Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Технология парламентских дебатов

Применение технологии парламентских дебатов для подготовки студентов политологов

Автор: М. Ю. Маркеева

В статье рассматривается специфика применения технологии "Парламентские дебаты" в рамках аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися по специальности Политология и другим специальностям социально-гуманитарного профиля. Для начала необходимо определиться с тем, что такое дебаты. 

Изначально это искусство спора, которое зародилось в Древней Греции, развилось в эпоху становления парламентаризма и дошло до наших дней. Сегодня в России идет возрождение публичных дебатов, в том числе и по социально политической тематике. Соревнования юных и молодых ораторов в публичной полемике стали важным этапом конкурсных отборов молодежи на стипендиальных тренингах и конкурсах. Примером может стать стипендиальная программа В. Потанина.

Дебаты используются как технология отбора активной молодежи в процессе рекрутации в бизнес и в политические элиты. Дебаты, организованные для защиты своих проектов, политических программ и гражданских позиций применяются в таких структурах, как молодежные и студенческие парламенты, молодежные отделения партий. Именно успешное участие в дебатах стало пропуском для студентов, стремящихся попасть в молодежные проекты, программы, партии и движения современной России, такие, как «Лидер XXI века», «Молодая гвардия», «Наши», «Молодежные избирательные штабы» и др. Парламентские дебаты представляют собой универсальную ролевую игру.

Как образовательная технология эта игра известна более, чем в пятидесяти странах Европы, Америки и Азии. Исторически Парламентские дебаты сложились в англосаксонских странах, но уже в настоящее время эта интеллектуальная игра распространена также в странах Восточной Европы, на территории бывшего СССР, Юго-Восточной Азии. Необходимо отметить, что международная студенческая программа Парламентские дебаты, сохраняя определенную дистанцию от конкретных партийных течений, фактически осуществляет подготовку студентов к участию в любых видах публичных политических дискуссий. Дебаты в формате ролевой игры помогают студенту выработать такие качества, как успешность, уверенность в себе, опыт публичной коммуникации, умение работать в команде и убеждать.

Тренинги и сам формат Парламентских дебатов учат студентов отстаивать свою точку зрения, избегая голословности и приводя весомые аргументы, оперативно мыслить, быстро извлекать из памяти необходимые знания; учат мастерству ведения дискуссии; развивают кругозор участников, подвигают их к приобретению новых знаний в различных областях. Жизнь любого политического и социального лидера реализация своих интересов путем убеждения других людей. Староста – это человек, убедивший 20-30 студентов группы, депутат должен убедить большую часть избирателей округа, порядка нескольких тысяч человек, президент – это человек, сумевший убедить десятки миллионов людей. Для обычного человека убеждение это процесс налаживания отношений, как в личной жизни, так и в процессе учебы или карьерного роста.

Объявление:

Тестовая система снижает для студента гуманитария долю публичных выступлений и устных ответов в процессе занятий. Парламентские дебаты на семинарских занятиях, в качестве занятий студенческого клуба и, тем более, в процессе участия студента в чемпионатах любого уровня, предоставляют необходимый опыт ведения аргументированной и корректной дискуссии. В частности, в стрессовых ситуациях экзамена или собеседования при приеме на работу опытный дебатер чувствует себя более комфортно, ибо обладает навыком говорить в условиях ограниченности времени и информации. Данная практика помогает студентам и аспиран там при защите выпускных квалификационных работ, при участии в научных конференциях, а в последующем и при проведении занятий.

Тульский клуб Парламентских дебатов работает седьмой год на базе гуманитарного факультета ТулГУ. Первоначально клуб объединял студентов гуманитарного факультета (политологов, социологов, лингвистов), сегодня это студенты и аспиранты различных факультетов ТулГУ, других ВУЗов города и школьники «Бизнес-лицея». В клубе регулярно проводятся занятия в активной форме (мастерских, игр и тренингов), осуществляется организация различных мероприятий. Например, для презентации формата Парламентских дебатов в рамках российско-польской политологической школы была подготовлена показательная игра на тему: «Партия власти, как фактор стабилизации политической системы в современной России». Кроме этого, Тульский клуб периодически организует межрегиональные чемпионаты по дебатам, где кроме российских студентов принимают участие студенты из Белоруссии.

