Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Информационное законодательство





Информационное законодательство

Цели и принципы информационного законодательства Российской Федерации

Автор: Шубина О.А.

Цели и принципы имеют концептуальный для развития законодательства характер. Следует отметить, что цели и принципы информационного законодательства определенным образом закреплялись в правовых нормах. Так, Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 23 мая 1993 года был принят Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках Межпарламентской Ассамблеи»40, в котором впервые сформулированы принципы правового регулирования информационных отношений. 

В их числе названы: законодательное закрепление права граждан, организаций, государств на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и гарантии реализации этого права; установление правового режима информации; обеспечение доступности информации, не отнесенной законом в установленном порядке к информации с ограниченным доступом; установление правовых форм защиты информации и гарантий информационной безопасности, а также защиты авторских и иных прав в области информационных отношений.

Перечисленные принципы в строгом смысле слова не могут быть отнесены к числу принципов законодательства. Кроме того, мы видим в данном случае включение в один логический ряд понятий по сути несопоставимых. Имеется и попытка отнести авторские права к объектам информационных отношений.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 09 сентября 2000 года № Пр – 199541 выделяются четыре основных составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, анализ которых позволяет сформулировать цели информационного законодательства: обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею; обеспечение государственной политики Российской Федерации; обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; развитие современных информационных технологий, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Учитывая сложность процесса становления информационного законодательства представляется вполне понятной. Объединяет все названные направления, как принято считать, общий объект – информация. Но категория информации объединяет все стороны бытия социума, образуя инфосферу в понятии неприменимом для юридических целей42. Обратившись к перечисленному выше блоку целей, мы не можем не увидеть, что центральным, объединяющим понятием выступает не информация, а информационный ресурс. Информационный ресурс, как объект права, максимально соответствует целям информационного законодательства, позволяя одновременно и реализовать права и свободы граждан, и обеспечить цели эффективного управления, и создать оптимальные условия информационной безопасности, и быть включенным в коммерческий оборот.

Объявление:

Список используемых источников:

1.    Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках Межпарламентской Ассамблеи» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1993. - № 29. - Ст. 1145.
2.    Указ Президента Российской Федерации 09 сентября 2000 года № Пр – 1995 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. – 2000. - № 187.
3.    Вернадский В.И. Антология о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998). / В.И. Вернадский. - СПб., 2000.
4.    Затуливетер Ю.С. Информационная природа социального антагонизма и пути перехода к информационному саморегулированию социума посредством компьютерной среды. / Ю.С. Затуливетер. // Тезисы по материалам VII конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем». Москва. 19 декабря 2000 года. - М., 2000.
5.    Затуливетер Ю.С. Информационная природа социального неравенства / Ю.С. Затуливетер. // Пчела. – 2002. - № 8.
6.    Сидоров А.И. Информация – универсальный атрибут матери. / А.И. Сидоров. // Вестник Академии наук. – 1997. – Том 67. - № 8.
7.    Урсул А.Д. и др. Концептуальные основы устойчивого развития./ А.Д. Урсул, В.А. Лось, Ф.Д. Демидов. - М., 2003.
8.    Урсул А.Д. и др. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. // НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – 2004. - № 4.
42 См., например: Вернадский В.И. PRO et CONTRA. Антология о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998). / В.И. Вернадский. - СПб., 2000; Затуливетер Ю.С. Информационная природа социального антагонизма и пути перехода к информационному саморегулированию социума посредством компьютерной среды. / Ю.С. Затуливетер. // Тезисы по материалам VII конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем». Москва. 19 декабря 2000 года. -М., 2000; Его же. Информационная природа социального неравенства / Ю.С. Затуливетер. // Пчела. – 2002. - № 8; Сидоров А.И. Информация – универсальный атрибут матери. / А.И. Сидоров. // Вестник Академии наук. – 1997. – Том 67. - № 8; Урсул А.Д. и др. Концептуальные основы устойчивого развития./ А.Д. Урсул, В.А. Лось, Ф.Д. Демидов. - М., 2003; Урсул А.Д. и др. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. // НТИ. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – 2004. - № 4.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >