
Практика на факультете физической культуры |
Содержательное обеспечение системы учебной практики на факультете физической культурыАвтор: Воронин Д.И.Обобщение опыта реализации системы учебной практики в различных вузах, осуществляющих подготовку будущих специалистов в сфере физической культуры показало, что она, в большей мере, сформирована априорно, без необходимых теоретических оснований, путем «проб и ошибок». Однако система существует, и ее анализ является необходимой исследовательской процедурой в связи с выявлением имеющегося позитивного и возможностей оптимальной структуризации с прибавлением необходимого. Анализ системы учебной практики связан, во-первых, с выявлением состава ее компонентов, во-вторых, с характеристикой отношений между ними и, в-третьих, с особенностями функционирования компонентов в процессе их реализации. В соответствии с общенаучным определением, под содержанием учебной практики следует понимать совокупность элементов и процессов, которые упорядочены определенным образом. Исходя из данного определения, ключевыми терминами являются «совокупность» и «упорядочение». «Совокупность» есть не что иное, как состав компонентов, а «упорядочение» – как последовательность их реализации в пространстве и времени. Следовательно, давая характеристику содержания учебной практики, необходимо определиться в составляющих её компонентах (состав) и порядке их реализации. Компоненты системы учебной практики можно обозначить как предметные (или учебные) действия. Анализ учебно-методических комплексов, опрос преподавателей позволил выделить определяющие компоненты учебной практики, используемые в первую очередь для решения задач профессиональной подготовки, специальными дисциплинами факультета физической культуры (ФФК). Они представлены предметными действиями: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, страховка и помощь, прикладные упражнения, полосы препятствий, эстафеты, подвижные игры, разработка конспекта урока, проведение частей урока и урока в целом, анализ урока. С помощью метода экспертизы конкретизировался выявленный состав предметных действий. В качестве экспертов были привлечены доктора и кандидаты наук по специальностям – 13.00.08 и 13.00.04, а также опытные преподаватели различных кафедр физкультурных вузов РФ. В результате проведенных исследований был определен состав предметных действий, реализуемых в процессе учебной практики. Их перечень включает 29 наименований. Увеличение числа предметных действий (по сравнению с традиционным их составом) произошло по причине детализации отдельных из них, с учетом анализа типичных ошибок студентов, допускаемых ими в процессе стажерской педагогической практики. Для выявления значимости и необходимости учебных действий были использованы методы кластерного анализа. В исследовании был использован набор методов математической статистики, представленный в компьютерной программе «Statistica 6.0». Кластерному анализу подверглись 29 учебных действия, формируемых в процессе учебной практики. Кластерный анализ показал, что доминирующее значение в обеспечении операционального компонента готовности приходится на владение предметными действиями, связанными с реализацией базовых функций деятельности: образования (формирование знаний), обучения (формирование способов деятельности) и развития (развитие физических качеств). |
< Предыдущая | Следующая > |
---|