Барышникова в 70-е годы к определению понятия резонанса в конькобежном спорте, а многолетние исследования [2,3] логично привели к алгоритму теоретико-практической деятельности тренера и педагога по конькобежному спорту. Применение этого алгоритма позволило вырастить чемпионов международного уровня (например, братьев Муратовых). Этот алгоритм расчета характеристик системы тренировок [4] и тренировок с отягощениями [5] использует центральную числовую величину, которая является коэффициентом для определения времени пробегания круга с различной интенсивностью усилий юных конькобежцев. Она вычисляется по установленной формуле, опубликованной в различных работах (в том числе в центральной печати), начиная с 1982 года. Формула вычислений коэффициентов и алгоритм тренировок уже несколько десятилетий известны спортивной научной общественности, опубликованы в 1993 году и применяются восприемниками методологии и последователями Ю. А. Барышникова. С 1994 года, алгоритм реализован Л. Б. Лобановой средствами различных алгоритмических языков программирования, начиная от MSX-2 Basice (для персонального компьютера «Ямаха2», Pascal для IBM-совместимых ПЭВМ и в других средах программирования. В нашей работе [6], опубликованной в Туле в 2002 году, обосновано, что рассматриваемый алгоритм и пакет соответствующих программ, являются необходимой составляющей (компонентой) алгоритмической культуры для педагога-тренера-методиста по конькобежному спорту, которая является подмножеством информационной культуры по конькобежному спорту. В обосновании используется понятие алгоритмической культуры по Л. Б. Лобановой и И. И. Левиной, сформулированное в конце 80-х годов XX-го века, которое само опирается на понятие культуры по И. Я. Лернеру. Блок-схема алгоритма оптимальной методики системы тренировок реализуется распечаткой таблицы изучения соразмерности специальной подготовки и вычисления коэффициентов утилизации (КУ) произвольного числа, например N, юных конькобежцев при различных условиях и уровнях биологического созревания (по-прежнему согласующуюся с таблицами X. М. Муртазина [7]). КУ на дистанции 500 м нормирован, то есть положен равным единице, но выражен в процентах. Поэтому на дистанции 500 м у всех спортсменов КУ=100%. На дистанции 500 м среднедистанционная скорость берется без учета стартового отрезка 100 метров, на дистанции 1000 м - без учета стартовых 200 метров, на дистанции 1500 м - без 300 метров, на дистанции 10000 м - без стартового круга. Блок-схема вычисления КУ для N конькобежцев на дистанциях 500 м, 1000 м, 5000 м, 10000 м приведена на рис. В 2008 году Ю. А. Барышниковым и М. С. Веселкиным [8] рассмотрены, проанализированы и опубликованы показатели соразмерности специальной физической подготовленности у ведущих конькобежцев мира и России. Получена таблица, содержащая показатели скоростей и КУ скоростных возможностей Э. Хайдена, С. Крамера, X. Бокко, Э. Фабриса, И. Скобрева, Е. Лаленкова (которая четко предсказала возможное распределение чемпионских мест). Литература: 1. Барышников, Ю. А.., Лобанова, Л.. Б. Компьютерные технологии реализации математической модели прогнозирования результатов в конькобежном спорте / Ю. А. Барышников, Л. Б. Лобанова // Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиенического обучения и воспитания учащихся: науч.- метод. сб.: вып. 9.- Коломна: КГПИ, 2009, с.46-51. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|