Влияние физических упражнений |
Центральная нервная система и ее модификация под влиянием физических упражненийАвторы: Е. Чепурнова, К. МарчаноВо всех спортивных дисциплинах, в которых физическая подготовка преобладает над технической, (толкание, метание, прыжки и т.д.) должны проводиться тренировки, обеспечивающие обе подготовки вместе. Например, упражнения на развитие специальной силы в легкой атлетике, нацелены на совмещение силы и техники в движении, максимально похожем на контрольное выполнение. Без развития этого аспекта сила и другие физические параметры не могут быть максимально использованы. Но каково значение этих учений? И только ли благодаря сходству движения технического и физического происходит интеграция силы и скорости? И почему недостаточно развивать силу и скорость отдельно? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть взаимосвязь между человеческой системой и центральной нервной системой, прежде всего ее мозгом. Наш мозг – это наше самовыражение личности, тела, движения и т.д. Т.е. мы являемся проявлением нашего мозга. Однако мы можем модифицировать мозг с помощью обучения. Многие теории по обучению и поведению исследовались в XX веке, прежде всего, теория Павлова (эксперимент собаки и звонка), теория Скиннера и др. Объявление: Если бихевиоризм, присущий Ватсону, изгнал понятие сознания, творчества и другие выражения памяти, русская школа во главе с Выготским и Луриа дали значительный поворот в теориях о человеческом поведении. Выготский акцентировал внимание на разницу между человеческим поведением и животным, выраженную в использовании языка, мышления, высшего выражения психики. Луриа выдвинул концепцию о комплексной работе участков коры головного мозга, связанных между собой в тесной взаимосвязи с окружающей средой. В настоящее время научно доказано в неврологии, что независимо от способа обучения и модификации нашего поведения, мозг является биологическим субстратом, на уровне которого происходят изменения в процессе обучения. Канадский ученый Вилдер Пенфилд предположил схему представления нашего «я» в коре головного мозга. Впоследствии концепция представления нашего тела на моторном и сенсорном уровнях в коре головного мозга и локализации функций организма в различных зонах коры (зона Бродмана), было основой для последующих исследований. Мозг не только не представляет из себя единого органа, но и также является пластичным, способным изменяться под воздействием опыта. Когда мы получаем какую-либо информацию, интегрируются все чувства, затем они перерабатываются в новые соединения между нейронами, которые «удерживают» новую информацию. Это и есть обучение. Помимо этого необходим мозжечок, особенно при обучении методом «зеркального повторения», посредством представления движения, которое очень важно в спорте: ученик сначала просто повторяет за тренером движение на зрительном уровне, потом переносит «моторное» представление в чувственное, затем в собственное со способностью повторить. Именно эти модификации, происходящие в центральной нервной системе, дают возможность научиться совмещать физическое качество с техническим навыком. Вот почему тренировки, направленные только на развитие физических качеств, не приведут к желаемому результату. Необходимо развивать также внимание, память, концентрацию, восприятие, которые лежат в основе обучения. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|