Интерактивные методы обучения |
Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обученияАвтор: Е.К. СальцбергВ настоящий момент перед всеми российскими вузами на первый план выдвигается актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ, реализующих ГОС ВПО второго поколения, к концепции стандартов нового поколения, основанной на компетентностном подходе. При этом особая роль в эффективной реализации принципов нового поколения стандартов ВПО отводится профессорско-преподавательскому составу вузов. Им предстоит не только разработка трудоемких программных документов, - рабочих программы дисциплин (модулей), практик, учебно-методических комплексов, но и освоение и активное внедрение образовательных (педагогических) технологий, способствующих формированию компетенций, заложенных в новых стандартах. В связи с этим является целесообразным уточнить понятие «образовательная технология» и рассмотреть в технологическом аспекте интерактивные методы обучения. Из всего многообразия определений образовательной технологии следует, очевидно, опираться на предложенное коллективом авторов методических рекомендаций по проектированию новых образовательных программ для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов [4]: «Образовательные технологии - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования. Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм». Объявление: Данное определение при всей полноте страдает одним существенным недостатком – оно не указывает на роли участников образовательной деятельности, отдавая приоритет в достижении эффекта отдельным элементам технологического процесса. Поэтому я считаю целесообразным дополнить это определение позицией ряда педагогов более известных в среде школьной педагогики: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [1]. Как видим, здесь принципиальным является акцент на совместной деятельности всех участников процесса, что наиболее полно проявляется в интерактивных методах обучения, о которых речь пойдет дальше. Интерактивное обучение – это обучение через опыт, т.е. освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с педагогом (преподавателем, тьютором, тренером), с другими участниками. Процесс интерактивного обучения включает в себя: • переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, анализируемую ситуацию); В традиционной методике отсутствуют стадии переживания и осмысления конкретного опыта, а применение его на практике заменяется закреплением теоретического материала. Обучаемые выполняют роль пассивных слушателей, получают готовый, уже обобщенный опыт, зачастую в абстрактной форме. Степень рефлексии в этом случае зависит от увлеченности изучаемым предметом и становится фактором, слабо поддающимся управлению со стороны преподавателя. Различные методы интерактивного обучения преодолевают эти недостатки благодаря принципиальному изменению подачи материала и ролевых позиций участников процесса обучения. Работа в группах, игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, обучающие и метафорические упражнения – все эти формы проведения занятий позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие мнения, увидеть многогранность задачи, почувствовать синергетический эффект коллективной работы. 1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д. Деятельность преподавателя при использовании интерактивных методов значительно выходит за рамки занятия и требует наибольших затрат времени на этапе подготовки к нему. Начинается подготовка с постановки целей занятия. При традиционном подходе это не вызывает затруднений, однако интерактивные формы обучения требуют постановки целей не только с позиции преподавателя, но и с позиции студентов, точнее с позиции результатов образования. Если исходить из формулы: Образование = Обучение + Воспитание, то возникает необходимость в постановке двух целей: первая связана с познанием, освоением, усвоением, адаптацией и управлением внешней системой, другая направлена на развитие личностного потенциала обучающихся. В традиционном обучении между этими целями возникает противоречие, обусловленное подчиненностью деятельности преподавателя и студентов, прежде всего учебным задачам. Преподаватель, реализуя первую систему целей, не может исходить только из интересов обучающегося и перспектив его развития, так как руководствуется целями предметного обучения, и потому выступает не как педагог, а именно как преподаватель. К этому побуждает его, прежде всего, необходимость придерживаться основных требований к знаниям и умениям, определяемых стандартом. Сочетание обеих систем целей возможно при использовании деятельностного подхода к организации образовательного процесса и компетентностного - к целепо-лаганию. При этом следует учитывать, что цель не передается от преподавателя к обучающемуся автоматически с началом занятия. Она должна быть осознана и принята субъектами в процессе занятия. Наиболее эффективным (и наиболее сложным) путем решения этой проблемы является создание условий для формирования у обучающихся потребности в получении и усвоении необходимых знаний. Потребность можно рассматривать как психическое отражение нужды, выражающееся в ощущении дискомфорта из-за отсутствия чего-либо. 1. Потребность в знаниях (информации): - мировоззренческих – для формирования собственного мировоззрения; ? ориентировочных – для овладения способами деятельности, адаптации и В условиях деятельностного, компетентностного подходов каждое занятие должно быть направлено на освоение новых или закрепление и развитие уже имеющихся практических навыков и умений, которые отнесены ко второй группе потребностей: 1. Организационно-практические: 2. Интеллектуальные: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, обобщать, выдвигать и формулировать проблему, рецензировать, выстраивать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения проблемы и т.д. 3. Исследовательские: выделять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, формулировать цели исследования, разбивать его на этапы, планировать эксперимент, интерпретировать его результаты и применять их. 4. Коммуникативные: слушать и слышать другого, вести дискуссию, работать в команде, владеть невербальными способами общения и т.д. Таким образом, перед преподавателем в методическом плане стоит сложная задача построения системы целей деятельности, которая, с одной стороны, отражала бы взаимосвязь между когнитивной и аффективной педагогическим задачами, с другой – имела бы выход на основные компоненты процесса обучения. Как показывает собственный опыт очень полезно применять в процессе целе-полагания некоторые принципы менеджмента: 1. Обсуждение цели с людьми, причастными к ее достижению. Помимо целеполагания интерактивные методы обучения требуют от преподавателя внимания к следующим элементам организации учебного процесса [3]: 1. Создание информационной среды, отвечающей целям и особенностям конкретной формы организации занятия. 2. Мотивация обучаемых на работу с информацией, нацеливание на желаемый результат. Корректировка организации занятия при возникновении учебной ситуации. Разъяснение преимуществ предлагаемой формы занятий и привлечение обучаемых к формулированию и утверждению правил поведения. 3. Организация коммуникаций в процессе занятия. Требования к коммуникативной процедуре: - регламентированность (определена в правилах, ограничена по времени), Организация пространства занятия, расстановка мебели, доступность технических средств и т.д. 4. Интерактивные способы взаимодействия с аудиторией: Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что роль преподавателя при использовании интерактивных методов обучения по своей сути приближается к роли менеджера, руководящего работой группы, решающей определенную проблему или реализующей проект. В связи с этим становится актуальным приобретение преподавателем основных менеджерских компетенций, реализуемых в процессах планирования, организации и контроля собственной деятельности и деятельности обучающихся. Не менее актуально в свете реализации компетентностного подхода освоение принципов управления по результатам, так как он акцентирует «внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [4]. Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента, что наиболее эффективно позволяют сделать интерактивные методы обучения. Список используемых источников: 1. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-практическое пособие.- М., 132 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|