Музыкальне ценности молодёжи |
Аксиологический аспект трансформации музыкальных ценностей современной молодёжиАвтор: Д. В. БанниковВ современной науке не подвергается сомнению тот факт, что менталь-ность современной молодежи существенно трансформировалась под влиянием социальных перемен, произошедших в России в 90-е годы. Трансформация как процесс присуща практически всем явлениям окружающей действительности. Трансформация (лат. transformatio – преобразование, превращение) буквально означает «такое преобразование слов или сочетаний слов, когда получается новая конструкция предложения; например, пассивная форма... трансформирована в активную...». Таким образом, трансформация означает изменение старого и появление нового. Каждое новое в определенной степени есть отрицание старого, либо его преобразование. Анализируя состояние современной музыкальной культуры, мы также убеждаемся, что она сильно трансформировалась с течением времени. Отмечая, что трансформация музыкальной культуры имеет место и в ментально-сти современной российской молодежи, в том числе и студенческой, попытаемся осветить аксиологический аспект данной проблемы. В данном контексте речь пойдет о трансформации музыкальных ценностей в ментальности современной молодежи. Говоря о ценностях музыкальной культуры, прежде всего, имеется в виду музыкальные произведения и их авторов, то есть все то, что составляет содержание музыкального творчества. Неотъемлемыми компонентами музыкального творчества являются также музыкальные направления и стили различных эпох, композиторов, жанры и выразительные средства музыкальных произведений. Кроме того, к разряду музыкальных ценностей следует отнести и феномен музыкального исполнительства, который выполняет функцию пропаганды и популяризации музыкального наследия. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность в музыкальной области приводит к созданию еще одной группы ценностей, содержанием которой являются музыкальные теории, концепции, методики и т.п. И, наконец, не менее важными в структуре и содержании музыкальных ценностей являются ценности музыкального образования и воспитания, институируемые разнообразными центрами музыкальной культуры. Аксиологический подход к проблеме трансформации наряду с иными подходами естественно предполагает выявление причин данной трансформации. Исходя из установки, что ценности являются элементами сознания человека, можно выстраивать концепцию взаимосвязи причин трансформации музыкальной культуры в ментальности молодежи и особенностей данной ментальности. Молодежи от природы присуща жизненная активность, отсюда ее непреодолимое стремление к новому, отвержение традиций и создание своей, отличной от официальной, культуры. Так музыкальная классика в ментально-сти молодежи трансформируется в поп- или рок-культуру. Объявление: Содержательный аспект данной трансформации указывает на смену приоритетов в сторону того или иного музыкально-стилистического направления. Оценивая свой социальный статус в обществе как достаточной низкий, молодежь замыкается в собственном мире и создает свою культуру, в том числе и музыкальную. Неформальные молодежные объединения, которые часто проявляют себя и через музыкальные приоритеты, значительно локализуют себя от общества. Данная локализация вполне согласуется с общественным мнением молодежи, ее ментальностью, поскольку открывает новые горизонты для самоутверждения без участия общества, для творчества, в том числе и музыкального. Возникает парадокс: общество со своей стороны отводит молодому поколению роль пассивного потребителя, тогда как внутри молодежной среды происходит активный поиск новых форм существования, самореализации, творчества. Не случаен интерес российской молодежи к рок-музыке, который возник в 80-е гг. XX столетия под влиянием движения хиппи в 60-е гг. на Западе и имел целью выразить социальный протест молодежи. Низкая оценка социальной роли молодежи официальными кругами российского общества опасна негативными последствиями для формирования ценностного ядра культуры самой молодежи. Считая молодежь «пассивной единицей», российское общество тем самым возлагает на себя полномочия в деле воспитания ее в соответствии со своими традиционными взглядами и установками, проецируя их, в том числе, и на современную музыкальную культуру. Следствия этой своеобразной «опеки» - навязывание стереотипов западной массовой культуры, мифологизация музыкального сознания - видны сегодня невооруженным взглядом. Непреодолимое желание правды у молодежи ведет к преобладанию этических приоритетов в произведениях искусства над эстетическими. Говоря о произведениях музыкального искусства, нужно подчеркнуть, что при их оценке, молодежь зачастую больше обращает внимание не на музыкальное сопровождение, а на текст. Отсюда, до сих пор одними из Популярных направлений в музыке у молодежи являются так называемые «исповедальные» виды творчества - авторская песня и рок. В них молодых людей привлекает, прежде всего, словесно-смысловая конкретика, которая не умаляет, однако, и роли подтекста, позволяющего трактовать произведение искусства в соответствии с индивидуальными установками сознания субъекта. Непреодолимое желание правды у молодежи влечет за собой непримиримость и жестокость по отношению к «инакомыслящим» субъектам, перерастающую в насилие. Порой приходится признать, что тексты многих рок- и поп-музыкальных композиций оказываются способными культивировать в молодежном сознании элементы враждебности и агрессии, поскольку нацелены на нигилизм, воспевание убийств и т.п. (некоторые композиции западных рок-групп: «Блэк Саббат», «Джудас Прист», «Мотархэд», «Эй-Си/Ди-Си», «Кисе», «Металли-ка», отечественных групп: «Гражданская оборона», «Черный Лукич» и т.п.). Оглушительная музыка и спецэффекты, используемые при исполнении этими группами, способны лишь усугубить негативное воздействие от данных произведений. Небывалая эмоциональная восприимчивость молодежи по сравнению со старшими поколениями к объектам окружающей ее действительности, в том числе и к объектам музыкальным, может привести к различным модификациям ее музыкальных приоритетов. Стремление к идентификации себя с героями музыкальных произведений приводит к преобладанию этической их оценки над эстетической, что рассматривалось ранее. Так, скажем, музыкальная классика непонятна и трудна, не актуальна для понимания, поскольку рисует придуманный, далекий мир. В свою очередь многое из произведений поп и рок-музыки эмоционально ближе, современней, проще и понятнее для молодежи. Но здесь опять возникает парадокс: музыка воздействует на человека прежде всего эмоционально, и молодежь в данном случае исключением не является. Молодежь использует музыку в качестве средства для эмоциональной разрядки, для нее это способ уйти от насущных проблем. Музыка в функциональном значении все больше становится фоном, формой самопоощрения. Отсюда в ментальности молодежи возрастает роль ее гедонической функции. В содержательном отношении молодежь все больше склоняется к направлениям поп-музыки, которые несут в себе функцию развлекательности. Поиск развлекательности в музыке неизбежно приводит к явлению группового стереотипа. Становятся популярными в молодежной среде определенные сюжеты, темы и образы музыкальных композиций, определенные музыкальные жанры и формы, язык. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что поиск развлекательности в музыке ведет к возникновению типизированных моделей, стандартов, что в свою очередь означает большую формализацию и упрощение, примитивизм по отношению к звуковым объектам. Меняется и отношение молодежи к другим формам музыкальной культуры, наряду с ее восприятием: исполнению музыки, ее сочинению, музыкальному образованию. Сегодня легко создаются музыкальные клубы фанатов рок- и поп-направлений, компьютерной музыки, где каждый, даже не имеющий никакого музыкального образования, уже считает себя музыкантом-исполнителем, даже композитором. Многие молодые люди утверждают, что достаточно только хорошо изучить возможности компьютера, и можно стать с его помощью известным композитором. Так в сознании и ментальности молодежи происходит трансформация музыкальных ценностей, что в свою очередь приводит к изменению ментально-сти молодёжи в целом. Литература 1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. – С. 696. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|