Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Факторы государственного управления

К вопросу о факторах государственного управления

Автор: Трифонов Ю.Н.

Проблема эффективности государственного управления традиционно является одной из наиболее актуальных в обществоведческой мысли. Ее значение особенно возросло в настоящее время. Дело в том, что мировой финансово-экономический кризис предъявил повышенные требования к деятельности государственных органов, причем во всех сферах общественной жизни. В данных условиях общество остро нуждается в профессионалах в сфере государственного и муниципального управления. На этот счет в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [1] говорится о необходимости формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Это, в свою очередь, требует уточнения ряда положений теории государственного управления. В частности, это касается такого ее аспекта, как факторы государственного управления. По данному вопросу в литературе высказываются различные точки зрения. Так, по мнению В.Е. Чиркина, возможности государственного и муниципального управления связаны с четырьмя факторами: волей, властью, силой, материальными и иными ресурсами [6, 17]. Как видим, в качестве самостоятельных выделены четыре фактора, не все из которых, на наш взгляд, таковыми являются. Обоснуем свое утверждение.

Безусловно, основой возможности государства целенаправленно воздействовать на общественную жизнь является наличие у него власти. Более того, государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти [2, 9]. Тем самым, не возникает сомнений в том, что власть – основной фактор государственного управления.

Власть, управляя общественными делами, использует материальные и иные ресурсы, которые в этом смысле также становятся факторами государственного управления. Обоснованность же выделения В.Е. Чиркиным таких факторов государственного и муниципального управления, как воля и сила, по нашему мнению, вызывает возражения. Дело в том, что они (воля и сила) являются ни чем иным, как признаками самой государственной власти. Именно благодаря их наличию власть и способна играть особую роль в управлении общественной жизни. И, напротив, их отсутствие фактически означает «безвластие». Именно так воспринимается в общественном сознании безвольная и слабая власть. Не случайно, на данные качественные характеристики публичной власти обращал внимание в своем послании Федеральному Собранию в 2008 г. Президент РФ Медведев Д.А.: «Мы знаем – Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни» [4].

О том, что именно воля является одним из атрибутов государственной власти свидетельствуют общепринятые ее определения. Большинство специалистов разделяет мнение, в соответствии с которым государственная власть – это способность и возможность государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей. Действительно, лицо власти – проявление ее твердой воли. В плоскости «воля» оформляется жесткая подчиненность действий целям, складываются целеустремленность, настойчивость. Без воли власть отрешена – мягкотела, недееспособна. Как образно заметил В.В. Ильин, воля сообщает власти пафос активизма [5,166]. При этом берется во внимание, что реализация воли осуществляется с помощью какого-либо средства – авторитета, насилия и др.

Объявление:

Считаем, что государство в своей деятельности опирается, прежде всего, на свою силу, понимаемую предельно широко. Речь идет о совокупных материальных и духовных силах общества, которые государство способно мобилизовать для осуществления своей воли. Сильное государство не является каким-то специфическим и самостоятельным видом (типом) государства. Это особое качественное состояние государства, проявляющееся в его работоспособности и эффективности. Мы разделяем мнение о том, что для выявления этого состояния следует использовать функциональный подход. Сила государства, как считает В.А. Затонский, определяется, прежде всего, тем, насколько эффективно оно выполняет свои функции, насколько результативна проводимая им политика [3,16].

В связи с этим силу государственной власти не следует отождествлять лишь с наличием и возможностью использования силовых структур (армии, милиции и т.д.). Вместе с тем, и недооценивать их роль недопустимо. Именно с этих позиций необходимо подходить к формированию нового облика таких видов государственной службы, как военная служба и правоохранительная служба.

Таким образом, приходим к выводу, что воля и сила являются атрибутами государственной власти и поэтому не могут рассматриваться в качестве самостоятельных факторов государственного управления.

Список используемых источников:

1.    Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» //Российская газета. 2009, 11 марта.
2.    Государственное и муниципальное управление. – М.: Высшее образование, 2007. – 211 с.
3.    Затонский В.А. Региональная правовая политика и эффективность государственности: личностный фактор // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / Под. Ред. А.В. Малько – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г,Р. Державина, 2008. С.15–30.
4.    Послание Президента РФ Федеральному Собранию//Российская газета. 2008, 6 ноября. – № 230.
5.    Философия: учебник. В 2 т. Т.2/ В.В.Ильин. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.– 784 с.
6.    Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2009. – 448 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >