
Сотрудничество в области прав человека |
Развитие межгосударственного сотрудничества в области прав человекаАвтор: З. В. КатернюкВ последние десятилетия практически на все направления межгосударственного сотрудничества оказывают свое непосредственное влияние несколько аспектов – нарастание процесса глобализации общества, разобщение отдельных его представителей и универсализация прав и свобод человека. Глобализация представляет собой многоплановый и макромасштабный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. И не смотря достаточно широкое использование термина «глобализация», значение его пока остается неоднозначным. Поэтому существует необходимость комплексного юридического исследования влияния процессов глобализации на государство и право, правовое положение личности. В настоящий период времени идет процесс формирования мирового сообщества с единым экономическим и политическим пространством и определенными политическими (внутригосударственными и международными) структурами. Этот процесс (основные черты и закономерности, которого пока недостаточно изучены и поняты), безусловно, в близкой перспективе должен оказать свое влияние и на решение проблем прав человека. С другой стороны, этот процесс сам был во многом инициирован именно проблемами прав человека и осознанием глобальности задач, стоящих перед человечеством. Следует отметить, что до принятия в 1945 г. Устава Организации Объединенных Наций права человека не были предметом рассмотрения в рамках международного сообщества и относились к исключительно внутренней компетенции государств. Установив в качестве нормы jus cogens принцип уважения прав человека и основных свобод, государства-члены ООН приняли многие международные соглашения, которые в значительной степени ограничивали суверенитет государств, обязывая их соблюдать международные договоренности. С принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 г. – проблемы прав человека стали заботой всего мирового сообщества. Во второй половине ХХ в. были заключены основополагающие международных договоры, которые предусмотрели создание контрольных органов, рассматривающих не только периодические доклады государств-участников о мерах, применяемых ими для выполнения взятых на себя обязательств, но в некоторых случаях закрепили возможность подачи межгосударственных и индивидуальных жалоб на нарушения государствами-участниками основных прав и свобод. В этой связи необходимо отметить такие договоры, как Пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Широкое распространение получает практика привлечения к обсуждению в ООН и других организациях системы ООН (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО) вопросов, связанных с правами человека, неправительственных организаций. Преступления против человечества, совершенные во время Второй мировой войны, вооруженные конфликты немеждународного характера конца ХХ века (Югославия, Руанда), распространение трансграничной преступности и появление возможности применения ею оружия массового уничтожения привели к постепенному нарастанию международных договоренностей, возлагающих на индивида уголовную ответственность за международные преступления (Уставы Нюрнбергского и Японского трибуналов 1945 г.; Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.; Уставы трибуналов по бывшей Югославии 1991 г. и Руанде 1994 г.; Римский статут Международного Уголовного Суда 1998 г.). Межгосударственное сотрудничество в области прав человека приобрело универсальный характер. В рамках ООН сложилась и развивается концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Наиболее полно она отражена в Венской декларации и Программе действия, принятой Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г. Устанавливается, что в новых условиях развития международных отношений фундаментальное значение будут иметь ценности, которые позволили бы преодолеть отрицательные последствия глобализирующегося мира. К ним были отнесены: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общая обязанность по управлению экономическим и социальным развитием и устранению угроз международному миру и безопасности. В настоящее время существует необходимость комплексного пересмотра созданных механизмов защиты прав человека с тем, чтобы: исключить дублирующую компетенцию, создать условия для повышения роли независимых экспертов в подготовке международных договоров и документов, более широкого вовлечения в процесс обсуждения проблем прав человека неправительственных организаций. В качестве самостоятельной проблемы межгосударственного сотрудничества в области прав человека можно выделить проблему политизации межгосударственных органов в области прав человека. Особенно явно это проявлялось в последние годы в деятельности Комиссии ООН по правам человека, когда государства-члены ООН стремились стать ее членами для того, чтобы защитить себя и своих политических союзников от критики и критиковать самим, а не для того, чтобы обеспечивать права человека. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15.03.2006 г. Комиссия была преобразована в Совет по правам человека (были изменены: статус, порядок формирования и работы; пересмотрена компетенция; установлена возможность применения определенных мер к государствам-членам Совета, совершающим систематические и грубые нарушения прав человека). Обозначенную проблему политизации удастся решить только в том случае, если деятельность государств будет беспристрастной. На региональном уровне развитие межгосударственного сотрудничества в области прав человека проходит в условиях усиления интеграции и взаимозависимости государств друг от друга. В области защиты прав человека наиболее эффективны и востребованы европейские и межамериканские механизмы. Однако и на этом уровне не стоит механически копировать опыт «соседей», а вырабатывать политическую и правовую толерантность в межгосударственных отношениях, учитывая традиционно сложившиеся национальные особенности и межкультурные связи. В процессе глобализации видоизменяются нормы и принципы международного права. В настоящее время уже практически никто не отрицает правомерность «вмешательства» во «внутренние» дела государства в целях защиты прав человека, когда совершаются акты геноцида, этнических чисток, других преступных нарушений прав человека, угрожающих международной безопасности. Одним из характерных в данном отношении является признание права со стороны ООН на гуманитарную интервенцию. При осуществлении действий направленных на защиту прав человека с использованием вооруженной силы государства должны получить санкцию Совета Безопасности ООН либо информировать его при этом безотлагательно. После достижения цели гуманитарной интервенции вооруженные силы следует незамедлительно вывести с территории иностранного государства. Процессы глобализации не только усложнили систему международных отношений и межгосударственных связей, но и создали предпосылки для формирования международного сообщества на базе взаимоуважения, укрепления доверия и общих ценностей. Перед мировым сообществом стоит выбор: либо права человека будут признаны абсолютной ценностью и все нормы и правоприменительная практика примериваются к этому стандарту, либо декларации о правах и свободах человека остаются инструментом политических манипуляций. Литература 1. Аннан К. Сохранились ли у нас всеобщие ценности? // Международное публичное и частное право. – 2004. – № 1. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|