Занятия по физической культуре |
Предупреждение травматизма на занятиях по физической культуре студентов вузаАвтор: А.Н. КутасинЗдоровье – важнейший фактор, определяющий перспективность и результативность деятельности человека на протяжении всей его жизни. Физическая культура предъявляет определённые требования к состоянию здоровья студентов. Игнорирование этого положения часто приводит к возрастанию риска получения повреждений и травм. Поэтому преподавателям (тренерам, инструкторам) физической подготовки и необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы риск подобного рода был сведен к минимуму. Понятие «травма» происходит от греческого trauma – рана, повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани. Травмы условно можно разделить на возникающие в результате действия давления, натяжения, сгибания и перекручивания. Кроме того, травмы различают по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов (открытые или закрытые), по обширности повреждений (макротравмы и микротравмы), а также по тяжести течения и воздействия на организм (легкие, средние и тяжелые). Одна группа травм обусловлена нарушением основных принципов построения занятий, а именно систематичности проведения занятий; постепенности увеличения физических нагрузок; принципов наглядности и доступности; последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода к занимающимся. Форсированная подготовка, недооценка разминки, применение в конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, недостаточная подготовленность студентов в результате несистематического посещения занятий, неправильное представление о движении, попытки выполнить непосильные упражнения – также являются причинами возникновения травм. Травмы другой группы составляют 5 % от всех травм. Нарушения инструкций и положений при проведении занятий, а также правил безопасности являются причинами возникновения этих травм, что может быть связано с проведением занятий в отсутствие преподавателя. Также травмы могут быть связаны с большим количеством студентов на занятиях и малыми размерами спортивных залов. Существенным организационным недостатком, ведущим к травмам, является неправильное размещение занимающихся, перегрузка мест занятия, одновременное проведение в зале занятий у нескольких групп под руководством разных преподавателей и разным темам. Объявление: Кроме того, возникновение травм в 10–20% случаев обусловлено недостатками в материально-техническом обеспечении занятий. Вот почему оборудованию зала и спортивному инвентарю необходимо уделять большое внимание. Невыполнение нормативных требований при подготовке мест занятий, дефекты поверхности пола, гимнастических матов – все это может стать причиной возникновения тяжелых травм. От 4 до 6% всех случаев травм связано с нарушениями требований врачебного контроля, а именно: допуском к занятиям лиц, не прошедших медицинский осмотр; участием в занятиях студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья; большой нагрузкой на студента без учета состояния его здоровья и функциональной подготовленности; допуском к занятиям студента после перенесенного заболевания или травмы. Преждевременное возобновление занятий после перенесенных тяжелых простудных заболеваний и травм может привести к возникновению хронических процессов и развитию тяжелых осложнений. И, наконец, к причинам травм, связанных с недисциплинированностью студентов, относятся: несоблюдение установленных правил, грубость студентов по отношению друг к другу. Иногда травмирование происходит из-за недостаточной внимательности, нечеткого следования командам преподавателя, поспешности выполнения упражнения. Существенную роль в возникновении травм играет и нарушение режима: прием пищи непосредственно перед практическим занятием по физической подготовке, посещение занятия в утомленном состоянии. 1. Знать и строго учитывать анатомо-физиологические, психологические и возрастные особенности студентов. Преподаватель на занятиях по физической культуре обязан принимать активное участие в устранении причин и последствий травм, незамедлительно прибегая в случае необходимости к помощи медицинских работников, чтобы исключить тяжелые осложнения и развитие различных патологий. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|