Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Интерактивные методы обучения

Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения

Автор: Е.К. Сальцберг

В настоящий момент перед всеми российскими вузами на первый план выдвигается актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ, реализующих ГОС ВПО второго поколения, к концепции стандартов нового поколения, основанной на компетентностном подходе.

При этом особая роль в эффективной реализации принципов нового поколения стандартов ВПО отводится профессорско-преподавательскому составу вузов. Им предстоит не только разработка трудоемких программных документов, - рабочих программы дисциплин (модулей), практик, учебно-методических комплексов, но и освоение и активное внедрение образовательных (педагогических) технологий, способствующих формированию компетенций, заложенных в новых стандартах. В связи с этим является целесообразным уточнить понятие «образовательная технология» и рассмотреть в технологическом аспекте интерактивные методы обучения.

Из всего многообразия определений образовательной технологии следует, очевидно, опираться на предложенное коллективом авторов методических рекомендаций по проектированию новых образовательных программ для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов [4]:

«Образовательные технологии - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования.

Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм».

Объявление:

Данное определение при всей полноте страдает одним существенным недостатком – оно не указывает на роли участников образовательной деятельности, отдавая приоритет в достижении эффекта отдельным элементам технологического процесса. Поэтому я считаю целесообразным дополнить это определение позицией ряда педагогов более известных в среде школьной педагогики:

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [1]. Как видим, здесь принципиальным является акцент на совместной деятельности всех участников процесса, что наиболее полно проявляется в интерактивных методах обучения, о которых речь пойдет дальше.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт, т.е. освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с педагогом (преподавателем, тьютором, тренером), с другими участниками. Процесс интерактивного обучения включает в себя:

•    переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, анализируемую ситуацию);
•    осмысление полученного опыта;
•    обобщение (рефлексия);
•    применение на практике.

В традиционной методике отсутствуют стадии переживания и осмысления конкретного опыта, а применение его на практике заменяется закреплением теоретического материала. Обучаемые выполняют роль пассивных слушателей, получают готовый, уже обобщенный опыт, зачастую в абстрактной форме. Степень рефлексии в этом случае зависит от увлеченности изучаемым предметом и становится фактором, слабо поддающимся управлению со стороны преподавателя. Различные методы интерактивного обучения преодолевают эти недостатки благодаря принципиальному изменению подачи материала и ролевых позиций участников процесса обучения.

Работа в группах, игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, обучающие и метафорические упражнения – все эти формы проведения занятий позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие мнения, увидеть многогранность задачи, почувствовать синергетический эффект коллективной работы.
Помимо учебных задач интерактивное обучение позволяет решать и воспитательные задачи, наиболее полно сочетать коллективную работу с принципом индивидуализации обучения и развивать ключевые компетенции обучающихся [1]:

1.    Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д.
2.    Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе.
3.    Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением.
4.    Основные информационные компетенции, связанные с умением анализировать информацию и применять современные информационные технологии.
5. Компетенции, реализующие желание и способность учиться на протяжении всей жизни.

Деятельность преподавателя при использовании интерактивных методов значительно выходит за рамки занятия и требует наибольших затрат времени на этапе подготовки к нему. Начинается подготовка с постановки целей занятия. При традиционном подходе это не вызывает затруднений, однако интерактивные формы обучения требуют постановки целей не только с позиции преподавателя, но и с позиции студентов, точнее с позиции результатов образования.

Если исходить из формулы: Образование = Обучение + Воспитание, то возникает необходимость в постановке двух целей: первая связана с познанием, освоением, усвоением, адаптацией и управлением внешней системой, другая направлена на развитие личностного потенциала обучающихся.

В традиционном обучении между этими целями возникает противоречие, обусловленное подчиненностью деятельности преподавателя и студентов, прежде всего учебным задачам. Преподаватель, реализуя первую систему целей, не может исходить только из интересов обучающегося и перспектив его развития, так как руководствуется целями предметного обучения, и потому выступает не как педагог, а именно как преподаватель. К этому побуждает его, прежде всего, необходимость придерживаться основных требований к знаниям и умениям, определяемых стандартом.

Сочетание обеих систем целей возможно при использовании деятельностного подхода к организации образовательного процесса и компетентностного - к целепо-лаганию.

При этом следует учитывать, что цель не передается от преподавателя к обучающемуся автоматически с началом занятия. Она должна быть осознана и принята субъектами в процессе занятия. Наиболее эффективным (и наиболее сложным) путем решения этой проблемы является создание условий для формирования у обучающихся потребности в получении и усвоении необходимых знаний. Потребность можно рассматривать как психическое отражение нужды, выражающееся в ощущении дискомфорта из-за отсутствия чего-либо.
Познавательные и коммуникативные потребности можно условно разбить на три группы [2]:

1.    Потребность в знаниях (информации):

-   мировоззренческих – для формирования собственного мировоззрения; ?   ориентировочных – для овладения способами деятельности, адаптации и
самореализации;
- критериальных – для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, фактов, явлений.
2.    Потребность в овладении способами деятельности: организационно-практическими, интеллектуальными, исследовательскими, коммуникативными.
3.    Потребность в установлении отношений с другими людьми по поводу изучаемого материала (интеллектуальное сопереживание).

В условиях деятельностного, компетентностного подходов каждое занятие должно быть направлено на освоение новых или закрепление и развитие уже имеющихся практических навыков и умений, которые отнесены ко второй группе потребностей:

1.    Организационно-практические:
-    воспринимать, обрабатывать и представлять информацию в различных видах (текст, схема, график, таблица, конспект);
-    пользоваться алгоритмом действий, оргтехникой, компьютером, видео-аудиотехникой;
-    организовывать собственную и групповую деятельность.

2.    Интеллектуальные: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, обобщать, выдвигать и формулировать проблему, рецензировать, выстраивать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения проблемы и т.д.

3.    Исследовательские: выделять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, формулировать цели исследования, разбивать его на этапы, планировать эксперимент, интерпретировать его результаты и применять их.

4.    Коммуникативные: слушать и слышать другого, вести дискуссию, работать в команде, владеть невербальными способами общения и т.д.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы, во-первых, создать у обучающегося это ощущение нужды, дискомфорта, во-вторых, показать ему объект, на который может быть направлена его деятельность («сдвиг мотива на цель» А.Н. Леонтьев) [2].

Таким образом, перед преподавателем в методическом плане стоит сложная задача построения системы целей деятельности, которая, с одной стороны, отражала бы взаимосвязь между когнитивной и аффективной педагогическим задачами, с другой – имела бы выход на основные компоненты процесса обучения.

Как показывает собственный опыт очень полезно применять в процессе целе-полагания некоторые принципы менеджмента:

1.    Обсуждение цели с людьми, причастными к ее достижению.
2.    Определение приоритетов.
3.    Обеспечение регулярной обратной связи.
4.    Увязывание цели с системой поощрений.
5.    Средства достижения цели не должны подменять саму цель.

Помимо целеполагания интерактивные методы обучения требуют от преподавателя внимания к следующим элементам организации учебного процесса [3]:

1.    Создание информационной среды, отвечающей целям и особенностям конкретной формы организации занятия.
Решение проблемы представления информации: какая информация должна находиться в постоянном поле зрения обучаемых (плакаты с правилами проведения игры, высказываниями), какая информация должна быть предоставлена каждому обучаемому (или группе) для индивидуальной работы, какая информация должна быть получена в процессе работы и как она должна быть представлена.

2.    Мотивация обучаемых на работу с информацией, нацеливание на желаемый результат. Корректировка организации занятия при возникновении учебной ситуации. Разъяснение преимуществ предлагаемой формы занятий и привлечение обучаемых к формулированию и утверждению правил поведения.

3.    Организация коммуникаций в процессе занятия. Требования к коммуникативной процедуре:

-    регламентированность (определена в правилах, ограничена по времени),
-    формализованность (бланки ответов, карточки очередности),
-    эффективность (экономия времени, четкий регламент)
-    способствование формированию необходимых информационных и коммуникативных компетенций.

Организация пространства занятия, расстановка мебели, доступность технических средств и т.д.

4.    Интерактивные способы взаимодействия с аудиторией:
1)    вербальные и невербальные
•    акустические – интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
•    визуальные – выражение лица, позы, жесты, движения, контакт взглядом;
•    тактильные – расстояние, прикосновения;
2)    организационные
•    умение задавать открытые вопросы;
•    выбор собственной позиции как нейтральной;
•    готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающие понять, что, как и почему происходило на занятии, почему прекращалось взаимодействие и т.д.;
•    ведение заметок, помогающих отслеживать ход занятия и его результативность.

Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что роль преподавателя при использовании интерактивных методов обучения по своей сути приближается к роли менеджера, руководящего работой группы, решающей определенную проблему или реализующей проект. В связи с этим становится актуальным приобретение преподавателем основных менеджерских компетенций, реализуемых в процессах планирования, организации и контроля собственной деятельности и деятельности обучающихся.

Не менее актуально в свете реализации компетентностного подхода освоение принципов управления по результатам, так как он акцентирует «внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [4].

Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента, что наиболее эффективно позволяют сделать интерактивные методы обучения.

Список используемых источников:

1.    Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-практическое пособие.- М., 132 с.
2.    Кайнова Э.Б. Информационно-педагогические технологии – ситемный подход.- Рыбинск, РПК, 2003.
3.    Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград: Перемена, 2005 г.
4. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 64 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >