Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Мировоззрение в процессе валеологизации





Мировоззрение в процессе валеологизации

Значение креативного компонента мировоззрения в процессе валеологизации человека

Авторы: А.И. Остапенко, Д.В. Семенов, В.А. Чащин

Креативная установка мировоззрения личности позволяет че¬ловеку выйти за пределы любой социальной, либо иной детерминации, огра¬ничивающей спектр проявлений человека.  Творчество ока¬зывается решающей, универсальной потенцией культуры. Люди интересны друг другу своей неодинаковостью, свободной субъективностью, способно¬стью и правом быть иными, несовпадающими как с ожиданиями других, так и со своим собственным прошлым. Несовпадение и неравенство людей яв¬ляются источником социальной и исторической динамики. 

Органическое сочетание в процессе становления личности многообразия форм и методов обучения с предоставлением равных возможностей для самопроявления  является непременным условием реализации ее творческих способностей в разнообразных сферах деятельности.

Креативность, как важнейший компонент мировоззрения индивида, есть одновременно и главенствующая характеристика полноценной личности. Как таковая она представляет собой ни психическое состояние человека, ни его физиологическую характеристику, а социально-онтологическую характеристику личности человека, как духовного, культурного существа. Креативность, таким образом, есть социально-детерминированный или социально-обусловленный признак духовности человека, который проявляет ее в конкретных условиях социального пространства и времени.

Одной из главных задач в образовательной реформе современной Российской Федерации, по-нашему мнению, должно стать всемерное развитие креативной составляющей мировоззрения нового поколения россиян. 

Вполне естественно, что без знания того, как современная молодежь оценивает свои силы, и речи не может идти о развитии ее креативности, которая во многом обусловлена отношением ребят к самим себе.  Принимая данное обстоятельство во внимание и запущенный в 2009 г. Министерством образования РФ проект «Меня оценят в 21 веке», кафедра валеологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова провела в сентябре 2009 г. исследование уровня самооценки 99 студентов (17/82), используя тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева. Опрос был направлен на выявление уровня самоотношения у студентов НГЛУ им. Н.А. Добролюбова и ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Обработка результатов опроса осуществлялась по шкале S, измеряющей интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Практическую ценность проведенного опроса мы видим в бесспорности того, что именно здоровое самоотношение позволяет преодолеть самые тяжелые жизненные проблемы,  реализовать в полной мере свои возможности и таланты. Собранные статистические данные могут представлять интерес для администрации университетов, студентов-активистов, общественников и т.д. понимающих всю значимость такого важного аспекта внутреннего мира студента, как самоотношение.

Объявление:

Таким образом, исходя из вышеприведенных статистических данных, можно заключить, что студенты НГЛУ им. Н.А. Добролюбова в целом более уверены в себе.

Тем не менее, нельзя не заметить, что процент студентов в обоих университетах с низким или довольно низким баллом  самоотношения (от 0 до 19) весьма значителен: 42% в ННГУ им. Н.И. Лобачевского и 34,9% в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Таким образом, можно говорить о наличии общей серьезной проблемы заниженной самооценки даже у передовой части молодежи. Необходимо продолжать вести исследования по выявлению факторов, влияющих на формирование самооценки студентов. Очевидна настоятельная потребность в решении выявленной сложности, а именно необходимости повышения уровня сознания молодых людей, раскрепощения их внутреннего мира, развития их способностей и талантов, способствование их личностному росту и самореализации.

Именно эти стратегические цели лежат в основе деятельности центра культурного возрождения «Феникс», функционирующего на базе кафедры валеологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Основным принципом работы центра является создание доброжелательной среды для раскрытия заложенных в студентах природой потенций. Результаты творчества ребят принимаются всеми участниками и членами центра, что делает их увереннее в себе, менее невротизированными, формирует у них мотив достижения успеха, а не мотив избегания неудачи. Невротизация и утрата уверенности в себе – итог ухода личности от своей подлинности в результате выбора денежного или статусно-регального пути, в итоге следования чужим установкам.

Важным аспектом функционирования центра является неограниченность каким-то одним направлением самовыражения. Мы прекрасно осознаем опасность абсолютизации какой-либо одной грани, чего-то одного. Мудрость состоит в умении гармонично сочетать противоположное. В рамках данной творческой структуры в соответствующих секторах возможность проявить свой подлинный внутренний мир получают и туристы, и фотографы, и художники, и певцы, и моралисты и многие другие. 

В результате члены центра культурного возрождения «Феникс» становятся более уверенными в себе, проявляют более высокий уровень сознания, отмечают улучшенное самочувствие, стрессоустойчивость, способность позитивно мыслить и брать на себя ответственность за порученное дело, желание жить и трудиться на благо общества. Все это свидетельствует о более высоком уровне сознания и гармонизации личности.

Литература:

1. Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека / Д. Пико делла Мирандола // Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - Т.1. С. 506-514.
2. Соловьев В.С. Общий смысл искусства / В.С.Соловьев // Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т.2. Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги и А.Ф. Лосева.  М.: Мысль, 1990. С.390-404.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >