Техника предвыборной агитации |
Особенности техники предвыборной агитации на тамбовском интернет-форумеАвтор: Зубчанинов А.В., Лазарев А.Д.Интернет в последние годы перестал считаться необычным средством передачи информации и с его взрывным распространением даже в провинциальных городах и регионах приобретает характеристики еще одного средства массовых коммуникаций. В отличие от более привычных средств, таких как радио и телевидение, интернет-технологии позволяют организовать почти мгновенный отклик на размещенный в сети материал, приближаясь в этом отношении к свободной дискуссии. Высокая интерактивность сетевых коммуникаций превышает таковую даже для радио- и телепрограмм, идущих в прямом эфире с приемом телефонных звонков слушателей/зрителей. Наиболее интерактивны такие сервисы интернета, как чаты, в том числе и видеочаты, блоги, системы телеконференций и интернет-форумы. Последние из них, удачно совмещая мгновенность отклика с возможностью отложенного чтения, являются наиболее популярным средством ведения дискуссии. Не удивительно поэтому использование форумного общения для предвыборной агитации перед муниципальными выборами в Тамбове в сентябре-октябре 2010 года. Выборы в районах Тамбовской области почти не нашли отражения в сетевых дискуссиях просто ввиду меньшей доступности интернета на периферии. В основном был задействован такой известный ресурс, как крупнейший в области форум www.tamboff.ru с его более чем 25000 зарегистрированных участников. Естественно, не все из них принимали участие в обсуждении предвыборных вопросов и проблем, но сама эта величина вполне сопоставима с городской частью аудитории местных телеканалов. Второй по значимости форум на www.onlinetambov.ru заметно уступает по аудитории, имея на порядок меньшее число зарегистрированных участников (около 3000). Хотя можно проследить аналогию между форумными дискуссиями и беседами с избирателями в прямом эфире или вообще в оффлайне, сама эта аналогия представляется во многом ложной, в первую очередь из-за технологических особенностей сетевого общения. Вот только наиболее критичные различия между радиотелеобщени-ем и общением на интернет-форуме. Что касается фактологии, то в сети она имеет меньшее значение, чем в прямом общении. Во-первых, некоторые детали можно немедленно уточнить прямо в сети через один из многих поисковиков, во-вторых форум, являясь средством отложенного чтения, позволяет дать ответ несколько позже, после того, как факты будут прояснены, в том числе и из несетевых источников. И потому в сети на первый план выходят не собственно факты, а строгость и логичность их интерпретации. Объявление: Наконец, на радио и ТВ существует возможность монтажа и неудачно вырвавшееся слово может быть аккуратно вырезано при редактировании или, на худой конец, попросту "запикано". В сетевых форумах такой возможности нет – даже если сообщение было post factum отредактировано автором, или вообще убрано модератором форума, его следы неизбежно останутся либо в репликах участников дискуссии, либо в скриншотах, либо вообще в кешах поисковых машин, например Гугла. Еще одной особенностью форумных дискуссий, особенно на политические темы, является эффект "размножения ников", когда один и тот же сетевой персонаж регистрируется под различными псевдонимами (никами), тем самым создавая видимость массовости поддержки того или иного мнения. Иногда даже эти аватары одного и того же персонажа вступают друг с другом в оживленную дискуссию, обычно по мелким несущественным деталям и эпизодам. Анализ некоторого числа ников на форуме, в том числе дат регистрации на форуме и количества сообщений, а также особенностей стиля и грамматических характеристик текстов позволяет с достаточной долей уверенности предположить наличие подобного эффекта и в фо-румных тредах, связанных с предвыборными агитационными материалами. Особенно пикантно почти полное исчезновение сообщений того или иного псевдоперсонажа сразу по завершении выборов. Наконец, еще одна интересная особенность предвыборных сообщений на форуме. Достаточно долго проходило обсуждение в одной из ветвей, связанной с особенностями тамбовского менталитета и его отличиями от менталитета жителей других регионов страны. По отдельным репликам дискуссии удалось выяснить, что тему открыл некий политтехнолог, приглашенный отделением ЕР для подготовки предвыборной рекламной кампании. Результат этого треда дискуссии привел к оффлайновому результату – появлению в городе биллбордов со слоганом "Тамбов – душевный город". Таким образом дискуссионные интернет-площадки Тамбова были впервые в заметной степени использованы для предвыборной агитации и даже контрпропаганды. Учитывая скорость распространения интернет-доступа в области и количество участников форумных дискуссий, причем наиболее активного возраста, следует ожидать в будущем превалирования этого способа предвыборной агитации над традиционной, использующей электронные средства массовой информации. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|