Эргономичность сайтов |
Эргономичность сайтов: критерии, метрики, правила, инструменты оценкиАвтор: Зятев Е. Л.Постоянное увеличение технических возможностей для разработчиков интернет-систем привело к тому, что особенно остро стала ощущаться нехватка знаний о пользователе, который работает с веб-интерфейсами: о его потребностях, запросах, интересах и физиологических возможностях. Оказывается, что значительная доля сайтов неудобна для использования, перегружена или, наоборот, недогружена информацией, агрессивна по своему визуальному ряду, вызывает у человека утомление, повышает раздражительность. Существует необходимость в проверке и улучшении удобства пользования веб-интерфейсами в реальных условиях с учетом человеческого фактора. В Интернете информация пользователями воспринимается со следующими особенностями. [1] - Беглый просмотр страниц, попытка «зацепиться взглядом» за интересные слова или выражения. Затрудняет восприятие информации отсутствие ориентации на потребности, представления и возможности человека. - Распределение функций между человеком и компьютером не оптимально. Объявление: В международных стандартах (ISO 9126-4, ISO 9241-11 и др.) описаны критерии, с помощью которых можно определить степень, с которой информационная система может быть использована конкретными пользователями в определённом контексте: [2] - эффективность (доля правильно выполненных задач, доля выполненных задач, частота ошибок, процент достигнутых целей, процент пользователей, успешно завершивших задачу, средняя точность выполненных задач); Метрики, связанные с данными критериями, имеют недостатки. Наиболее распространенные из них — расплывчатость и частная направленность. Например, в стандарте ISO 9126-4 не определен смысл удовлетворенности для показателя «степень удовлетворенности пользователя», а метрика «процент пользователей, успешно завершивших задачу», также упомянутая в данном стандарте, непригодна для индивидуальной оценки. Не допустить промахов в проектировании сайта и сделать его ориентированным на пользователя поможет применение следующих общих правил. [3] - Оптимальное значение времени ожидания пользователя — 2 секунды. Определить степень удобства сайтов можно с помощью специализированного программного инструментария. 1. Userfly (http://www.userfly.com/). Создается учетная запись, размещается программный код на сайте и запускается тест. Пользователи посещают сайт, система прямо в браузере отслеживает, по каким ссылкам они переходили, как водили мышью и т. д. Сервис платный, но существует и бесплатная тестовая учетная запись. Userfly прост в настройке и предлагает мгновенные результаты, однако не поддерживает концепцию AJAX, не адаптирован к различным версиям браузеров, не имеет системы обратной связи. 2. User Testing (http://www.usertesting.com). Запускается тест, через час после его завершения предоставляется видеозапись; респонденты комментируют каждый шаг и говорят все, что думают. User Testing предлагает пользователю сценарии, позволяет выбирать целевую аудиторию, комментировать видеозаписи во время просмотра, ориентирован на тестирование больших и сложных проектов. Среди отрицательных сторон — отсутствие возможности задать личный вопрос в службу поддержки. 3. Silverback (http://www.silverbackapp.com/). Приложение Mac OS X. Пользователь выполняет какие-либо задачи, камера и микрофон записывает его реакцию, собранные данные можно посмотреть и проанализировать. Обеспечивает возможность наблюдать за реакцией респондентов, предоставляется 30-дневная пробная версия. Однако требуется самостоятельно приглашать респондентов для проведения тестирования. Итак, эргономичный сайт обладает интуитивно понятным, психологически правильным, дружелюбным и удобным интерфейсом, который позволяет быстро осваивать интерфейс и запоминать работу с ним, совершать минимум ошибок при работе с сайтом, экономить время при достижении поставленных задач. Метрики удобства пользования интерфейсами в международных стандартах неполны и противоречивы. Самостоятельная разработка метрик приведет к отсутствию их общности и унификации. Кроме того, полученные с использованием разных вариантов метрик результаты будет трудно сравнивать. Применяя инструментарий для оценки удобства пользования сайтами, не стоит останавливаться на одном варианте, следует рассматривать и пробовать все варианты, определять, какой больше подходит под заданные задачи. Список использованных источников: 1. Что такое юзабилити сайта и почему это важно- [Электрон. ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: http://e-xecutive.ru/, свободный. — Загл. с экрана. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|