Тульские дебатеры активно участвуют и занимают призовые места в турнирах по Парламентским дебатам России и стран СНГ. Одна из последних побед III место в «Московской Лиге Чемпионов» в 2006 году. В 2007 году в аналогичных дебатерских играх кроме команд из четырнадцати крупнейших ВУЗов, таких как МГУ, МГЮА, МГТУ, ГУУ, РУДН, будут принимать участие команды «Молодой гвардии» и студенческого парламентского клуба партии «Единая Россия». Тульский клуб дебатов накопил определенный опыт в организации и проведении занятий. В частности, созданы электронные презентации, обучающие фильмы, коллекция афоризмов, игровых кейсов, тренингов и скороговорок, опубликованы тренинги «Историческое моделирование» и «Американские горки».

В клубе применяется система «Пяти ступеней» для обучения новых членов. Первая (вводная) ступень – студенты получают информацию о программе Дебаты, вторая ступень (присутствие) – визуальное восприятие формата игры, третья ступень (участие) – самостоятельное участие в игре, четвертая ступень (рост) – максимальное развитие всех дебатерских навыков, работа на рейтинг, пятая ступень (передача опыта) – тьюторская и организационная работа с новыми членами. Курс клуба Парламентские дебаты рассчитан примерно на 14 занятий по 3 академических часа каждое. В процессе обучения ведется постоянный рейтинг членов клуба, который складывается из оценок посещения, участия в организации работы клубных мероприятий, результатов игр и качества судейства дебатера.

Рейтинг, новости и отчеты клуба, методическая и другая полезная информация выкладываются параллельно на сайте http://tuladebate.tula.net, где есть также гиперссылки на сайты других дебатерских центров России, ближнего и дальнего зарубежья. По завершении программы участники, имеющие наибольший рейтинг за время обучения, проходят символический обряд инициации (посвящения в дебатеры), который проводится в определенных традициях, сложившихся в клубе. 


В клубе имеется большой опыт судейства: студентка политологии Ю. Шведова в качестве судьи представляла Тульский клуб на внутригородском чемпионате Санкт-Петербурга, студент-социолог И. Мухина судила Открытый чемпионат г. Москвы, магистр-политолог М. Алешина получила диплом за квалифицированное судейство в Московской лиге чемпионов, ассистент кафедры СиП М. Маркеева осуществляла судейство на чемпионате БГТУ, 8 международном форуме программы "Дебаты" «КОМАРОВО-2006», Фестивале молодежных проектов ВВЦ. Примерный тематический план первых пяти занятий Тульского клуба Парламентских дебатов:

Занятие 1.

Цель. В теоретической части занятие направлено на формирование представлений у студента о движении, клубе и игре «Парламентские дебаты», преимуществах и результатах проводимой программы. Практическая часть направлена на проверку дикции, готовности действовать, активности, наличия основ критического мышления. Теоретическая часть. 1. Дебаты напрямую связаны с политикой, но допустимо и обсуждение любых тем и предложений.

2. Что дают дебаты? Определенные навыки, умения, получение наградных листов.

3. Участие в движении Дебаты способ увидеть мир и найти новых друзей.

4. Что нужно делать, чтобы стать членом программы Парламентские дебаты?

Практическая часть.

1. Показ электронной презентации и фотографий.

2. Конкурс скороговорок. (Дикция)

3. Сбор подписей на время (активность и энергия убеждения)

4. Измерение объема легких.

5. Оптимисты и пессимисты (развитие критического мышления, понятие наличия плюсов и минусов в любом тезисе и любой проблеме). Реквизит: маркеры, шары, бумага, электронная презентация, дипломы.

Занятие 2. Цель.

В теоретической части занятие направлено на формирование представлений у студента о формате дебатов и о ролях участников в игре «Парламентские дебаты» (объяснение понятий «правительство», «оппозиция», «таймкипер», «судья»), о преимуществах жестко ограниченного правилами формата обсуждения. Разъясняется смысл и происхождение традиционного жеста дебатера при желании задать вопрос. Практическая часть направлена на развитие естественной жестикуляции, визуального знакомства с форматом, обсуждение увиденной игры. Практическая часть. 1. Игра «крокодильчики» (разминка жестикуляцией).

2. «Лепим» позы ораторов. Теоретическая вставка.

3. Рассказ о компонентах позы уверенности и открытых жестах.

4. Рассказ о ролях в дебатах (правительство, оппозиция, таймкипер, судья, традиционный жест английских лордов при задавании вопросов). Практическая часть. 5. Показательная игра по сокращенному американскому формату с высказываниями из зала перед финальными речами.

6. Голосование зала.

7. Обсуждение игры. Занятие

3. Цель. В теоретической части занятие направлено на разъяснение основ построения кейса и структуры речи дебатера в игре «Парламентские дебаты», преимуществах жестко ограниченного правилами формата обсуждения. Практическая часть направлена на развитие способности задавать каверзные вопросы и спонтанной креативности при ответе на такие вопросы. Занятие дает первый опыт самостоятельного написания кейса и публичного выступления по сокращенному американскому формату с жесткими временными рамками по заданной теме и в определенной роли.

1. Президент (тренировка спонтанности и сообразительности в условиях ограниченного времени для принятия решений).

2. Объяснение правил построения кейса (проблема, формулировка, философия, механизм, аргументы, поддержки), структура речи.

3. Деление на команды.

4. Работа в паре с опытным дебатером для написания кейса.

5. Пробная игра с обсуждением без объявления победителей.

Занятие 4. Цель.

В теоретической части занятие направлено на разъяснение основных ошибок, встречающихся у начинающих дебатеров (паузы в речи, уход от темы, нарушение правил и традиций дебатов и т.д.). В практической части занятие направлено на тренировку навыков эмоциональной, непрерывной речи, развитие логики и последовательности в доказательствах.

Практическая часть.

1. Эмоциональный призыв (Давайте!..) 20 сек. Работа в парах или тройках.

2. Логическая цепочка (Хорошо – плохо).

3. Последнее слово будет первым.

4. Подарок жестами Теоретическая часть

5. Чем опасны незапланированные паузы в речи начинающего оратора, и как с ними бороться.

6. Объяснение основных ошибок при игре в американском формате Парламентских дебатов (20 нельзя).

7. Как не отвлекаться более, чем на одну ступень стратегия построения речи.

Занятие 5. Цель. В теоретической части занятие направлено на объяснение принципов судейства в парламентских дебатах, целей и задач речи спикера.

Теоретическая часть 1.

«А судьи кто?..» Кто может осуществлять судейство в игре Парламентские дебаты?

2. Критерии и основные принципы судейства.

3. Победы команд, рейтинги и ранги спикеров

4. Рисуем шестиграфку. Ведение записи во время игры, принцип «рибатлз», игра по аргументам.

5. Шкала из 30 баллов и ее основные критерии.

Практическая часть. 6. Самостоятельное судейство и разбор игры. Обоснование вынесенного решения игрокам, замечания и комментарии. Принципы судейства: Судья – хранитель традиций и порядка. Входя в аудиторию, судья задает рабочий настрой и серьезное отношение к происходящему.

Судья чистый лист. В этой роли он не имеет своего мнения и своей позиции, а выносит решение на основании услышанного во время игры, оценивая работу команд по аргументации, доказательству своей позиции и убеждению слушателя. Судья внимательный наблюдатель. Судить игру может только тот, кто видел и слышал всё от начала и до конца. Судья осуществляет конспектирование хода игры в шестиграфке. На основании шестиграфки и услышанного в ходе игры, судья принимает решение и заполняет судейский протокол. Первоочередное значение для судьи в плане принятия решений имеют аргументы и только во вторую очередь при ситуации, когда работа с аргументами была равной, судья смотрит на соблюдение спикерами регламента, невербальные аспекты выступления, структуру речи и выбор стратегий команд. Рекомендуемая литература для более глубокого освоения программы Парламентских дебатов:

1. Дебаты: проблемы, исследования и перспективы. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2002. – 252 с.

2. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во "Бонфи", 2001. 296 с.

3. Арло Девлин-Браун Парламентские дебаты: путеводитель для студентов, знакомых с форматом дебатов Карла Поппера. (Электронный источник) Подробнее с событиями дебатерского движения и с методическими материалами можно познакомиться на следующих сайтах клубов Парламентских дебатов России, стран СНГ и зарубежья.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >