Информационное законодательство |
Цели и принципы информационного законодательства Российской ФедерацииАвтор: Шубина О.А.Цели и принципы имеют концептуальный для развития законодательства характер. Следует отметить, что цели и принципы информационного законодательства определенным образом закреплялись в правовых нормах. Так, Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 23 мая 1993 года был принят Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках Межпарламентской Ассамблеи»40, в котором впервые сформулированы принципы правового регулирования информационных отношений. В их числе названы: законодательное закрепление права граждан, организаций, государств на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и гарантии реализации этого права; установление правового режима информации; обеспечение доступности информации, не отнесенной законом в установленном порядке к информации с ограниченным доступом; установление правовых форм защиты информации и гарантий информационной безопасности, а также защиты авторских и иных прав в области информационных отношений. Перечисленные принципы в строгом смысле слова не могут быть отнесены к числу принципов законодательства. Кроме того, мы видим в данном случае включение в один логический ряд понятий по сути несопоставимых. Имеется и попытка отнести авторские права к объектам информационных отношений. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 09 сентября 2000 года № Пр – 199541 выделяются четыре основных составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, анализ которых позволяет сформулировать цели информационного законодательства: обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею; обеспечение государственной политики Российской Федерации; обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; развитие современных информационных технологий, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Учитывая сложность процесса становления информационного законодательства представляется вполне понятной. Объединяет все названные направления, как принято считать, общий объект – информация. Но категория информации объединяет все стороны бытия социума, образуя инфосферу в понятии неприменимом для юридических целей42. Обратившись к перечисленному выше блоку целей, мы не можем не увидеть, что центральным, объединяющим понятием выступает не информация, а информационный ресурс. Информационный ресурс, как объект права, максимально соответствует целям информационного законодательства, позволяя одновременно и реализовать права и свободы граждан, и обеспечить цели эффективного управления, и создать оптимальные условия информационной безопасности, и быть включенным в коммерческий оборот. Объявление: Список используемых источников: 1. Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках Межпарламентской Ассамблеи» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1993. - № 29. - Ст. 1145. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|