Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Дельтапланерный спорт





Дельтапланерный спорт

К методике идеомоторной тренировки в дельтапланерном спорте

Автор: А.С. Самыличев

В методике летной подготовки начинающих дельтапланеристов объективно существует момент, идущий в разрез с методическими принципами спортивной тренировки. Первые полеты дельтапланеристы вынуждены совершать без инструктора – самостоятельно. Кроме того, в современных условиях дельтапланеристы вынуждены постоянно нарушать целый ряд специфических принципов спортивной тренировки, касающихся требований систематичности тренировочных занятий. 

Летная подготовка осуществляется только в выходные дни (т.е. один раз в неделю), а зачастую еще реже, в связи с не летной погодой. В этой ситуации существенную помощь могут оказать занятия по наземной подготовке. В частности, занятия по общей  специальной физической подготовке [2,3], а также идеомоторная тренировка [4].

Практически, ее можно проводить ежедневно, т.к. каждый может изыскать несколько минут для занятий ею. Идеомоторная тренировка в дельтапланерном спорте представляет из себя проговаривание (про себя, и лучше за руководителем) заранее продуманного и заготовленного текста, описывающего ощущения и восприятия от последовательности действий спортсмена перед стартом, в момент старта,  полета и посадки. Во время проговаривания  (лучше с закрытыми глазами) необходимо ярко и образно представлять все то, о чем идет речь в заготовленном тексте.

Занятия целесообразно проводить в подвесной системе, в полетной позе, пристегнутым за какой-либо крюк в проеме двери и с хватом за предмет, имитирующий ручку управления (гимнастическую палку). Но можно заниматься в тех же позах, что и при аутогенной тренировке: лежа на спине на горизонтальной поверхности, руки вдоль туловища, не касаются бедер; или сидя в глубоком кресле, голова свободно опущена на грудь; или в позе «кучера, сидящего на дрожках» - идя на табурете (стуле), ноги разведены и согнуты под углом 120 градусов, спина слегка согнута  (плечи проецируются на тазобедренные суставы), голова опущена на грудь, глаза закрыты.

Предлагаем текст с описанием действий пилота в момент старта, учебно-тренировочного полета и посадки с 30-метрового учебного склона: «Пристегиваюсь карабином к аппарату, приподнимаю аппарат, глядя на «колдунчик» определяю направление старта точно против ветра и угол «атаки». Периферическим зрением контролирую боковые крены крыла. Дожидаюсь ровного встречного ветра. Пошел! Начинаю медленно, как бы крадучись, разбег, контролируя боковые крены крыла. Постепенно увеличиваю скорость до максимальной. Взлет! Тотчас же, отводя сомкнутые ноги назад и поочередно перехватившись за горизонтальную ручку управления, принимаю полетное положение и сразу же смещаюсь всем телом и ногами вправо. Дельтаплан послушно наклоняется вправо и начинает делать правый поворот вдоль склона. Внимание на склон! Принимаю нейтрально полетное положение. Оглядываюсь назад – контролирую удаление и высоту относительно посадочного «креста». Пора! Смещаюсь всем телом и ногами влево и когда дельтаплан поворачивает налево на 180 градусов, принимаю штатное нейтральное положение. Нос аппарата направлен точно в центр «креста». Контроль за скоростью! До земли остается 2 м, принимаю вертикальное положение, руками поочередно перехватившись за боковые трубы ручки управления. Скорость снижается. Посадочный крест! – Полностью отдаю от себя ручку управления и мягко парашютирую на упругие напряженные ноги. Остановка. Выдержав паузу, опускаю аппарат на нос и трапецию на землю (снег). Полет закончен!

Объявление:

Когда исполнял обязанности тренера сборной команды области по дельтапланерному спорту [1, 5], на одной из тренировок провел модельный эксперимент. В нем приняло участие 35 дельтапланеристов различной квалификации. После предварительной инструкции, суть которой сводилась к предложению не критически относиться к словам ведущего, а максимально ярко с предельной силой воображения, представлять все то, о чем идет речь в тексте.

Пилотам предлагалось свободно сесть, расслабиться, закрыть глаза и начали медленно, с паузами для самостоятельного проговаривания, читать текст. Предварительно, в начале исследования у каждого была определена ЧСС. В группе показатели ЧСС колебались от 60 до 84 уд/мин. Средний показатель ЧСС равнялся 72 уд/мин. После проведения идеомоторной тренировки (сидя в расслабленной позе) он оказался равным 78 уд/мин (P< 0,05).

Причем, реакция опытных пилотов, налет у которых составлял  несколько часов, и начинающих дельтапланеристов, была весьма различной. У новичков ЧСС увеличилась на 9,7 %, а у опытных пилотов ЧСС осталась без изменения или даже, в отдельных случаях уменьшилась, что свидетельствует об их высокой адаптации к описываемому учебному полету. Интересно отметить и то, что максимальный прирост ЧСС отмечался у девушек (на 31,1 %), что свидетельствует об их высокой эмоциональности и впечатлительности.

На наш взгляд, идеомоторную тренировку целесообразно сочетать с психорегулирующей (аутогенной): часть «Успокоение» и часть «Мобилизация». При этом «Мобилизацию» необходимо проводить с помощью образного представления ситуации и двигательного действия и в этом случае, предлагаемый выше текст также будет оказывать мобилизующее действие.

Литература:

1.    Моисеев В.В. Летающие люди – Н.Новгород – ОАО ПИК "Идел-Пресс" – 2009. – 254 с.
2.    Рыбкин В.Б. Физическая подготовка /В.Б.Рыбкин, А.С. Самыличев //Крылья Родины  - 1981. - № 1. – С. 22-23
3.    Самыличев А.С. Самостраховка дельтапланериста //Крылья Родины. – 1982. - № 7. – С. 20-30
4.    Самыличев А.С. Идеомоторная тренировка //Крылья Родины. – 1989. - № 1. – С. 10
5.    Шаров В. Незаконченный полет //Вестник авиации и космонавтики. – 2003. - № 5. – С. 97-99


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >