Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Основы наказания





Основы наказания

Мировоззренческие основы наказания в обычном праве тувинцев

Автор: В. М. Дамдынчап

Действенность  любой государственно-правовой системы определяется тем, насколько ее нормы соответствуют обычаям и традициям народа. Очень часто официальный закон несовместим с базовыми для традиционной культуры правовыми понятиями «правда», «честь», «справедливость». Необходимостью согласования общегражданских и этнокультурных ценностей предопределен дуализм общественного сознания. В конце XIX в. территория Тувы была частью Китайской империи. С начала ХIХ в. в монгольских и тувинских землях действовало Уложение Китайской Палаты внешних сношений, специально созданной для управления окраинными кочевыми народами. Китайские власти попытались включить в систему государственного права обычаи и традиции, регулировавшие отношения среди монгольских и тувинских племен.

Таким образом, возникла правовая ситуация, при которой правовое бытие общества определялось одновременно и нормами официального (государственного) писаного права, и нормами так называемого «традиционного», или обычного права. В антропологии права такое положение называется правовым плюрализмом.

В докладе рассматриваются характеристика и мировоззренческие основы системы наказаний в обычном праве тувинцев. Хронологические рамки охватывают период конца XIX в. и начала ХХ в. В основе системы наказаний заложены традиционные представления о справедливости, возмездии и соразмерности. Понятия «справедливость» и «наказание» будучи правовыми категориями, основаны на исторически сложившихся представлениях, отражающих мифопоэтическое восприятие общественных отношений. Поэтому, обращаясь к проблеме самого генезиса обычного права, логично рассмотреть роль мифа в становлении правового сознания тувинцев.

Необходимо раскрыть категории «справедливости» и «наказания» в их историческом развитии, а в широком смысле – понимание добра и зла в традиционной картине мира тувинцев. Это основополагающие институты общественного сознания, определяющие суть правовых отношений в тувинском обществе, как прошлого, так и современного.
В традиционной картине мира тувинцев отражались первобытные анимистические и тотемистические представления, а также шаманские, а позднее и буддийские категории мироздания. В понятиях «справедливости» и «наказания» заложены глубинные представления народа, во многом изменившиеся под влиянием буддизма. «Справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Это категория морально-правового, также социально-политического сознания. Оно содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов в жизни общества и их социальным положением»[1]. Являясь частью общественного сознания, справедливость воплотила в себе шаманские и буддийские представления.

Отношения тувинского общества и окружающего мира во многом определялись шаманскими воззрениями: «Шаманская философия тувинцев предполагает одушевленность мира в целом, и деревья, горы, вода не составляют исключения... Шаманское мировоззрение тувинцев ориентировано на целостную космическую систему, в которой человек лишь органичная ее часть» [2]. Шаманский миф воссоздает целостность картины мира, постольку и мифопоэтическое сознание ориентирует общество на ту всеобщую гармонию, достижение которой является идеалом любой правовой системы и содержанием любой социальной утопии в историческое время. Исходя из этого, справедливость в традиционном обществе – это восстановление нарушенного порядка.

Объявление:

Таким образом, нормативная и гармонизаторская функция присуща мифу по природе: «Миф и ритуал представляют собой комплекс представлений и мер, направленных на соискание апологии образа жизни общества, - необходимой для положительной самоориентации человека в пространстве и во времени. Этим в свою очередь обусловлен психологический комфорт, а соответственно, и социально-политическая стабильность и действенность права» [3]. Правовое обеспечение осуществлялось не волевыми решениями центральной власти, но путем формирования просоциальных установок, в которых ценности общества, освященные традицией, становятся личной ценностью каждого. Иными словами, нормы права заложены в самом механизме социализации. Социальный аспект мифа и ритуала состоит в программе действий в целях совместного выживания. Эта идея объединяет все фундаментальные работы, затрагивающие социальный аспект религии [4]. «Неписаные законы» предков ограждали от распада не столько общество, сколько космос, в силу их соотношения как части и целого, а так же в силу понимания мироздания как взаимосвязи составляющих его многообразие вещей, существ и явлений. Человек, нарушающий естественный порядок не нуждается в специальных мерах наказания, ибо сам становится жертвой собственного поведения. Это особо подчеркивали шаманские мифы, определяющие первые этические нормы [5, 6].

Литература

1.    Ю.И. Семенов. Обычное право в доклассовом обществе: возникновение, сущность и эволюция./ Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы) /Под редакцией Ю.И. Семенова. – Москва: Старый сад, 1997. – С. 13.
2.    Хамнар. Шаманы./Отв.ред.Т.Будегечи. – Кызыл, 1993. – С. 5.
3.    Банников К.Л. Отношение мифопоэтического и правового сознания в традиционной картине мира// Обычное право и правовой плюрализм (Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму) / Отв.ред. Н.И.Новикова, В.А.Тишков. – М., 1999. – С.244.
4.    Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1970. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994. – С.356-368. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1995. – С. 68.
5.    Кенин-Лопсан М.Б-Х. Магия тувинских шаманов. Кызыл, 1993.
6.    Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир./Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усмано-ва М.С. – Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1988.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >