Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Доминанта экономики





Доминанта экономики

Социальная доминанта государственной экономической политики в России: XVI – XXI вв.

Автор: Жариков В.В., Бредихин В.Е.

Активно обсуждаемая в последнее время в научном сообществе модель социального государства, построение которого в России продекларировано Конституцией 1993 г. делает актуальным обращение исследователей к истокам и традициям российской государственной социально-экономической политики, что позволит яснее определить перспективы такого строительства.

Авторский подход к проблеме предполагает учёт двух глобальных особенностей российского исторического процесса: огромной роли государства в регулировании экономических процессов и неизменном выраженном преобладании государственных интересов над общественными.

Социальная доминанта экономической политики российского правительства в зависимости от объекта, целей и метода государственного экономического воздействия в определённые исторические периоды имела разную степень выраженности.

Авторами предлагается следующая периодизация проблемы, охватывающая промежуток, приблизительно, с середины XVI века до наших дней:

• Первый этап: XVI – начало XX века, или эпоха монархического правления в России. В указанный период экономическая политика правительства была социально ориентирована, преимущественно, на материальную поддержку немногочисленной социальной группы: поместного дворянства и крупной торговой буржуазии (со второй половины XIX века – представителей крупного промышленного и банковского капитала). Данная политика своей основой имела почти исключительно государственный интерес, поскольку представители указанных социальных групп являлись военной и экономической опорой феодального абсолютистского государства. Основными методами государственной поддержки являлось создание налоговых, кредитных, ценовых и прочих экономических преференций для указанных групп. Социальная доминанта на первом этапе выражена слабо, в деятельности правительства преобладает политический интерес.

Объявление:

В свою очередь, первый этап целесообразно разбить на два периода:

1.    XVI – XVIII век – период направленности мер государственной поддержки исключительно на поместное дворянство и крупную торговую буржуазию (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен, гильдейское купечество);
2.    конец XVIII - начало XX века – период расширения социального диапазона правительственных экономических мер за счёт крепостного и государственного крестьянства, а с конца XIX века – за счёт промышленного пролетариата. При этом в основе правительственных действий лежала необходимость сохранения социально-политической стабильности. Предметом воздействия государства стали трудовые отношения. Таким образом, социальная доминанта во втором периоде имеет более выраженный характер.

•    Второй этап: 1917 – 1991 гг., или, в авторской трактовке, эпоха «государ ственного социализма». Наступление нового этапа было связано с резко проявившим ся в период перехода к индустриальному обществу (конец XIX – начало XX века) не соответствием социальных ожиданий основной массы населения в плане получения материальных благ и существующей модели социальных и производственных отно шений. Революционная ломка традиционной политической системы в 1917 г. привела к резкой смене социальных ориентиров государственной экономической политики, главным объектом которой стало трудовое население, занятое в государственном сек торе (рабочие и советские служащие). Целью государственных социально- экономических мер являлось укрепление существующего политического режима, а основным методом – воздействие на трудовые отношения.

Второй этап также имеет свою периодизацию:

1.    1920-е – 1950-е гг. – период, в котором объектом социально-экономической поддержки являлись рабочие и служащие;
2.    1960-е – 1980-е гг. – объектом социально-экономической поддержки становится всё население. Возникает новый метод государственной поддержки – решение жилищной проблемы. Именно в этот период возникают элементы социального государства в России. Социальная доминанта экономической политики приобретает выраженный характер.

•    Третий этап: с 1992 г. по настоящее время. В числе причин, его породивших, стали противоречия второго периода предыдущего этапа: в эпоху «развитого социализма» опережающий рост доходов населения по отношению к производитель ности труда стал причиной прогрессирующего товарного дефицита, что свидетельст вовало о неподготовленности советской экономики к переходу на стадию социально го государства. Разрыв между декларативной и фактической социальной действитель ностью привёл ко второй, по существу, революционной ломке социально- экономической модели.

Для современного этапа характерно, с одной стороны, официальное декларирование социального государства в России, с другой, резкое падение уровня жизни подавляющей массы населения страны, имущественная дифференциация общества, нарастание разрыва в уровне доходов крайних социальных групп. Реальная экономическая политика российского правительства ориентирована на поддержку финансовой олигархии, а также средних и верхних слоёв государственной бюрократии через предоставление финансовых и административных преференций. Социальная доминанта современной экономической политики российского правительства слабо выражена.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >