Реализация физического воспитания студентов на основе занятий полиатлоном Автор: Гильмутдинов Т.С.В последние годы нередко в систему физического воспитания студентов внедряются малоэффективные виды спорта по воздействию на организм в ущерб традиционным естественным видам спорта, таким, как легкая атлетика, лыжные гонки, плавание. Анкетный опрос, проведенный среди студентов, свидетельствует о том, что у молодых людей большой популярностью пользуются силовые виды спорта, многоборья, спортивные игры.
В настоящее время снижается количество студентов желающих заниматься трудоемкими циклическими видами спорта. Одной из причин является ранняя специализация, применяемая во многих видах спорта, которая приводит к физическому и психофизиологическому истощению организма молодых людей, что пагубно отражается на желании продолжить спортивные тренировки в условиях вуза. Видов спорта, где пик наивысших спортивных достижений приходится на студенческий возраст, остается не так много. К таким видам можно отнести виды спорта, связанные с проявлением выносливости, силовых способностей, спортивные игры и доступные многоборья. Таким многоборным видом, гармонично развивающим основные физические качества, является полиатлон. Полиатлон – это комплексные спортивные многоборья, целью которых является развитие у занимающихся основных физических качеств и прикладных навыков. Для реализации этой цели в содержание полиатлона включены упражнения из разных видов спорта: легкой атлетики, плавания, силовой гимнастики, гиревого спорта, стрельбы, лыжного спорта и других видов. Бег на 100 м требует преимущественного проявления быстроты, на 2000 и 3000 м – выносливости, силовая гимнастика и рывок гири – силовой выносливости, метание спортивного снаряда – взрывной силы, плавание – развитии аппарата внешнего дыхания, координации, стрельба – кинестезической чувствительности, лыжные гонки – общей выносливости, высокой работоспособности, закаливание организма. Занятия полиатлоном благотворно влияют на развитие сердечно-сосудистой и укрепление нервной систем. Проведенные исследования морфофункционального состояния свидетельствуют о том, что в процессе регулярных занятий полиатлоном происходит значительное увеличение таких показателей, как жизненная емкость легких, которая достигает 6000-7000 мл. Полиатлонистов отличает возрастание физической работоспособности, о чем свидетельствуют величины PWC – 170, достигающие 1800-2000 кг/мин, и максимального потребления кислорода (65 – 75 мл/кг/мин), ЧСС в покое составляет 38-45 уд/мин, замедляется частота дыхания до 6-8 раз в минуту, увеличивается задержка дыхания на вдохе до 1,5 – 2 мин (проба Штанге). Многоборцев отличает хорошо развитая мышечная сила. Становая динамометрия у мужчин достигает 200-220 кг, у женщин 150-180 кг. Проведенный биоимпедансный анализ состава тела, который позволяет определить основной и удельный обмен в ккалориях, индекс массы тела, жировую массу (кг), тощую массу (кг), активную клеточную массу (кг), скелетно-мышечную массу (кг), общую жидкость (кг) и фазовый угол – являющийся чувствительным критерием функционального состояния и работоспособности свидетельствуют о высоком уровне этих показателей, (результаты исследований подробно представляются в докладе). Квалифицированные полиатлонисты (мсмк России, мс, кмс), успешно выступают в соревнованиях на уровне кмс и 1 разряда по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам, пулевой стрельбе. Выводы: 1. Реализация физического воспитания студентов на основе занятий полиатлоном в МарГУ подтверждает его высокую эффективность. 2. Необходимо ввести полиатлон, как обязательный базовый вид спорта в программы школьного и вузовского образования. 3. Занятия полиатлоном обеспечат подготовку молодежи для прохождения службы в Вооруженных силах РФ после окончания ВУЗа. |