Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Видеолекции по техническому исполнению

Классификация видеолекций по техническому исполнению

Автор: Мальцев Д.В.

Видеолекции в настоящее время находят широкое применение в дистанционной и заочной формах обучения, позволяя частично скомпенсировать недостаточность личного общения учащихся с преподавателями. Также видеолекции могут применяться и в очном обучении для организации углубленного изучения или повторения материала и подготовки к экзаменам.

Учитывая сложность создания и конечный вид видеопродукции, можно привести следующую классификацию видеолекций:

1.В первом случае видеолекция представляет собой просто видеозапись обычной классической лекции. Видеозапись может быть сделана одной камерой, монтаж после съемки не применяется. Запись звука также обычно ведется самой камерой. По эффективности воздействия на обучаемого данный тип видеолекций самый низкий. Это связано с несколькими различными моментами. Например, если на лекции производилась запись мелом на доске, то на видео она обычно плохо различима, в силу ограниченной разрешающей способности видео любительских форматов. Здесь имеется в виду стандартное разрешение 720 на 576 точек. Ситуация с видео высокого разрешения(High Definition) будет лучше в силу большего количества пикселей в кадре (1920 на 1080). Если на лекции применялся мультимедиа проектор, то изображение снятых видеокадров также будет не качественным, иногда мелькающим из-за возможного совпадения частоты обновления экрана проектора с частотой камеры(25 кадров в секунду или точнее 50 полукадров). Положительный эффект окажет использование оператором трансфокации, то есть демонстрации крупных кадров сделанных преподавателем надписей на доске и мультимедиа слайдов. Также крупный план позволит передать эмоций лектора зрителям. Данный прием активно применяется в художественных и документальных фильмах и является фактически обязательным для телефильмов. Если зритель не увидит лицо актера близко, чтобы можно было разглядеть взгляд человека, он не станет переживать герою и потеряет интерес к происходящему на экране. Конечно, видеолекция создается не для развлечения, но это тоже видеопродукция и преподаватель в данном случае выступает актером, так что приемы художественного кино для привлечения внимания и здесь будут достаточно целесообразны и полезны.

2.Ко второму случаю можно отнести туже видеолекцию, также снятую одним кадром без монтажа, но с заготовленными отдельно для дальнейшего монтажа видео мультимедиа слайдами. При демонстрации видеолекции экран разбивается на две части. В одной части проигрывается записанное видео с лектором, в другой появляются картинки, дублирующие надписи на доске, основные тезисы темы и слайды с используемой на лекции мультимедиа презентации. Данный тип видеолекций более удобен для восприятия и соответственно более эффективен. Для создания подобного учебного видеопродукта уже понадобится дополнительное программное обеспечение, позволяющее совместить видео и статические кадры в один видеокадр.
3.Третий тип видеолекции по сложности изготовления приближается к учебному фильму. Это существенно обработанный видеоматериал лекции, снятый двумя и более камерами с большим количеством монтажных склеек и с вставками слайдов, мультипликации. Для лучшего конечного качества запись звука предпочтительнее осуществлять отдельной звукозаписывающей аппаратурой с использованием например петличного микрофона, прикрепленного на одежде лектора. Для осуществления сложного монтажа понадобится видеоредактор нелинейного монтажа а также растровые и векторный графические редакторы.

4. Четвертый тип видеолекции уже можно отнести к полноправному учебному фильму. От предыдущих вариантов он будет отличаться сложным процессом самой съемки, которая может длиться до нескольких дней. Это уже не просто запечатленная, хоть и несколькими камерами, аудиторная лекция, а разбитая на эпизоды и специально сыгранная видеопостановка. У лектора появляется возможность из аудитории “переходить” на завод, улицу и так далее, что потребует организации выездных видеосъемок. Весь отснятый материал подвергается сложному монтажу, добавлению необходимых эффектов и озвучиванию. Создание такого учебного видеопродукта только силами педагогов затруднительно. Здесь необходимо участие режиссеров, сценаристов, монтажеров, мультипликаторов, специалистов компьютерной графики, звукорежиссеров и так далее. Тем не менее, эффективность воздействия на обучаемого в четвертом типе видеолекции будет самой сильной в силу большей зрелищности из за активного использования кинематографических приемов.

Объявление:

Представленная классификация достаточно груба и не учитывает режиссерское мастерство, уровень дикторской речи, качество инсценировок и выполнение психолого-педагогиеских требований к учебным фильмам. Безусловно, каждое произведение аудиовизуальной продукции должно рассматриваться педагогами самостоятельно и по каждому произведению должен выноситься вердикт об его общем качестве. Тем не менее, первичная классификация материалов в учебной фильмотеке может быть вполне выполнена по предложенным четырем пунктам. Таким образом будет получено распределение по техническому уровню исполнения видеолекций. В дальнейшем каждую категорию можно разбить на подкатегории, учитывающие другие аспекты аудиовизуальной продукции.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >