Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Влияние глобализационных процессов

Влияние глобализационных процессов на состояние научного сообщества в республиках бывшего СССР, странах Восточной Европы и Юго-восточной Азии

Авторы: А. Н. Савостьянов, В. П. Балтажи

Исследование структурно-функциональных характеристик научных коллективов в условиях изменяющегося общества, относится к предметной области социологии науки. Одной из задач такого исследования является определение роли общественных процессов в формировании направленности научного поиска. Согласно точке зрения Т. Куна, кардинальные изменения в научной картине мира возникают вследствие социальных трансформаций, изначально не связанных с наукой. Смена политико-экономических отношений может послужить причиной изменения теоретических представлений о мире.

Кроме того, большой интерес представляет изучение обратного влияния, которое оказывает наука на состояние общества. Возникновение новых технологий и их практическое внедрение могут служить источником изменений, затрагивающих все сферы общественной жизни. Однако, несмотря на очевидность таких взаимосвязей и на многочисленные исследования в этой области, проблема описания науки как социального феномена остается до конца не решенной.

Современная наука испытывает влияние глобализационных процессов, оказывающих существенное воздействие как на отношения внутри научного сообщества, так и на содержание теоретических воззрений, свойственных большинству ученых. Суть глобализации состоит в объединении нескольких локальных социумов, ранее разделенных физическими или политико-экономическими границами, в одну макросистему. Кроме политико-экономического объединения в ходе глобализации происходит слияние культур, когда формируется единая система ценностей и стереотипов поведения. Применительно к науке, речь идет о возникновении интернациональных исследовательских коллективов, объединяющих ученых из разных стран и осуществляющих свою деятельность одновременно в нескольких регионах планеты. Такое объединение предполагает наличие общей системы норм научного исследования и отношений в коллективе, критериев проверки гипотез и общих онтологических постулатов, лежащих в основании науки. Поскольку ранее локальные системы научных представлений в значительной степени различались друг от друга, постольку сейчас возникает процесс их объединения в одну целостную конструкцию. Однако, согласно утверждениям М. По-лани, наука представляет собой систему деятельности, основанную на западноевропейской этике и культурных традициях. Внесение в науку незападных элементов способно привести к значительным трансформациям как в отношениях между учеными, так и в содержательной части научного знания.

Необходимо отметить, что современная наука является во многом результатом глобализации общественных отношений. В то же время, сам процесс глобализации порожден развитием транспорта и коммуникаций, и, в какой-то мере, является следствием происходящей в данный момент научно-технической революции. Таким образом, развитие науки и общества связано взаимным влиянием и представляет собой единый процесс. Например, внедрение вычислительной техники одновременно в научные исследования, сферу производства и быта, привело к размыванию границ между профессиональными учеными и специалистами-практиками, работающими в высокотехнологичных областях экономики. Возникает своеобразный феномен «неэзотерической науки», т.е. науки, доступной непрофессионалам. Совместное развитие науки и общества порождает не только интернациональную науку, но и науку, вышедшую за свои узкопрофессиональные границы. Наличие таких процессов требует существенного изменения методологии социологического исследования, для того чтобы мы могли понять суть происходящих явлений.

Цель исследования состоит в сопоставлении глобализационных процессов в научном и образовательном сообществе, происходящих на части территорий бывшего СССР – Литва, Латвия, Эстония, Молдавия (отдельно для Приднестровской Молдавской Республики), Казахстан, Узбекистан; в Восточной Европе – Польша, Чехия, Болгария; и в регионе Юго-Восточной Азии – Южная Корея, Китай (отдельно для Тайваня), Сингапур и Индия. Выбор регионов обусловлен тем, что в них наблюдаются различные стратегии глобализации. Если в республиках бывшего СССР и Восточной Европе глобализация происходит в виде попытки интегрироваться в экономико-политическую систему Западной Европы (Прибалтика, Молдавия) или России (Казахстан, Узбекистан, ПМР), то Юго-Восточная Азия претендует на роль нового мирового лидера. Государства Юго-Восточной Азии в ближайшем будущем планирует стать самостоятельным интеграционным центром, осуществляющим экономическое, культурное и политическое подчинение соседних регионов. Мы предположили, что разные стратегии развития экономики должны привести к существенным различиям в области организации науки и образования.

Объявление:

Исследование проведено на материале научных публикаций, посвященных теоретическим вопросам медицины, молекулярной биологии, биохимии и общей биологии. Нами рассматривались публикации индексированные в международных системах учета научных статей за последние 25 лет, а также списки статей, монографий и диссертаций, выложенные на официальных Интернет-сайтах научно-исследовательских институтов и высших учебных учреждений. При анализе публикации учитывались такие параметры как государственная принадлежность авторов, язык публикации, тематическая направленность публикации, издательство, в котором опубликована статья.

В результате исследования можно заметить, что во всех рассмотренных регионах научное сообщество в первую очередь ориентировано на развитие международных связей. Так, фактически отсутствуют научные публикации на национальных языках. В части республик бывшего СССР (Казахстан, Узбекистан, ПМР, Украина) сохраняется тенденция использовать в качестве национального языка русский, даже если он и не является официальным государственным языком. Например, на Украине и в Узбекистане русский язык не является государственным, но он служит почти единственным языком научных публикаций. Однако основной тенденцией остается внедрение в научное сообщество английского языка. В странах Юго-Восточной Азии, Прибалтики и Восточной Европы появляется практика полного перехода квалификационных работ на английский язык. Например, все дипломные и диссертационные проекты на Тайване выполняются только на английском языке. Также на английском языке проходят научные дискуссии, даже если в них не участвуют иностранцы.

Публикации в рейтинговых (т.е. высоко цитируемых) изданиях демонстрируют специфику стратегий развития науки в разных регионах. В республиках бывшего СССР и Восточной Европы распространена практика, когда исследователь выполняет свой научный проект на территории западноевропейского или американского исследовательского центра. Фактически, реальное исследование проводится только за рубежом, а восточноевропейский центр лишь составляет отчет по своей работе, пользуясь материалами тех сотрудников, которые формально числятся в своей стране, но живут на Западе. Почти не встречаются публикации, выполненные на территории Восточной Европы с участием западных специалистов, но существует множество статей, выполненных на Западе с участием восточноевропейских специалистов. Таким образом, стратегия глобализации восточноевропейской науке состоит в экспорте дешевой рабочей силы и импорте технологий. Наоборот, ЮжноАзиатские исследовательские центры проводят политику привлечения западных (и в меньшей мере, российских и восточноевропейских) специалистов для выполнения исследований на своей территории. Хотя отъезд исследователей из этого региона в Западную Европу и США имеется, в последнее десятилетие наблюдается тенденция обратной миграции, в которую включены как возвращающиеся с Запада азиатские специалисты, так и европейские и американские ученые. Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу, согласно которой в научной политике Южно-Азиатских государств происходит смена вектора от усвоения западной системы теоретических и технологических представлений к попыткам создания собственной науки, претендующей на мировое лидерство в ближайшем будущем.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >