Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Пенитенциарные учреждения





Пенитенциарные учреждения

Пенитенциарные учреждения России во второй половине XIX – начале XX веков

Автор: Голыбина М.Н.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века пенитенциарные органы в России не имели четкой системы управления. Преобладание карательного вида наказания рождало постулат о том, что наказание призвано обеспечить возмездие за совершенное деяние в виде адекватной кары.

Личный произвол тюремной администрации играл видную роль, и личные соображения исполнителей сильно влияли на закон. Всего в начале 80-х годов XIX века в России насчитывалось 7672 места заключения (не считая полицейских арестных помещений). До второй половины XIX столетия в России не существовало четкой системы организации тюремных учреждений. Так, например, рабочий (работный) дом не отличался от смирительного, тюремный замок (острог), арестантские роты гражданского ведомства также не имели между собой принципиальных различий. Управление тюремным ведомством не было централизованным, тюремные замки находились в ведении различных государственных органов. При этом тюремное управление еще и не было отделено от полицейского.

В одной лишь Москве находилось около десятка самых разных тюремных учреждений - тюремный замок (острог), пересыльный замок, смирительный дом, рабочий (работный) дом, отделение в здании присутственных мест, арестное помещение при Екатерининском богадельном доме, тюремное помещение при мещанском обществе, арестантские роты гражданского ведомства, арестантские помещения при полицейских частях города.

Для нужд этапирования арестантов в места отбывания наказаний служили пересыльные (этапные) тюрьмы. Наиболее крупными пересыльными тюрьмами являлись: Московская, Санкт-Петербургская, Владимирская, Нижегородская, Казанская, Орловская, Пермская, Томская, Тюменская, Тобольские центральные тюрьмы и др.

К концу XIX века в европейской части России и Сибири действовали 13 каторжных тюрем, в которых ежедневно содержалось свыше 5 тыс. чел., в то время как общая численность лиц, отбывающих наказание в виде каторжных работ, составляла 36 337 чел. Среди наиболее крупных каторжных тюрем были: Шлиссельбургская, Александровская, Акатуевская, Варшавская, Владимирская, Псковская, Смоленская, Саратовская, Орловская, Усть-Каменогорская, Харьковская, Херсонская, Новобелгородская, Новоборисоглебская и др.

Объявление:

Во всех местах лишения свободы условия содержания осужденных не соответствовали предъявляемым требованиям. Повсеместно тюрьмы были переполнены. Санитарные нормы наполняемости тюремных помещений не выдерживались. Заключенные не получали необходимого медицинского обслуживания.
Причинами этого являются следующие факторы:

1)    законы трудно применимы на практике и противоречивы;
2)    управление тюрьмами распределено между громадным количеством лиц и административных органов, их взаимодействие не организовано четко;
3)    большая часть административных лиц склонны решать дела и поступать согласно не с законом, а с тем, что они считают лучшим в данное время;
4)    низкий уровень профессиональной подготовки и нравственности большого числа лиц тюремной администрации.

В тюрьмах, предназначенных исключительно только для политических преступников, беспорядков и мошенничества, конечно меньше, чем в тюрьмах уголовных, но даже и в них административный произвол играл большую роль, чем закон. Отношения к политическим заключенным зависело также в сильной степени от настроения, господствующего в официальных сферах в различное время. После каждого нового покушения со стороны революционеров, которые остались на свободе, строгость по отношению к их соратникам в тюрьмах усиливалась. Результатом такого отношения к закону является полное отсутствие всякой системы и постоянства в тюремном управлении. Обращение с заключенными соотносится не с законом, а с тем, что прокурор или шеф жандармов считал нужным, в соответствии с обстоятельствами или событиями, к которым сами заключенные не имели, может быть никакого отношения.

Как видим, состояние российского пенитенциарного ведомства накануне реформы было удручающим, почва на которой исторически возникала российская тюрьма, не представляла возможности для создания определенной тюремной системы.

В условиях социально-экономической и политической модернизации российского общества в конце 70-х годов XIX века царское Правительство было вынуждено предпринять ряд принципиальных организационных мер, кардинально изменивших механизм функционирования тюремной системы государства, всецело направленных на совершенствование деятельности его карательных звеньев.

Для подготовки тюремной реформы 1 февраля 1872 г. Александром II была учреждена специальная Комиссия для составления общего систематического проекта тюремного преобразования. Главным результатом работы Комиссии стал подготовленный и принятый ею Общий систематический проект тюремного преобразования, положенный в основу кардинальной реформы всей тюремной системы России конца XIX - начала XX в. Проект состоял из 176 статей, помещенных в 5 основных разделов.

С учетом предложений Комиссии 27 февраля 1879 г. в России был учрежден ведущий орган централизованного управления всем тюремным ведомством страны -Главное тюремное управление, на который были возложены функции по определению основных направлений проведения тюремной реформы, а также выбор путей и дальнейшего совершенствования деятельности пенитенциарной системы России в период ее адаптации к новым условиям государственной и общественной жизни. Главное тюремное управление в виде самостоятельной структурной единицы вошло в состав МВД. Министр внутренних дел являлся прямым начальником тюремной стражи и местной тюремной администрации, а места заключения находились в ведении начальника Главного тюремного управления, а также губернаторов.

Высший надзор за всеми тюремными учреждениями, предназначенными для содержания под стражей государственных преступников, принадлежал товарищу (заместителю) Министра внутренних дел - руководителю Департамента исполнительной полиции. На начальника Главного тюремного управления возлагалось руководство местами заключения гражданского ведомства, пересылкой арестантов и исправительными приютами.

В компетенцию Главного тюремного управления входило управление ссылкой и каторгой, а также деятельность Попечительного о тюрьмах общества, исправитель-но-воспитательных заведений и благотворительных тюремных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школ, приютов, патронатных обществ).
Помимо своей основной деятельности по организации централизованного управления тюремной системой Российской империи, Главное тюремное управление разрабатывало новые законопроекты, составляло сборники законов и распоряжений, а также издавало инструкции для тюремной администрации. Кроме того, оно выполняло различные административные, хозяйственные, счетные функции, а именно:

-    осуществляло управление личным составом тюремного ведомства (назначало, отправляло в отставку, предоставляло отпуска, назначало пенсии и пособия, представляло к наградам, предавало суду чиновников ведомства);
-    осуществляло управление отдельными местами заключения, распределяло по ним срочных арестантов и служащих вольнонаемной стражи;
-    устанавливало порядок надзора за заключенными и содержания их в тюрьмах и больницах;
-    определяло виды арестантских работ.

Помощь Главному тюремному управлению в этой работе оказывала (образованная еще 27 января 1867 г.) Главная инспекция по пересылке арестантов, занимавшаяся пересылкой осужденных, обеспечением караула по пути следования при помощи конвойных команд, находившихся в распоряжении инспекции. Возглавлял инспекцию Главный инспектор, находившийся в ведении Военного министерства, но непосредственно подчинявшийся начальнику Главного тюремного управления.

В целях регулярного обмена мнениями по различным вопросам тюремной практики Главное тюремное управление периодически созывало съезды тюремных служащих, а также устраивало выставки, информирующие общество о достигнутых в тюремном деле результатах, вело переписку с международной тюремной комиссией и принимало участие в заседаниях международных тюремных конгрессов.

Главное тюремное управление состояло из 8 делопроизводств, каждый из которых обладал определенными полномочиями (решение кадровых, финансовых, хозяйственных, правовых и др. вопросов).

С учетом международного пенитенциарного опыта 13 декабря 1895 г. Главное тюремное управление было передано в Министерство юстиции и просуществовало под его началом вплоть до 1917 г.

В целях осуществления контроля над деятельностью тюремных учреждений на местах Законом от 21 марта 1890 г. в некоторых местностях были учреждены губернские тюремные инспекции. На тюремные инспекции возлагались функции разработки проектов законодательных актов, проведения ревизий местных тюремных учреждений и руководство их деятельностью.

В течение 1890 - 1896 гг. тюремные инспекции были созданы в 24 губерниях. Процесс становления их затянулся на долгие годы. Совместно с административной властью к выполнению тюремных задач призваны губернские комитеты и отделения попечительского общества. Губернские комитеты управлялись мужчиной-губернатором в качестве вице-президента. Представители женских комитетов утверждаются Высочайшей властью. В состав губернских комитетов входят: 1) вице-президент, 2) директора - губернские предводители дворянства, вице-губернатор, городской голова, председатель губернской земской управы. Состав уездных отделений: уездный предводитель дворянства, городской голова, уездный врач, председатель уездной земской управы. К числу обязанностей относятся: тюремная благотворительность, нравственное и религиозное воспитание, ведение всех хозяйственных дел тюрьмы.
В целях усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения был учрежден новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам, на заседания которого выносились вопросы тюремного устройства, исполнения общих смет доходов и расходов по тюремной части, улучшения тюремного хозяйства, годовых отчетов о работе Главного тюремного управления и др.

Кроме того, определенные функции по формированию новой тюремной системы были возложены на Государственный совет.

В 1894 г. в составе Главного тюремного управления была образована статистическая часть, а в 1902 г. - новое делопроизводство по организации арестантских работ и бухгалтерия.
В 1904 г. был упразднен Тюменский приказ о ссыльных, его функции по распределению ссыльных по Западной и Восточной Сибири были переданы Главному тюремному управлению.
В 1908 г. в составе Главного тюремного управления выделяется особое делопроизводство, которому вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремного ведомства вопросов.

В 1906 г. при Главном тюремном управлении было учреждено Центральное дактилоскопическое бюро, деятельность которого регламентировалась Правилами о производстве и регистрации дактилоскопических снимков.

В начале XX в. преобразования в сфере пенитенциарного дела затронули и внешние атрибуты тюремного ведомства. Все служащие Главного тюремного управления и непосредственно мест заключения стали носить форменную одежду (черный с темно-синими выпушками и просветами костюм, приборный металл фурнитуры униформы был желтый). Заслуги в службе отмечались награждением тюремного персонала серебряной медалью «За беспорочную службу в тюремной страже», помещаемой на нагрудной ленте ордена Святой Анны.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. российское тюремное ведомство вступило на качественно новый уровень своего развития. Специфика становления системы управления тюремными учреждениями непосредственно связана с динамикой развития отношений между государством и обществом. В результате предпринятых мер, затронувших не только деятельность центрального тюремного аппарата, но и местных органов исполнения наказаний, тюремная система Российской империи стала представлять собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческой структурой, деятельность которых всецело была направлена на реализацию установленной законом исполнительной функции.

Список используемых источников:

1.    Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М.: Юридич. лит-ра, 1951. Т. 3.
2.    Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802-1917 годы (Историко-правовое исследование). М., 1983.
3.    Отчет по Главному тюремному управлению за 1887 год. СПб., 1889.
4. Печников А.П. Тюремные учреждения российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.): Историческая хроника. М., 2004.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >