Формирование терпения |
О некоторых особенностях формирования терпения как свойства человекаАвтор: П. Я. ЗахаровТерпение, как свойство человека, не получило еще достаточного внимания в литературе, однако в процессе всей жизни человек сталкивается с себе подобными и для того чтобы реализовать себя как личность ему приходится идти на какие-то уступки, переносить что-либо, быть снисходительным, то есть обладать терпением. Если обратиться к генезису данного свойства, то можно увидеть, что терпение возникает и оформляется с момента зарождения и в процессе становления человечества. Поэтому осмысление и описание генезиса терпение, а так же его сущностных характеристик имеют немаловажное значение. Регламентация поведения отдельно взятого человека навязывается достаточно большим множеством средств. Это особая тема исследования. Несомненно одно: почти все они призваны к тому, чтобы ограничения в своих действиях человек совершал добровольно, из внутренних побуждений. Они выступают в виде его духовных ценностей, то есть того: что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, почтением, возникающих в процессе различного рода отношении между членами общества. В процессе освоения личностью, подверженной влиянию определенных ценностных систем, социального опыта, создаются определенные установки присущие обществу, в котором данная личность существует. Позиция, занятая человеком, выражается через его внутренний и внешний план. Во внешнем плане появляется система социального упорядоченного опыта, которому человек первоначально подчиняется бессознательно, воспринимая как реальность своего существования. Во внутреннем плане она задает систему критериев и мотивов, идеалов и авторитетов, которыми руководствуется личность. Человек принимает системы, в рамках которых он существует, как естественные границы и условия существования. В то же время заданные такими системами нравственные идеалы сталкиваются с потребностями личности. В этом взаимодействии особенно отчетливо проявляет себя терпение как одна из стержневых характеристик человека. Соглашаясь с нормами принятыми в обществе, человек через волю заставляет себя быть терпеливым в отношениях с окружающим миром. В то же время у индивида всегда есть право выбора, заключающееся в свободном избрании определенных потребностей. Личностью, руководствующейся в своих отношениях ценностными ориентирами, индивид становится через социализацию и общение с другими людьми. В процессе социализации можно выделить два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; во-вторых, каким образом человек воздействует на среду с помощью деятельности. Деятельность в этом процессе играет основополагающую роль. Исходя из определения К. Маркса: «сущность человека…есть совокупность всех общественных отношений» находим, что терпение является продуктом общественных отношений, и, прежде всего продуктом деятельности, которая есть «способ существования общества и любого другого субъекта меньшего или большего масштаба». Объявление: Деятельность человека существенно отличается от поведения животного. Во-первых, человек действует целенаправленно, животные лишь целесообразно. Во-вторых, деятельность связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда, животные, даже высшие, не употребляют орудий труда. В-третьих, деятельность носит общественный характер, то есть она осуществляется, как правило, в коллективе, через коллектив и для коллектива. Именно на основе деятельности в процессе межличностных отношений происходит зарождение и эволюция многих человеческих свойств: умеренности, трудолюбия, зависти, терпения и т.д. У животных также можно наблюдать некоторые качества присущие человеку, однако такие качества основываются только лишь на инстинктах, что и отличает человека. Например, животное может выносить голод, как и человек, разница между ними в том, что животное переносит эту нужду на уровне физиологической выносливости, человек же еще и на рациональном уровне. Таким образом, существование терпения не сиюминутно. Оно детерминировано природными задатками и человеческим сознанием и обладает универсальностью, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, во временном, так как его существование связано с бытием человека как продукта природного и общественного развития. Процесс эволюции человека и формирование терпения, как свойства, неразрывны во времени. Во-вторых, данное понятие всеобще, поскольку его воздействию подвержены все люди, вступающие в отношения с окружающим миром. Из всеобщности терпения вытекают два важнейших следствия: терпение надиндивидуально и наднационально. Надиндивидуальность терпения означает, что данное свойство одно и тоже у всех индивидов, общающихся на одном языке. Человек независимо от пола, социального происхождения, физических данных и других характеристик строит отношения с окружающим миром на основе терпения и через это свойство он способен взаимодействовать с себе подобными, испытывая и перенося влияние окружающего мира. Это свойство является необходимым (хотя и недостаточным) условием взаимного существования индивидов. Без него оно в принципе было бы невозможно. Наднациональность терпения означает, что оно у всех народов, говорящих на различных языках, имеющих различную грамматическую структуру, имеет одинаковую понятийную структуру. Если бы при сильно расходящихся грамматиках в языках не было бы общего, взаимное понимание людей разных языковых групп было бы невозможным. Таким образом, терпение как свойство человека формируется в процессе общественно-исторической практики и деятельности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|