Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Становление изобразительной деятельности

Становление изобразительной деятельности в первобытной эпохе как процесс объективации информации

Автор: М. Г. Нечаев

Задачей данной публикации является рассмотрение особенностей восприятия и отражения первобытным человеком предмета и явлений окружающей его действительности в контексте современной интерпретации наскальных изображений.

Данные современной науки сходятся в том, что первобытному человеку было свойственно активное отношение к внешней среде, предметам своей трудовой деятельности и практики. Именно активное отношение обуславливает много аспектное восприятие на всех уровнях:

*    на конкретно-чувственном – пространственном, зрительном, тактильном, осязательном, цветовом, температурном, звуковом;
*    на духовном – познавательном, ценностном, религиозном, этическом.

Богатство и результаты этого восприятия и отражения во многом зависят от прошлого опыта человека. При этом следует учитывать сложность процессов восприятия, которое вовсе не зеркально отражает предметы и явления действительности, а в результате многоуровневых преобразований сигналов, поступающих извне. Современная наука с различных сторон анализирует процессы восприятия и отражения. Общеметодологические основы научного подхода к информационным процессам в природе и обществе в настоящее время формируются не только на общефилософском уровне, но и на основе таких современных научных дисциплин, как теория информации, гештальт-психология, феноменология, кибернетика, когнитивная психология и других.

На основе данных этих наук выясняется, что эстетическое восприятие, эстетическая деятельность являются не чем – то случайным, а проявлением и реализацией фундаментальных закономерностей развития животных организмов. Предпосылки были заложены в далеком прошлом, до появления человека и получили развитую форму в начале в его трудовой деятельности, а затем – в искусстве [1, с.173].

Мы решили применить комплексный подход и рассмотреть человеческую изобразительную деятельность от первобытной эпохи с точки зрения теории информации и современных наук о человеке с целью выяснения механизмов восприятия и их функций, которые так или иначе относятся к эстетическому восприятию человеком предметов и явлений действительности.
Теория информации поколебала многовековое разделение утилитарного и эстетического во всех областях материальной и духовной культуры. Например, любая трудовая деятельность по созданию самых простых и самых сложных изображений и предметов – от орудия труда до колесниц – осуществляется по типологически схожей схеме:

Объявление:

*    идеальная модель (продукт мозговой деятельности);
*    её реализация (продукт моторной деятельности физических систем человеческого организма);

На идеальном и физическом уровнях деятельности критерием их оптимальности является не только ее конечный результат, но и процесс. С эволюцией и развитием изобразительной деятельности человечеством именно процесс постепенно выдвигается на первое место, поскольку результат так или иначе ориентирован на удовлетворение сиюминутных материальных и духовных потребностей человека, а процесс - на удовлетворение его функциональных нужд – потребностей в гармонической деятельности. Можно сказать, что результат деятельности ориентирован на человека, как на социальное существо, в данном месте и в данное время, в то время как процессуальные функционально-игровые и функционально-эстетические потребности свойственны человеку как родовому существу - продукту длительного, в течение многих миллионов лет, развития [1с. 177].

Начиная от первобытного периода формирования общественного сознания, уже на этой ранней стадии развития изобразительного искусства, можно выделить признаки идеологической функции искусства: отсутствие авторства, коллективное начало, коллективный взгляд на мир, консервативность в отношении содержания. При всём разнообразии трактовки традиционных образов просматривается стилевое единство на большом территориальном поле. Особенно наглядно это просматривается в наскальном творчестве, где прослеживается одинаковая степень условности в обобщении и трактовке форм, отсутствии деталей лица, в гиперболизации объёма фигуры, различных частей тела [2].

На заре становления общества функциональные потребности были неразрывно связаны с утилитарными формами деятельности первобытного человека. Например, изготовляя орудия труда и предметы быта, в начале неосознанно, а затем и намеренно, он стремился к тому, чтобы они помимо своего прямого назначения отвечали бы и потребности перцептивной системы в получении «дополнительной», эстетической информации посредством стимуляции их активности формой и цветовыми сочетаниями. Особенно это характерно для орудий охоты и масок, изображающих различных тотемных животных [1, c.177].

С древних пор человек стремился различными путями преодолевать монотонные процессы в труде, используя разнообразные ритмы. Естественно, что различные формы примитивного труда не позволяли человеку функционировать гармонично на духовном, психофизиологическом и физическом уровнях, поэтому на определенном этапе развития первобытного общества возникает искусство, в котором человек получил возможность «опредмечивать» себя не только как субъекта утилитарных потребностей, но и в целостном единстве своих духовно-содержательных и процессуальных характеристик. Искусство, с самого возникновения, как бы моделирует родовую структуру человека, как биосоциального существа. И подобно тому, как его материальная структура мозга рождает сознание и эмоции, так и кодирует наскальные произведения искусства, т. е. заключает в себе идеальные смыслы и значения, раскрываемые в процессе восприятия его материальной формы. При этом возникновение различных видов искусства свидетельствует о богатстве духовных и функциональных потребностей человека. Если словесное искусство универсально и, в основном, направлено на создание образов воображаемого мира, то изобразительное искусство вызвано необходимостью конкретно-чувственного воплощения человеческого отношения к миру.

Можно сделать вывод о том, что объективация получаемой информации об окружающей действительности, вероятнее всего, осознавалась на интуитивном уровне или как желание поделиться ею с другими в виде образов, в наскальной изобразительной деятельности.

Литература

1.    Афасижев, М.Н. Изобразительное искусство и слово в эволюции художественной культуры. Первобытное общество. М., 2004.
2.    Барсегов, Э.В. К вопросу о философских аспектах понимания духовной телесности человека, как основы пластического моделирования в процессе исследования художественных знаний [Электронный ресурс] / Э.В. Барсегов // http://library.fentu.ru/


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >