
Проблема подготовки тренеров |
К проблеме подготовки тренеров по полиатлонуАвтор: Гильмутдинов Т.С.В настоящее время широкую популярность среди молодежи получают занятия полиатлоном. Многовариантность предусмотренных программ позволяет включиться к тренировкам по полиатлону практически во всех общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях. Особенно велика роль полиатлона, как прикладного вида спорта в подготовке молодежи допризывного и призывного возраста. Согласно законодательству по призыву все выпускники вузов подлежат прохождению воинской службы в армии. Развитие любого вида спорта во многом определяется наличием развитой системы подготовки специалистов высшей квалификации. Именно недостаточность количества высококвалифицированных тренеров и преподавателей с высшим физкультурным образованием в какой-то мере сдерживает развитие любого вида спорта. В настоящее время данная проблема актуальна и для развития полиатлона. Из более ста видов спорта, культивируемых в Российской Федерации, полиатлон по числу занимающихся занимает 28 место, а по числу подготовки мастеров спорта 26 место, среди видов спорта по многоборью эти показатели прочно занимают первое место. Быстрыми темпами растут спортивные достижения. Можно ожидать острую нехватку тренерских кадров в ближайшее время. Учебный план физкультурных вузов и факультетов физической культуры предусматривает освоение студентами теоретического и практического курса по легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, то есть тех дисциплин, которые являются составляющими полиатлона. Этот факт в определенной мере способствует подготовке тренерских кадров по полиатлону. Однако отсутствие специальных знаний по методике подготовки полиатлонистов сказывается на качестве и эффективности построения тренировочного процесса. Проведенный анкетный опрос показал, что 86% тренеров занимающихся подготовкой в летнем полиатлоне, являются специалистами по легкой атлетике, остальные пришли из плавания, стрельбы и других видов спорта. В зимнем же полиатлоне 96 % - тренеры, обучающиеся на кафедрах лыжного спорта или занимающиеся лыжными гонками. Таким образом, наиболее приемлемый вариант открытие групп подготовки тренеров по летнему полиатлону на кафедрах легкой атлетики и кафедрах лыжного спорта по зимнему полиатлону, где отлажена система подготовки специалистов с высоким уровнем теоретических и практических знаний. В то же время необходимо отметить, что на протяжении многих лет учебные планы не подвергаются анализу по востребованности преподаваемых видов спорта. Например, по легкой атлетике на факультетах физической культуры продолжают поголовно всех обучать толканию ядра, метанию диска, копья, которые давно перестали использоваться в системе физического воспитания школьного и высшего профессионального образования и не проводятся соревнования даже на региональном уровне. Таким образом, часы отведенные на освоение данных видов спорта можно и нужно перераспределить в пользу более глубокого изучения и освоения теоретического, технического и практического разделов полиатлона. Практика обучения на факультетах физической культуры ряда вузов показывает, что студенты, специализирующиеся в группах повышения спортивного мастерства по полиатлону гораздо легче и успешнее справляются с практическими и теоретическими требованиями по многим дисциплинам. Разработанная система тестирования физической подготовленности на основе программ полиатлона может с успехом использоваться на вступительных экзаменах для отбора абитуриентов. С глубоким убеждением можно утверждать, что выпускники по полиатлону будут востребованы на рынке труда в области физической культуры и спорта. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|