Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Эргономичность сайтов

Эргономичность сайтов: критерии, метрики, правила, инструменты оценки

Автор: Зятев Е. Л.

Постоянное увеличение технических возможностей для разработчиков интернет-систем привело к тому, что особенно остро стала ощущаться нехватка знаний о пользователе, который работает с веб-интерфейсами: о его потребностях, запросах, интересах и физиологических возможностях. Оказывается, что значительная доля сайтов неудобна для использования, перегружена или, наоборот, недогружена информацией, агрессивна по своему визуальному ряду, вызывает у человека утомление, повышает раздражительность. Существует необходимость в проверке и улучшении удобства пользования веб-интерфейсами в реальных условиях с учетом человеческого фактора.

В Интернете информация пользователями воспринимается со следующими особенностями. [1]

- Беглый просмотр страниц, попытка «зацепиться взглядом» за интересные слова или выражения.
- Выбор наиболее подходящего варианта перемещения по сайту из числа первых попавшихся.

Затрудняет восприятие информации отсутствие ориентации на потребности, представления и возможности человека.

- Распределение функций между человеком и компьютером не оптимально.
- Навязываются алгоритмы или темп выполнения трудовой деятельности без учета человеческих возможностей или особенностей решаемых задач.
- Неадекватно отображается взаимодействие между пользователем и компьютером.

Объявление:

В международных стандартах (ISO 9126-4, ISO 9241-11 и др.) описаны критерии, с помощью которых можно определить степень, с которой информационная система может быть использована конкретными пользователями в определённом контексте: [2]

- эффективность (доля правильно выполненных задач, доля выполненных задач, частота ошибок, процент достигнутых целей, процент пользователей, успешно завершивших задачу, средняя точность выполненных задач);
- продуктивность (время выполнения задачи, продуктивность выполнения задачи, экономическая продуктивность, доля времени, в которое выполнялись продуктивные действия, продуктивность относительно эксперта);
- экономичность (задачи, выполненные в единицу времени, финансовая стоимость выполнения задачи);
- безопасность (влияние на здоровье и безопасность пользователей, влияние на здоровье и безопасность других людей, величина экономического ущерба, возможность повреждения программы);
- удовлетворенность (степень удовлетворенности пользователя, удовлетворенность пользователя конкретными особенностями ПО, доля потенциальных пользователей ПО, относительный показатель удовлетворенности, частота использования, частота жалоб).

Метрики, связанные с данными критериями, имеют недостатки. Наиболее распространенные из них — расплывчатость и частная направленность. Например, в стандарте ISO 9126-4 не определен смысл удовлетворенности для показателя «степень удовлетворенности пользователя», а метрика «процент пользователей, успешно завершивших задачу», также упомянутая в данном стандарте, непригодна для индивидуальной оценки.

Не допустить промахов в проектировании сайта и сделать его ориентированным на пользователя поможет применение следующих общих правил. [3]

- Оптимальное значение времени ожидания пользователя — 2 секунды.
- 20% пользователей, процессов, действий, товаров, услуг дают владельцу сайта 80% прибыли.
- Основная мысль на любой странице раскрывается в начале.
- Необходимо наличие элемента навигации, представляющего собой путь по сайту от его «корня» до текущей страницы.
- Обязательны заметные точки начала (реализуют возможность всегда вернуться на предыдущие страницы).
- Между главной страницей и второстепенными должно быть визуальное сходство.
- Требуются описание цели и назначения сайта.

Определить степень удобства сайтов можно с помощью специализированного программного инструментария.
Вот некоторый из них.

1.    Userfly (http://www.userfly.com/). Создается учетная запись, размещается программный код на сайте и запускается тест. Пользователи посещают сайт, система прямо в браузере отслеживает, по каким ссылкам они переходили, как водили мышью и т. д. Сервис платный, но существует и бесплатная тестовая учетная запись. Userfly прост в настройке и предлагает мгновенные результаты, однако не поддерживает концепцию AJAX, не адаптирован к различным версиям браузеров, не имеет системы обратной связи.

2.    User Testing (http://www.usertesting.com). Запускается тест, через час после его завершения предоставляется видеозапись; респонденты комментируют каждый шаг и говорят все, что думают. User Testing предлагает пользователю сценарии, позволяет выбирать целевую аудиторию, комментировать видеозаписи во время просмотра, ориентирован на тестирование больших и сложных проектов. Среди отрицательных сторон — отсутствие возможности задать личный вопрос в службу поддержки.

3.    Silverback (http://www.silverbackapp.com/). Приложение Mac OS X. Пользователь выполняет какие-либо задачи, камера и микрофон записывает его реакцию, собранные данные можно посмотреть и проанализировать. Обеспечивает возможность наблюдать за реакцией респондентов, предоставляется 30-дневная пробная версия. Однако требуется самостоятельно приглашать респондентов для проведения тестирования.

Итак, эргономичный сайт обладает интуитивно понятным, психологически правильным, дружелюбным и удобным интерфейсом, который позволяет быстро осваивать интерфейс и запоминать работу с ним, совершать минимум ошибок при работе с сайтом, экономить время при достижении поставленных задач.

Метрики удобства пользования интерфейсами в международных стандартах неполны и противоречивы. Самостоятельная разработка метрик приведет к отсутствию их общности и унификации. Кроме того, полученные с использованием разных вариантов метрик результаты будет трудно сравнивать.

Применяя инструментарий для оценки удобства пользования сайтами, не стоит останавливаться на одном варианте, следует рассматривать и пробовать все варианты, определять, какой больше подходит под заданные задачи.

Список использованных источников:

1.    Что такое юзабилити сайта и почему это важно- [Электрон. ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: http://e-xecutive.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
2.    Костин А. В чем измеряется юзабилити- — М., 2009.
3.    30 Usability Issues To Be Aware Of http [Электрон. ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: http://smashingmagazine.com/, Smashing Magazine, 31 октября 2007 г.
4.    Круг, C. Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга — СПб.: Питер, 2010. — С. 208.
5.    Сугак Е. Эргономические аспекты проектирования пользовательского интерфейса. — М., 2009.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >