Мониторинг последствий реформирования |
Мониторинг социальных последствий муниципального реформирования сельских локальных сообществ Новосибирской областиАвторы: М. Р. Зазулина, В. В. СамсоновАктуальность изучения процессов реформирования системы самоуправления обусловлена тем, что изменения, происходящие в ходе муниципальной реформы находятся в общем русле стратегии реформирования социальной политики в РФ, сутью которой является децентрализация и муниципализация. Реализация муниципальной реформы, являющейся частью общей стратегии развития социальной сферы Российской Федерации, придает особую актуальность опыту тех субъектов федерации, где указанная реформа осуществляется в полном объеме. Одним из таких субъектов является Новосибирская область, в которой переход к новой системе организации местного самоуправления осуществлен с 2003 года (в то время как по всей стране переход на новые принципы организации самоуправления перенесен на 2010 год), что определяет важность ее в качестве объекта изучения перспектив и возможных проблемных ситуаций, возникающих в ходе реорганизации системы местного самоуправления. Наибольшее число вопросов сегодня вызывает организация местного самоуправления в сельской местности. Помимо очевидного факта финансовой слабости органов самоуправления в сельской местности вследствие низкой доходной базы сельских поселений, необходимо учитывать и то, что на практике возникнет множество вопросов, связанных с вопросами перераспределения доходной базы, территориальной основы и социальной ответственности местного самоуправления, взаимодействия органов самоуправления с различными властными, экономическими субъектами и населением. Основной задачей проведенного социологического обследования являлся комплексный анализ реформы местного самоуправления с точки зрения ее влияния на изменение параметров социального развития сельских локальных сообществ Новосибирской области. Исследование ориентировалось на анализ социальных последствий муниципальной реформы, и роли органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Профилирующим являлось социологическое исследование, ориентированное на экспертизу общественного мнения относительно существующей системы социальной политики местного самоуправления и возможностей ее функционирования. Проведение экспертизы позволило выявить социальную базу сельского самоуправления и осуществить сравнительный анализ ожиданий, которые связы* Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ № 07-03-65303а(Т), вают с местным самоуправлением «простое» население и представители местной власти. Данные социологического исследования, реализованного в рамках проекта и ориентированного как на массовый опрос населения сельских сообществ, так и на интервьюирование представителей органов власти на селе и глав хозяйствующих субъектов, позволят определить место и роль местного самоуправления в решении социально-экономических проблем села, дать адекватную оценку способности органов и должностных лиц местного самоуправления решать поставленные перед ними задачи и разработать рекомендации по корректировке проводимой местными органами власти социальной и экономической политики. Объявление: Проведенное нами исследование влияния муниципальной реформы на социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов (в Ордынском, Чулымском, Коченевском районах Новосибирской области) является очередным этапом мониторинговых обследований сельских регионов Западной Сибири. Инструментарий исследования опирался на разработки, уже применявшиеся в ходе экспедиций 2005 года в Кочковском районе Новосибирской области, а также в отдельных районах Кемеровской области. В ходе исследования были получены следующие основные результаты: 1. Получила подтверждение гипотеза о том, что институт местного самоуправления является одним из факторов, значительно влияющих на социальный потенциал территории и выступает в качестве механизма решения социальных проблем села. В то же время исследование показало, что основным фактором, осложняющим управление на уровне сельских поселений, является двухуровненая организация местного самоуправления предполагающая практически полную независимость местной поселковой и районной власти. Нарушение властной управленческой вертикали на самом низовом уровне существенно снижает эффективность управления социально-экономическим развитием сельских сообществ. Было выявлено различие в восприятии реформы самоуправления между рядовым сельским населением и представителями управленческого звена. Если для селян в целом характерно положительное отношение к осуществляемой реформе, и поддержка идеи организации самоуправления на поселенческом уровне, то для представителей районных и сельских администраций, характерны неоднозначные и отрицательные оценки результатов реформы и ее последствий. 3. Исследование показало, что следствием проблем в функционировании поселковых муниципальных образований является особая форма организации социальной политики в сельских локальных сообществах НСО. Положительной социально-экономической динамике сельских сообществ способствует взаимодействие сельских администраций и представителей бизнеса, прежде всего в лице реформиронных коллективных хозяйств (крупхозов), которые следует понимать как элементы реальной сист емы власти на селе. Для решения местных социальных и экономических проблем на уровне конкретного села, необходимо наличие крупного хозяйства, осуществляющего успешную экономическую деятельность, и оказывающего поддержку как местным органам власти в осуществлении социальных функций самоуправления, так и непосредственно населению. Причем подобные взаимоотношения, как правило, носят неформальный характер. Социально-экономическое развитие конкретных населенных пунктов зависит, в конечном счете, от складывающихся взаимодействия местной власти и бизнеса (крупных сельскохозяйственных предприятий, функционирующих на территории муниципальных образований). |
< Предыдущая | Следующая > |
---|